Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ДЕВЯТАЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 16 января 2002 года

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РЕСПУБЛИКЕ НЕ УДОВЛЕТВОРЯЕТ ДЕПУТАТОВ

(Газета «Крымские известия» от 17 января 2002 года)

16 января Председатель Верховной Рады АРК Леонид Грач открыл девятую, завершающую сессию третьего созыва Верховной Рады автономии. Явка на этот раз была примерно такой, как в начале первой сессии в 1998 году: в зале присутствовало свыше 80 депутатов.
При формировании повестки дня представители Совета министров АРК сделали попытку отклонить вопрос о заслушивании информации правительства об устранении нарушений и недостатков в бюджетном процессе на том основании, что якобы Совмин в соответствии с существующим законодательством обязан только два раза в год отчитываться о своей деятельности в целом, заслушивания по какому-либо отдельному направлению должны происходить по требованию не менее трети депутатского корпуса. Однако ведущий заседание напомнил, что этот вопрос включен в проект повестки в развитие прошлогоднего решения Верховной Рады, основанного на выводах и заключениях временной специальной комиссии и Счетной палаты ВР АРК, которое принималось не менее чем половиной депутатских голосов.
С информацией об устранении Совмином АРК нарушений в бюджетном процессе перед депутатами выступил министр экономики Крыма А. Яценюк. Он сказал, что с принятием нового Бюджетного кодекса Украины, кардинально изменившего законодательство в области бюджетных отношений, все выявленные нарушения «иссякают». В отношении возврата средств из межотраслевого инновационного фонда министр заверил, что правительство уже «начало активнейшую деятельность и в конце года возвращено 500 тысяч гривен».
Такая информация депутатов мало удовлетворила, министра даже упрекали в чрезмерной «легкости», с которой он относится к бюджетно-финансовой политике Совета министров АРК. Ему было задано много вопросов, касающихся уже новых проблем в бюджетном процессе. В частности, депутат Г. Кравец спрашивал, на каком основании с начала года сняты с финансирования медицинские и лечебные учреждения, в том числе и детские, интернатного типа. Депутат О. Осадчий возмущался тем, что из-за отсутствия поступлений в бюджет города из республиканской казны снова стала расти задолженность по заработной плате, по Керчи она уже подбирается к миллиону гривен. Депутат А. Пиронко обратил внимание на «странность» финансовых потоков: так, при крайне скудных зимних доходах автономии в течение трех дней 700 тысяч гривен правительство направило коммерческой структуре на финансирование заказа, реализация которого запланирована на конец года. На вопрос депутата В. Попова о том, как правительство оценивает ущерб, нанесенный бюджету единой системой электронных расчетов, А. Яценюк ответил, что Совет министров не имеет компетенции давать оценку по этим вопросам, а компетентные органы, в частности суды общей юрисдикции, своего решения по этому поводу не выносили.
Суммируя высказанные к докладу правительства претензии, Л. Грач предложил депутатам протокольно оформить заявления А. Яценюка в отношении того, что проект бюджета автономии на 2002 год сверстан и согласно ему все спецучреждения Министерства здравоохранения АРК будут финансироваться в полном объеме, до его принятия эти вопросы урегулированы постановлением Совета министров АРК о временном порядке финансирования расходов бюджета; а также уверения в том, что правительство приложит максимум усилий для немедленного погашения противотуберкулезному санаторию «Ласточка» задолженности за потребленную электроэнергию. Депутаты одобрили и другое предложение — предать гласности дебаты по рассматриваемому вопросу.
Приняв информацию министра экономики и содоклад председателя Счетной палаты Верховной Рады АРК Н. Горбатова к сведению, сессия решила в феврале 2002 года заслушать отчеты Совета министров АРК об исполнении бюджета автономии за 1999 и 2000 годы.
Рассмотрен блок вопросов, касающихся организации предстоящих выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым и органы местного самоуправления. В связи с тем, что Симферопольский городской совет в определенный действующим законодательством срок не образовал городскую территориальную избирательную комиссию по выборам городского совета и городского головы, Верховная Рада АРК в соответствии с Законом Украины «О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов» устранила это упущение. Из предложенных Симферопольским городским головой В. Ермаком кандидатур (из-за его отсутствия на сессии с представлением перед депутатами выступил секретарь горсовета А. Дорофеев) образована избирательная комиссия под председательством В. Карлюги. Составлена и утверждена смета расходов на проведение выборов депутатов Верховной Рады АРК в размере 11 с половиной миллионов гривен.
Председатель Постоянной комиссии мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады АРК и средствам массовой информации Е. Максименко проинформировал коллег об участии депутатов в пленарных заседаниях и заседаниях постоянных комиссий в период восьмой сессии. Из представленной им статистики следует, что около 30 депутатов (практически одни и те же) без указания причины отсутствовали на октябрьском, ноябрьском и декабрьском пленарных заседаниях. В то же время такой депутат, как Т. Сафина, которая живет в самом отдаленном округе — Керчи, работает на руководящей должности и заочно учится в академии, имея маленького ребенка, не пропустила ни одного заседания в течение всего созыва. Информация принята к сведению.
Депутаты рассмотрели вопрос о ходе выполнения постановления Верховной Рады АРК «О состоянии рыбохозяйственного комплекса Автономной Республики Крым и неотложных мерах по его сохранению и развитию». По информации председателя Постоянной комиссии по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Г. Бабенко не было создано управление рыбного хозяйства в структуре Министерства АПК, не создана ассоциация рыбопромышленных предприятии, не увеличены лимиты электроэнергии на время путины, не подготовлены проекты законодательных и нормативных актов, позволяющие упростить таможенные процедуры и тому подобное. В выступлении народного депутата Украины В. Мироненко, разрабатывающего в Верховной Раде Украины законопроект по сохранению рыбодобывающей отрасли, прозвучала неудовлетворенность тактикой Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, Президента Украины, которые, по словам народного депутата, «занимая правильные позиции в этом вопросе, практически делают очень мало для его решения». Он обратился к коллегам из Верховной Рады Крыма с призывом сделать все возможное, чтобы не допустить переподчинения морских рыбных портов, чем отрасли будет нанесен смертельный удар.
Отмечая недостаточную работу Совета министров АРК по организации выполнения многих пунктов постановления, сессия поручила крымскому правительству в течение месяца принять необходимые меры, рекомендовала органам власти в городах и районах республики проводить в период путины ярмарки по продаже отловленной рыбы.
На январском пленарном заседании была утверждена Программа развития животноводства в автономии на 2002—2005 годы, приняты решения по вопросам поддержки коллективного садоводства и огородничества, освобождения от уплаты налога с владельцев автотранспорта, принадлежащего госучреждениям, входящим в сферу Министерства здравоохранения АРК, рассмотрен ход выполнения ряда социально важных постановлений Верховной Рады АРК.
По предложению депутата О. Осадчего сессия приняла решение обратиться к крымчанам с призывом провести общекрымскую акцию милосердия, поддержав инициативу керчан по оказанию помощи соседям — жителям Краснодарского края, терпящим бедствие от разыгравшейся стихии. Совету министров АРК поручено выделить на эти цели из резервного фонда 300 тысяч гривен.
В разделе «Разное» выступили депутаты О. Родивилов, С. Куницын, В. Полищук, В. Попов, Г. Кравец, А. Наздрачев, В. Алешин.
Подводя итоги работы пленарного заседания, Л. Грач отметил, что стало еще очевиднее: главными на сегодняшний день являются вопросы бюджетных отношений и представление на обсуждение депутатами проекта бюджета Автономной Республики Крым на 2002 год Советом министров Крыма преднамеренно затягивается.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ ВЫШЕЛ НА ФИНИШНУЮ ПРЯМУЮ

(Газета «Крымское время» от 17 января 2002 года)

Вчера были торжественно, с двумя гимнами, открыта последняя, девятая сессия ВС Крыма. До завершения полномочий нынешнего, третьего состава ВС осталось всего ничего — февраль и март. Поэтому в атмосфере сессионного зала витала некая «прощальность».
Четыре года эти депутаты просидели здесь — несколько пообтрепались, несколько поседели, несколько приоделись... Нет того победного задора, что был сразу после выборов-98; нет того пыла, с которым парламент боролся с правительством. Уже все привычно, все знакомо. Изучен характер всех, узнаваемы голоса многих. Но не всех. Некоторые депутаты для журналистов так и остались «темными лошадками» — мы их так ни разу и не увидели на трибуне, так и провели они весь четырехлетний срок, прячась за спинами товарищей. Особенно это характерно для фракции «Коммунисты и народовластие» — дисциплинка там партийная еще та!..
Но не будем о плохом. Первое пленарное заседание девятой сессии закрылось достаточно быстро — уже в половине первого депутатам можно было с чистой совестью отправляться на обед. Рассмотрено 18 вопросов, в основном они касались хозяйственных и экономических проблем. Отметим некоторые.
Например, третьим пунктом в повестке дня значилась информация Совмина об устранении нарушений в бюджетном процессе, которые выявила Счетная палата. Здесь надо пояснить, что в зале отсутствовал премьер — болеет. Во время голосования за повестку дня несколько раз попытался задать вопрос от имени правительства один из его замов, Валерий Пробей-Голова. Однако ведущий ему слова не дал: мол, при «живом» первом-заме... Но Лентун Безазиев, сидящий здесь же, официально находится в отпуске. В общем, правительство было ущемлено в своих правах.
С отчетом взялся выступать Арсений Яценюк, глава крымского Минэкономики. И доклад его был удивительно кратким и ёмким. «Ввиду того, что Президент Украины подписал новый Бюджетный кодекс, а также действующее законодательство кардинально изменилось в плане бюджетных правонарушений, то все те правонарушения, которые, по мнению СП, присутствовали, соответственно иссякают, так как все эти вопросы сегодня четко отрегулированы законом. По вопросу, который стоит в постановлении СП по возврату средств из межотраслевого инновационного фонда, Совмин начал активнейшую работу. И в конце года возврат произошел в размере 500 тысяч гривен... »
Ох, как это не понравилось активным депутатам из уже упомянутой фракции! Язвили и по поводу доклада, и по поводу докладчика, требовали ответа далеко за рамками обсуждаемого вопроса, вешали на него, что называется, всех собак. Но постановление все же приняли. Мы же оставим это происшествие без комментариев — и без них понятно, насколько «эффективна» работа некоторых созданных нынешним составом парламента структур.
Сессия утвердила смету расходов на проведение выборов. Всего на это дело выделяется 11, 5 миллиона гривен. Некоторых депутатов смутила такая цифра: не многовато ли, например, отдавать на транспортные расходы 660 тысяч — это куда же нужно ездить на такую сумму? После очередной перепалки и это постановление, хоть и привычным минимумом в 53 человека, приняли.
Что хорошего сделала сессия — так это освободила от уплаты налога владельцев автотранспортных средств, принадлежащих госучреждениям, входящим в сферу управления Минздрава Крыма. И приняла программу развития животноводства. И даже поддержала развитие коллективного садоводчества и огородничества на полуострове.
На коне был Сергей Куницын: за его проект «Об объявлении 2002 года Годом регионов Российской Федерации в Крыму» проголосовал аж 81 человек. Редкий случай единения коммунистического большинства с демократическим меньшинством! Отказать политическому сопернику коммунисты в этом вопросе ну просто никак не могли...
Сессия решила поддержать краеведческий музей — план приложен. Правда, в постановлении не сказано, сколько на это пойдет гривен. Если же их не дадут, то о какой реальной помощи музею-погорельцу сможет идти речь?
Таким образом, сессия вышла на предвыборную финишную прямую. Но впереди у депутатов еще главный бой — бюджет Крыма-2002. К этой пленарке его подготовить не успели, но предвестники грядущих битв уже были слышны: с того же Яценюка строго спрашивали, почему нет проекта (напомним, Закон о госбюджете Украины опубликован всего десяток дней назад, а без него разрабатывать республиканский просто нельзя).

Наталья ГАВРИЛЕВА


ЧТО ДЕЛАТЬ С ДЕПУТАТАМИ-«САЧКАМИ»?

(Газета «Крымское время» от 19 января 2002 года)

На этой неделе, как вы помните, открылась последняя, девятая сессия Верховного Совета Крыма. У депутатов этого созыва есть традиция: в первый день открывшейся сессии ругать тех, кто упорно не желает посещать ее пленарные заседания.
Вот и в этот раз по этому поводу отчитывался Евгений Максименко, председатель мандатной комиссии. Голос у него был усталый и текст соответствующий: «Уже в восьмой раз я готовлю для вас информацию о вашей же работе. Понимаю, что мое сообщение всегда было только дежурной справкой. Если депутат не считал для себя обязательным работать на пленарных заседаниях и в депутатской комиссии, то он так и поступал. И никакие доклады не в состоянии изменить стиль его работы. Пофамильно и по округам я сегодня называть не буду. Я это делал неоднократно раньше, перечисляя имена одних и тех же народных избранников».
В этой достаточно длинной цитате сошлось многое. Максименко явно понимает формальность своего выступления, но — требуют-с! А зачем требуют-то? И кто? Те же самые депутаты, которые наравне, подчеркнем, одинаково с другими депутатами избирались на своих округах. Они несут обязательства не друг перед другом, а перед своими избирателями и ни перед кем больше. Разве не так?
Введя такую палочную дисциплину, нынешний состав ВС скопировал партийную дисциплину. Когда-то за непосещение двух подряд партсобраний члену партии грозило разбирательство минимум на парткоме. Но какое это имеет отношение к народовластию?
А что делать с теми нерадивыми депутатами, которые не хотят исполнять свои обязанности, спросите вы. Действительно, сделать с ними ничего нельзя. И даже если вы пропечатаете их фамилии в парламентской газете, положения это не изменит. Все просто: у нас нет закона об отзыве депутата. И его, видимо, долго не будет — нет в нем у депутатов заинтересованности. И это понятно.
Поэтому остается одно: если мы хотим, чтобы нас с вами в парламенте любого уровня представлял человек, который будет по-настоящему защищать наши интересы, нужно избирать не кота в мешке, а того, кого знаем, кто уже зарекомендовал себя. Да не красивыми политическими лозунгами, а конкретной работой с избирателями.

Наталья ГАВРИЛЕВА


ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА – ЛЮБИМОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ЛЕВЫХ» ПОЛИТИКОВ В ЗАЛЕ ЗАСЕДАНИЙ

(Газета «Крымская газета» от 17 января 2002 года)

Недаром говорят, на своей территории и стены помогают. Неизвестно, как в иной обстановке, но фракция «Коммунисты и народовластие» чувствует себя в здании Верховной Рады Крыма как дома. Тем более, что спикер — их лидер и всегда готов поддержать соратников по борьбе.
На этот раз полем брани стало обсуждение информации Совета министров Крыма об устранении нарушений и недостатков в бюджетном процессе, которые выявила Счетная палата Верховной Рады республики. Докладывать должен бы Председатель крымского правительства Валерий Горбатов, но он болеет. Его заместитель Валерий Пробей-Голова пытался объяснить ситуацию и сообщил, что правительство готово доложить обстановку. Однако Леонид Грач разразился тирадой, дескать, в зале сидит и ничего не говорит первый заместитель главы правительства (имелся в виду Лентун Безазиев), а кто вас уполномочивал. И осадил уважаемого руководителя в довольно грубой форме, а на протяжении сессии отпускал нелицеприятные шуточки в его адрес, напоминая о банкротстве банка «Украина». Похоже, это излюбленный метод психологического воздействия спикера на оппонентов. Кстати, не раз опробованный. Как известно, даже Ленин им умело пользовался.
Прояснить ситуацию о работе Совмина по устранению недостатков в бюджетном процессе вызвался министр экономики Арсений Яценюк. Он сообщил, что по ряду позиций приняты конкретные меры. Немало нарушений устранено, по некоторым принимаются соответствующие меры. Отдельные вопросы, по заключению юридической службы правительства, Счетная палата расценивает как нарушения только потому, что не учитывает изменения в законодательстве Украины, в том числе и требования Закона о Государственном бюджете, недавно подписанного Президентом. А Совмин, как известно, работает в законодательном поле страны. Министр подробно ответил на все вопросы, связанные с проблемами финансирования тех или иных отраслей. Безусловно, недостатки есть. И обусловлены они тем, что пока не принят бюджет Крыма. На следующую сессию основной финансовый закон республики обязательно будет представлен. Странным было замечание заместителя министра курортов и туризма Вячеслава Захарова, который утверждал, что нарушение в использовании бюджетных средств продолжается. А что сделано им как руководителем для того, чтобы подобного не происходило, скажем, в курортной сфере?
Очень обиженным было выступление председателя Счетной палаты Николая Горбатова. Мол, не реагирует Совет министров на результаты проверок Счетной палаты. А потому Верховная Рада создала даже временную комиссию, которая должна бы заняться устранением нарушений в бюджетной сфере. Сколько же тех контролеров и проверяющих! И чем их больше, тем меньше порядка в бюджетном процессе. Видимо, не случайно на сессии раз за разом возникал вопрос: а какова эффективность работы Счетной палаты? И, оказывается, не зря. Как было замечено депутатами, нередко Счетная палата рассматривает не те вопросы, которые необходимы для экономического и социального развития автономии, а по чьей-то просьбе. Так, депутат Сергей Велижанский спросил, а почему бы Счетной палате не проверить законность продажи квартиры самого руководителя этой службы? Николай Горбатов парировал, что получить ответ на этот вопрос можно, направив депутатский запрос в Прокуратуру Крыма. Может, и Совмину так реагировать на требования Счетной палаты? Ведь и в Прокуратуре, и в Контрольно-ревизионном управлении, и в налоговой администрации работают профессионалы, которые смогут выполнить любые проверки гораздо квалифицированнее.
Так и повис в воздухе вопрос заместителя министра Совета министров Ольги Удовиной, на каком основании в прошлом году на 628 тысяч гривень увеличены бюджетные расходы Счетной палаты? «Если депутаты проголосовали — значит, правильно», — таков был ответ руководителя Счетной палаты. А какой смысл в этом? Должна же быть отдача от работы.
Кстати, дискуссия о Счетной палате возникла и при рассмотрении вопроса о внесении изменений в постановление Верховной Рады Крыма «О повышении эффективности контроля за использованием бюджетных средств». Еще при включении его в повестку депутат Василий Киселев предложил проголосовать в поименном режиме. Однако он «прошел» только при голосовании в обычном. А позже, при обсуждении, он спросил, какой смысл за несколько месяцев до окончания полномочий утверждать структуру, численность и смету Счетной палаты? А что касается ее работы, то он отметил, что она выполняет чьи-то заказы на проверки. Как пример привел недавнюю пресс-конференцию в Счетной палате, на которой его лично необоснованно обвинили во многих грехах. В то же время, как он сказал, Счетная палата не попыталась разобраться, почему на выполнение такого важного агромероприятия, как гипсование почвы, вместо 2 миллионов гривень выделено только 100 тысяч. Василий Киселев предложил, прежде чем утверждать смету и штаты, заслушать отчет Счетной палаты. Его поддержала Ольга Удовина.
Спикеру ничего не оставалось, как отложить рассмотрение этого вопроса на следующее заседание. Оказывается, при большом старании можно победить при перетягивании каната и на другой территории. Но странное дело, при обсуждении этого вопроса почему-то в руках Леонида Грача оказался не «тот» вариант проекта постановления... За такую «ошибку» ему даже пришлось извиняться перед коллегами. Однако у некоторых депутатов закралось сомнение: а не была ли это игра?
Много различных вопросов, как говорится, без сучка и задоринки, приняли депутаты на сессии: Программу развития животноводства, о поддержке коллективного садоводства и огородничества, о мерах по развитию Крымского краеведческого музея и прочие. Но в этом ряду выделяется постановление «Об объявлении 2002 года годом регионов Российской Федерации в Автономной Республике Крым», принятие которого инициировал советник Президента Украины Сергей Куницын. В своем выступлении он отметил, что в этом его уже поддержали губернаторы Московской области и Санкт-Петербурга. За это предложение проголосовал 81 депутат. Рекордное количество на этом заседании. Вот так бы всегда! Ради дела. Ради дружбы и сотрудничества. И за отмену а сессионном зале различных политических игр.

Виктор ОРИЙ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla