Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 17 марта 1999 года

КАЖДАЯ БЮДЖЕТНАЯ КОПЕЙКА НА ВЕС ЗОЛОТА

 (Газета «Крымские известия» от 18 марта 1999 года)

В анналах истории мартовскую сессию 1999 года можно будет, пожалуй, назвать одной из самых сложных. Депутатам Верховного Совета Крыма предстояло рассмотреть сразу 20 вопросов, среди которых были столь глобальные и серьезные, как бюджет-99, Программа социально-экономического развития республики на нынешний год и итоги исполнения  прошлогоднего бюджета. И то, что для принятия всех решений парламенту хватило двух дней, само по себе показатель продуктивности.
Правда, стартовали парламентарии 17 марта в несколько замедленном темпе. Камнем преткновения стало постановление о Счетной палате ВР АРК. Учитывая, что в ее функции будет входить контроль за расходованием бюджетных средств, депутаты, казалось бы, должны были единодушно поддержать благое начинание. Но нет. Председателю Верховного Совета Крыма Леониду Грачу, представлявшему проект, пришлось выслушать немало оппозиционных мнений.
Говорили, что у нас и без того больше, чем нужно, контролирующих органов, коэффициент полезного действия которых невысок, и они подчас лишь мешают нормальной работе предприятий. Но если с этими утверждениями трудно не согласиться, то заявления о «незаконности» введения института Счетной палаты были просто непонятны. Какая уж тут «незаконность», если в Основном законе республики (простите за умышленную тавтологию), присягу на котором, кстати, приняли депутаты ВС Крыма, в пункте 7 статьи 26 черным по белому написано о том, что такая палата должна существовать?!
Что же касается обилия контролеров, то абсолютно прав был Кирилл Трандафил, сказав, что прочие контролирующие органы, сколь много бы их ни было в наличии, не подчинены республиканскому парламенту, а стало быть, влиять на их работу местным властям сложно. Счетная же палата будет отчитываться о своей деятельности перед Верховной Радой автономии.
В принципе для того, кто привык жить не в ладах с законом, и одного КРУ многовато. Но как же не усиливать контроль, если уровень коррупции в государстве достиг отметки, угрожающей безопасности этого государства, если каждая бюджетная копейка в нынешней ситуации финансового кризиса на вес золота? «Я понимаю, — сказал Вячеслав Захаров, — что любая проверка — это дополнительная головная боль, но контроль за расходованием государственных денег должен быть самым строгим».
Несмотря на противостояние, затянувшее обсуждение этого вопроса на целых полдня, парламент большинством голосов принял решение: Счетной палате быть. А значит, есть надежда, что суммы, израсходованные не по целевому назначению, должны сократиться.
Затем депутатам были представлены сразу три доклада: об исполнении бюджета-98, с бюджете-99 и о Программе социально-экономического и культурного развития АРК в нынешнем году.
Доклад министра финансов Крыма Людмилы Денисовой был прекрасным подтверждением тому, что финансовых, точнее, социальных дыр в республике предостаточно (гораздо больше, чем возможностей их залатать) и что, учредив Счетную палату, депутаты не ошиблись — каждое второе предприятие допустило нецелевое расходование бюджетных средств. В своем содокладе председатель Постоянной комиссии ВР Крыма по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Людмила Золотова отметила, что в серьезном упорядочении нуждается процесс выдачи бюджетных ссуд. Из выданных в прошлом году 30 миллионов гривен кредитов 25 миллионов не возвращено. Такая практика использования бюджетных денег неприемлема — констатировала Людмила Золотова. Но естественно, что в большей степени депутатов волновал бюджет нынешнего года. По словам Людмилы Золотовой, проект бюджета-99, предоставленный на рассмотрение сессии, отличается от первоначального  варианта большей социальной направленностью. Этот тезис Людмила Денисова проиллюстрировала цифрами, На 17 процентов по сравнению с прошлым годом увеличены расходы на учреждения соцобеспечения, должны быть направлены средства на программу помощи малообеспеченным, впервые отдельной строкой в бюджете выделены средства на погашение долгов по зарплатам. Несмотря на то, что Верховная Рада Украины не предусмотрела расходов, связанных с компенсацией гражданам повышения цен на услуги ЖКХ, и на льготный проезд, в крымском бюджете запланировано 12 миллионов на теплоснабжение, городские и пригородные перевозки. Увеличены расходы на образование, медицину и культуру. Причем найдена возможность запланировать 100 процентов суммы, необходимой на зарплату учителям.
Кроме того, судя по данным Людмилы Денисовой, бюджет-99 в большей степени является прорегиональным. Сумма бюджетов городов и районов по сравнению с 1998 годом увеличена на 32 процента. Причем в сельских районах, где особенно сложная социальная ситуация, полностью оставлены налог на прибыль, подоходный налог и 50 процентов акциза.
То, что при обсуждении республиканского бюджета депутаты будут больше внимания уделять его расходной, а не доходной части, предугадать было нетрудно. Однако распределялись эти расходы исключительно в пределах общей контрольной цифры—371523,1 тысячи гривен. И правило, о котором постоянно напоминал парламентариям Леонид Грач, было жестким: увеличиваете расходы по одной статье — укажите, с какой статьи вы предлагаете снять эти деньги.
Первой статьей, которую депутаты решили изменить, стала статья финансирования госорганов управления. Было предложено сократить эти затраты, составлявшие 4 процента от общих расходов, до уровня прошлого года. А вот насчет того, куда направить высвободившиеся средства, парламент не мог определиться долго. У каждого был свой вариант их использования. Точку в конце концов поставило предложение Владимира Карлюги: вернуться к этому вопросу при дальнейшем постатейном обсуждении.
В результате эти деньги нашли достойное применение: депутаты проголосовали за то, чтобы они были направлены на здравоохранение. В ходе обсуждения были увеличены и расходы на содержание ЖКХ на селе и на сейсмологические исследования. Также депутаты проголосовали за выделение средств на празднование 55-й годовщины освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков и на обустройство депортированных граждан.
Наиболее горячим было обсуждение статей по капитальному строительству. Еще в прошлом году ВС Крыма принял решение о газификации Гурзуфа, строительстве газопровода Широкое—Зуя—Белогорск и газовой сети от Залесья до улицы Ломоносова в Симферополе. Однако отражения в проекте бюджета они не нашли. Уже на сессии правительству было предложено рассмотреть возможность включения этих объектов в план.
Когда же депутаты дошли до нормативов налоговых отчислений в бюджеты городов и районов, то обсуждение пошло в совсем предсказуемом русле — каждый депутат в хорошем смысле этого слова лоббировал интересы своего региона. Было очевидно, что ситуацией в округах парламентарии владеют прекрасно, но необходимо было соблюсти объективность и, отбросив эмоции в сторону, оставить средства там, где они нужнее.
Впрочем, сказать о том, что депутаты интересовались лишь расходной частью, нельзя. Как отметил Постоянный Представитель Президента Украины в Крыму, депутат ВС автономии Василий Киселев, много предложений относительно формирования доходов внесли постоянные комиссии ВС по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу и по аграрным вопросам и продовольственному обеспечению. А Людмила Золотова озвучила предложения своей комиссии прямо на сессии.
Для каждого депутата было очевидно (и это большой плюс по сравнению с практикой прошлых лет), что для того, чтобы увеличить доходы, надо не «съесть» все средства, а отдать хоть малую их часть на инвестиции в производство. И хотя сумма на инвестиции, гарантии, дисконт и оплату банковских услуг была в проекте бюджета общей — 10,627 миллиона гривен (точной суммы на инвестирование, сколько ни настаивал на этом председатель Постоянной комиссии ВС по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу Геннадий Бабенко, никто не назвал), даже к этой общей цифре депутаты отнеслись крайне бережно. На то, чтобы уменьшить эту статью, парламент согласился лишь однажды. 780 тысяч гривен будет направлено, по предложению Анатолия Гриценко, на дотацию для обеспечения питьевой водой населения сельскохозяйственных районов. Слишком уж остра проблема.
Вообще социальный мотив был первичным и главенствующим в ходе обсуждения. Единодушно депутаты поддержали предложение Председателя Совета министров Крыма, депутата ВС Сергея Куницына в случае перевыполнения доходной части поручить правительству в первую очередь направлять эти средства на зарплату бюджетникам и здравоохранение.
Обсуждение программы социально-экономического и культурного развития было хоть и не столь длительным, но не менее жарким. Несмотря на то, что Людмила Золотова в своем докладе назвала ее «умеренно оптимистичной и в принципе реалистичной», оппонентов у программы нашлось немало. Прогнозируемый один процент промышленного роста и 7 процентов роста валовой продукции в сельском хозяйстве, о чем сообщил министр экономики Валентин Дулуб, устроили далеко не всех. Но разве программа могла в нынешних экономических и социальных условиях быть иной? Важно, что правительство впервые составило перспективный план развития республики не на какое-то отдаленное десятилетие, а на нынешний год, а Верховная Рада впервые утвердила такой документ.
Итак, у Крыма есть Программа социально-экономического и культурного развития, есть бюджет, есть Счетная палата. А значит, есть четкая программа действий, конкретный документ, в соответствии с которым будут осуществляться бюджетные расходы, и орган, который будет строго следить за тем, чтобы расходование государственных денег было законным и целевым. А в июле нынешнего года правительство должно будет представить на рассмотрение парламента бюджет-2000, в его доходной части будут аккумулироваться, как это и записано в Конституции АРК, все собираемые в республике налоги.

Ирина КАЛИГА


ПРОРАБАТЫВАЛИ «ГЛАВНУЮ СМЕТУ»

(Газета «Крымские известия» от 19 марта 1999 года)

На вечернем заседании 17 марта Верховная Рада Автономной Республики Крым продолжила работу по повестке дня. Объединив в один блок отчет об исполнении республиканского бюджета за 1998 год, вопросы о Программе социально-экономического и культурного развития автономии на 1999 год и о бюджете Автономной Республики Крым на 1999 год, депутаты заслушали подряд два доклада, с которыми выступили министр экономики Крыма В. Дулуб и министр финансов Крыма Л.Денисова, а также содоклад председателя Постоянной комиссии Верховной  Рады Автономной Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой  политике Л.Золотовой.
Валентин Дулуб представил депутатам разработанную Советом министров Автономной Республики Крым Программу социально-экономического и культурного развития автономии на 1999 год. По его словам, главная задача всего комплекса намеченных мероприятий — закрепить то положительное, чего удалось добиться в минувшем году и хотя бы немного повысить жизненный уровень крымчан. Вместе с тем анализ хозяйственной деятельности за 1998 год, содержащийся в программе, свидетельствует, что в ряде отраслей продолжался спад объемов производства, в частности, в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, черной металлургии, рыбодобыче, виноградарстве и садоводстве, производстве мяса, капитальном строительстве. Даже в санаторно-курортном комплексе, на который бюджет всегда возлагает большие надежды, в минувшем году оказались упущенными некоторые резервы и возможности, Так, средний процент заполняемости здравниц снизился по сравнению с 1997 годом с 49 до 45. Говоря о приоритетных направлениях программы развития на текущий год, министр экономики Крыма назвал топливно-энергетический комплекс, судостроение, разработку и выпуск конкурентоспособного оборудования на предприятиях машиностроения, развитие легкой промышленности и переработку сельскохозяйственной продукции. Не осталось незамеченным и предложение В.Дулуба вернуться к незаслуженно забытому опыту разработки и принятия отраслевых программ с конкретными источниками финансирования, сроками и исполнителями.
Докладывая об исполнении бюджета-98, министр финансов Крыма Л.Денисова напомнила, что полгода автономия жила без основного бюджетного документа, что подчас вносило в работу правительства элементы непоследовательности. Но несмотря на все сложности, план по доходной части бюджета перевыполнен. Досадно, что в результате некоторых объективных причин недополучено еще 40 миллионов гривен. Касаясь слагаемых республиканского бюджета, Л. Денисова отметила, что из 25 крымских регионов 14 не выполнили план бюджетных поступлений. По этим и ряду других причин не удалось добиться выполнения части бюджетных статей в разделе расходов.
Характеризуя проект бюджета Крыма на 1999 год, министр финансов подчеркнула, что при работе над ним главное внимание было направлено на формирование доходной части, поиск и задействование дополнительных источников ее пополнения, в том числе и тех, которые обусловлены новой крымской Конституцией. В результате доходы автономной республики в текущем году по сравнению с прошлым должны увеличиться на 100 миллионов гривен и в целом составят 490 млн. Это позволит на 16 процентов увеличить расходы, в основном социального характера. Так, финансирование образования возрастет на 27 процентов, здравоохранения — на 24, культуры — на 19,5 процента. Увеличатся на 30 процентов и бюджеты местных органов самоуправления, которые в совокупности составят 292,5 млн грн.
Л. Денисова подытожила, что проект бюджета-98 в сложившейся в государстве неблагоприятной экономической ситуации не обеспечивает потребности республики на содержание и развитие всех сфер ее жизнедеятельности. Однако его нужно принимать, чтобы оперативно влиять на текущие процессы, контролировать поступление средств и их расходование.
Председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Автономной Республики Крым по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Л.Золотова выразила «консолидированное» мнение депутатов в отношении исполнения крымского бюджета-98. Они считают недопустимым положение, когда расходы по отдельным статьям бюджета превышаются в три раза без соответствующих корректировок, согласованных с Верховной Радой Крыма. В то же время меньше половины от запланированного выделено на финансирование образования, строительства, на мелиорацию, чуть больше трети — на культуру и лишь четверть — на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Л.Золотова озвучила главное требование представительной ветви власти к исполнительной: расходовать поступающие средства только так, как это записано в «главной смете» республики.
Л.Золотова отметила, что в результате внесения депутатами множества поправок и дополнений, учета предложений, высказанных представителями органов местного самоуправления, проект, представленный в парламент правительством Крыма, подвергся значительной корректировке. Главная отличительная особенность предложенного депутатами варианта бюджета в том, что 50 процентов акцизного сбора передано в бюджеты районов. Это позволит уменьшить размеры дотаций сельскохозяйственным регионам и дать им реальные источники поступлений «живых» денег в местные бюджеты. Предусмотрен и так называемый бюджет развития, в котором выделены средства на реализацию инвестиционных программ предприятий, в два-три раза превышающие те, что удалось выделить в минувшем году.
Обращает внимание и тот факт, что за счет увеличения доходной части бюджета закрыты все потребности местных бюджетов в финансировании образования, то есть заложены расходы на выплату текущей заработной платы и погашение задолженности за предыдущий период. Транспортников порадует увеличение в проекте ассигнований на дотации автотранспортным предприятиям за перевозки льготных категорий граждан на 3 млн гривен.
Еще одна особенность представленного комиссией бюджета — реальные предложения по наполнению его доходной части. В частности, предлагается аннулировать льготы по плате за землю, которые предоставлены учреждениям санаторно-курортной сферы, независимо от их форм собственности и подчиненности. С учетом положений Конституции Автономной Республики Крым эти полномочия принадлежат теперь исключительно крымскому парламенту, и он уже не должен согласовывать с Киевом, кому оставлять льготы, а кому нет.
В заключение Л.Золотова призвала коллег при обсуждении проекта бюджета более вдумчиво относиться к принятию решений, касающихся расходования бюджетных средств, так как их крайне недостаточно.
Затем докладчики ответили на многочисленные вопросы депутатов. Закончилось вечернее заседание краткой информацией секретариата третьей сессии о поступивших в его адрес обращениях граждан.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ТЕПЕРЬ ЖДИТЕ: ПРИДУТ ШВОНДЕРЫ И ВАС АРЕСТУЮТ

(Газета «Крымское время» от 18 марта 1999 года)

«Функции у Счетной палаты те же самые, которые есть у контролирующих органов, только они переплетаются. Даже больше, чем у КРУ, потому что есть здесь функции и налоговых органов, поскольку в Положении о палате есть строчки: «следит за исполнением бюджета».
Под этой маркой можно прийти в любой колхоз, любое предприятие и сказать: из-за того, что от вас не поступает средств, мы вас проверим. Смысл в том, что ни налоговая, ни КРУ непосредственно не подчиняются ни ВС, ни председателю. Поэтому и создаем Счетную палату! Я бы очень хотел, чтобы мы под этим, может быть, и хорошим делом, не наплодили швондеров, которые будут приходить на предприятия и арестовывать каждого неугодного руководителя». Этот краткий спич депутата Кирилла ТРАНДАФИЛА, на наш взгляд, наиболее емко отразил суть происшедшего вчера на утреннем заседании очередного пленарного заседания третей сессии ВС Крыма.
В повестке дня, которую утвердили без неожиданностей (что стало уже почти привычным), стоят сплошь экономические вопросы — в какой-то момент даже показалось, что нахожусь на заседании правительства, но никак не парламента. Депутаты собираются рассмотреть не только долгожданный всеми и методично отодвигаемый по времени бюджет, но и вопросы имущества автономии в разных вариантах, особенности уплаты налогов некоторыми категориями предприятий, допросы о фонде поддержки производителей кормоуборочной техники, о плате за аренду, о порядке расчетов за ГСМ и прочее. Обо всем этом мы вам обязательно расскажем по мере того, как ВС будет принимать решения.
Но первым в повестке дня значился вопрос именно о Счетной палат. Любопытный документ! При первом же взгляде на Положение вспоминается почему-то Контрольная комиссия под руководством незабвенного Владимира Ильича — не Ульянова, конечно, а Шевьева. Помните, как носилась эта КК по полуострову, подминая под себя всех неугодных ныне сбежавшему лидеру ПЭВ? Тогда это тоже прикрывалось красивыми словами о перекрытии утечек из бюджета. И вы помните, что кончилось это большим пшиком.
Но наш спикер — человек не новый, прошел уже три состава парламента, и логично предположить, что он учится на чужих ошибках. Тут опять-таки надо вспомнить о том, что именно создание Счетной палаты было одним из аргументов против принятия Конституции Грача. И эти самые противники как в воду глядели.
В проекте бюджета, который сессия будет рассматривать чуть позже, отдельной строкой стоит финансирование этой палаты в сумме 200 тысяч гривен. Работать в ней будет толи 10, то ли 13 человек — конечно, все «на профессиональной основе». Возглавил ее депутат из Феодосии, председатель горкома профсоюза «Единство», член ПЭВ (так в списках значится) Николай ГОРБАТОВ. Предполагается участие в ней и других депутатов.
Ну и что, говорит ГРАЧ. «Да, нужно затратить 400 тысяч, чтобы сохранить 40 миллионов». А те, продолжает он, кто выступает против Счетной палаты; просто боятся, что будут перекрыты каналы, по которым уходят деньги из бюджета.
Депутат Василий КОСЯНЧУК назвал цифру в 7,5 тыс. служащих, которые занимаются непосредственно тем, что проверяют расходование бюджетных средств. Резонно спросить: значит, их всех надо уволить как несправившихся? Или это знакомое советское «дайте справку о том, что мне нужна справка»?
За основу проект проголосован 58-ю голосами из 83 присутствовавших. А в целом согласились на существование Счетной палаты уже 64 депутата. Так снова воплотилась в жизнь шевьевская мечта, только, на первый взгляд, как бы на законном основании.
А что КУНИЦЫН, спросите вы, не боец? У него впереди бюджет, но и здесь он говорил, пытаясь сдерживать эмоции, о законах: то Положение, которое создал автор (кстати, когда один из депутатов попытался узнать, кто же он, Леонид Иванович почему-то покраснел, а зал засмеялся), опирается на аналогичный закон Украины 1996 года, который был осужден Конституционным судом. Есть закон Украины уже от 1998 года — вот на него и надо равняться. На что Леонид Иванович сурово изрек: вы думаете, мы не обложились законами и Конституциями? Видно: обложились...
Закончу свой отчет цитатой из выступления еще одного депутата, Сергея ТУРА: «Мы что, смеемся над собой? Мы, вопреки закону, своему Регламенту, принимаем Конституцию, вопреки законодательству Украины принимаем решение о кадровой политике, а сейчас — данный проект. Мы что, не можем работать нормально, сразу изъять из проекта то, что противоречит законам? Мы что, хотим противопоставить себя Украине? Работать так невозможно! Для чего эго делается, мне непонятно».
Надеюсь, наши читатели подскажут депутату, для чего это все делается...

Наталья ГАВРИЛЕВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla