Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

У НОВОГО МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ ВЫЗЫВАЮТ ТРЕВОГУ КРЫМСКИЕ ВУЗЫ

(Газета «Крымское время» от 10 ноября 2005 года)

— Я поставил вопрос перед Министром образования Украины, — заявил Юрий Ильин на своей первой, встрече с журналистами, — о расширении полномочий нашего ведомства в плане проведения лицензий и аккредитаций по квалификационному уровню младших специалистов. Это важно. Ведь мы сможем сами определять количество специалистов, перечень необходимых специальностей, следить за качеством профессиональной подготовки. Соответствующий приказ уже подписан.

— Украина подписала Болонскую декларацию, — продолжил Юрий Михайлович, — следовательно, должна войти в европейское образовательное пространство. Тогда наши выпускники смогут трудоустроиться не только на Украине, но и за рубежом, освоить передовые технологии и методики других стран. Важно и то, что это позволит привлекать инвестиции.

Совсем недавно в Ялте было подписано соглашение между Министерством образования и науки АРК и Международным альянсом университетов за демократию. Альянс объединяет университеты США и Европы. Причем подобная конференция проводилась уже в шестнадцатый раз и впервые на Украине. Подписанное соглашение предполагает расширение сотрудничества в сфере образования. В том числе обмен студентами, преподавателями и технологиями.

— К сожалению, — подчеркнул Ильин, — наше образование ограничено в финансировании. В результате мы отстаем от развитых стран. Далека от совершенства законодательная база. Поэтому новые договоренности позволят привлечь средства для совершенствования образовательного пространства.

— В каких областях, на ваш взгляд, недостаток финансирования ощущается наиболее остро?

— Прежде всего в интернатах. На питание одного ребенка выделяется всего 15 гривен в день. Поэтому директора лезут из кожи вон, чтобы привлечь дополнительные средства. Недавно я посетил школу-интернат санаторного типа для детей с отклонениями в сердечно-сосудистой системе в Евпатории. Там находится 200 человек. Так вот, на все виды лекарств было выделено 300 гривен. Представьте себе, по 1, 5 гривны на ребенка. Проблема ли это лишь нашего министерства? Да, но не только. Хотя ситуацию могут исправить сами родители. Дело в том, что фонды работают только с общественными организациями. В частности, с родительскими комитетами. Поэтому создание в Крыму ассоциации родительских комитетов — насущная необходимость.

— Как начался отопительный сезон?

— Это тот самый рояль в кустах, который я вам могу продемонстрировать. Сотрудники нашего ведомства, включая меня, проверили практически все школы Крыма. На селекторных совещаниях чиновники райгосадминистраций зачастую приукрашивают ситуацию. Так вот, мы будем инициировать закрытие школ, в которых отопительный сезон не начался. К счастью, на сегодняшний день больших проблем с отоплением нет.

— Как проходят выплаты по 57 статье (законом признана кредиторская задолженность госбюджета перед педагогами)?

— Этот закон был принят в 1998 году. Он предусматривает выплату льгот и доплат учителям. В 2002 неосуществившиеся выплаты признаны государственным долгом. Предусматривается, что они должны быть погашены в течение 5 лет. К нам пока поступила пятая часть. Это 27 миллионов гривен. Но проблема в том, что часть учителей-пенсионеров уже умерла. Каким образом наследовать эти выплаты? Пока ничего не урегулировано. Было подано около 51 тыс. судебных исков от преподавателей. Часть из них была удовлетворена за счет средств регионов.

— Ваш предшественник поддерживал программы «Школьный туалет», «Школьный автобус». Намерены ли вы продолжать работу над ними?

— Мне в наследство достался крепкий профессиональный коллектив. Все программы — нужные, важные. Мы должны их реализовывать. Кроме того, мы выходим с новой программой — «Школьные библиотеки». Во многих школах жуткая ситуация. Нет периодики, нет художественной литературы. К счастью, «Школьный автобус» — это государственная программа. Мы сделали запрос по ней на выделение 1, 6 миллиона гривен. Но, к сожалению, Министерство финансов не смогло нам помочь. На следующий год запланировано приобретение автобусов на 6 миллионов.

— Планируется ли в дальнейшем перевод крымских школ на украинский язык обучения, как это случилось в поселке Комсомольское?

— Проблема очень серьезная. Моя позиция такова: чем больше языков знает человек, тем лучше. Но очень важна внутренняя мотивация — нужно это ему или нет. Поэтому я уверен, что директивные указания об изменении статуса школы в приказном порядке не только малоэффективны, но и бессмысленны. Кстати, я эту позицию высказал министру образования Украины. И он меня поддержал. Если есть потребность в изучении украинского языка, нужно создавать условия. Потому что гражданин Украины имеет право обучаться на этом языке. Но важно не только задекларировать, что дети хотят изучать украинский язык, нужно создать еще и условия. Иметь преподавателей, которые не коверкают украинский язык, знают терминологию. Нужно иметь учебники на украинском языке. В своей деятельности я буду руководствоваться именно этим принципом. Это касается и украинского, и крымскотатарского, и русского языка. Я предвижу следующий вопрос, поэтому сразу на него отвечу. Думаю, что имеет смысл поставить перед Министерством образования Украины вопрос о праве нам самим вносить изменения в учебные планы школьников. Ведь сейчас все учебные планы как в вузах, так и в школах в значительной степени регламентируются Киевом. Лишь в некоторых регионах существует небольшая вариативная часть, учитывающая их специфику. Считаю, что она должна быть расширена. Это проблема законодательных инициатив. Я уверен, что значительная часть депутатов Крыма нас в этом поддержат.

— Как вы относитесь к введению тестирования вместо экзаменов?

— Общее тестирование, без сомнения, могло бы способствовать более объективному контролю знаний и, следовательно, объективному контролю при поступлении в учебное заведение. Однако я знаю, что президент Украины Ющенко признался, что погорячился с внедрением тотального тестирования. Например, по Крыму необходимо создать 17 центров тестирования. Каждый должен быть оборудован 22 компьютерами. Сами понимаете, это очень дорого.

— Вас не смущает огромное количество всевозможных вузов в Крыму?

— Их 146. С одной, стороны, меня это радует, но с другой... Больше сотни таких заведений — это филиалы и учебно-консультационные центры. Они вызывают у меня особенную тревогу, поскольку существуют без права юридического лица и не несут никакой ответственности. В Верховном Совете Крыма 16 ноября состоится мой доклад по этой проблеме. Необходимо добиться, чтобы Министерство образования Украины позволило нам провести ревизию. После этого мы могли бы рекомендовать прокуратуре в судебном порядке закрыть такие заведения. Но существует проблема — куда девать детей? Какой вуз их примет? Сложный вопрос. Но его нужно решать. Вдумайтесь: 40% безработной молодежи — люди с высшим образованием. Это говорит как о качестве образования, так и том, каким образом оно было получено.

Дмитрий ВОЛОКИТИН

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla