(Газета «Крымское время» от 29 сентября 2009 года)
По роду своей профессии, часто встречаюсь с людьми – самыми разными во всех отношениях. Выслушиваю их жалобы и сетования. Неизбежно всплывает тема коммунальных услуг. О воде, газе, свете, отоплении, тарифах, холоде и грязи в подъездах население может говорить часами.
В советские времена ЖКХ полностью дотировалось государством, которое было собственником жилого фонда и несло ответственность за его сохранность, обслуживание и содержание. Коммунальные платежи населения составляли всего 5% от реальных затрат на производство жилищно-коммунальных услуг. Сегодня в Украине до 90% жилого фонда приватизировано. Собственником жилого фонда стало население. Причем собственность оказалась большой - это не только квартиры, но и неделимое имущество многоквартирного дома, находящегося в совместной собственности - подъезды, подвалы, крыши, придомовые территории. Потребовалась реформа ЖКХ, чтобы дать возможность новому собственнику реализовать свое право собственности. В принципе и тогда, да и сейчас (хоть и в меньшей степени) население рассчитывало на то, что государство примет ряд мер, законов, в результате которых население – «собственник» грамотно распорядится новой собственностью. Как следствие, в подъездах станет светло, тепло и чисто, в ЖЭКах жильцов будут встречать вежливые мастера, немедленно направляющие в проблемную квартиру сантехника, электрика и прочий рабочий люд. Вопрос, за что мы платим деньги, отпадет сам собой – и так будет видно, что население платит за чистоту, красоту и вежливость. А еще за надежность, своевременность и конечный качественный результат любых бытовых работ. Причем платит именно той организации , которая все это «собственнику» обеспечивает. Результат должен был быть виден уже через год: капитальные ремонты домов, крыш, систем водоснабжения, горячая и холодная вода круглые сутки. И на первом этапе казалось, что реформа ЖКХ реальна. Население же платит, значит, какие-то деньги на нужды ЖКХ уже есть. Поэтому второй этап представлялся легким: грамотное использование имеющихся денег «собственника». Но экономические выкладки, умные решения натолкнулись на нежелание властей ими заниматься. На сегодня в Крыму наблюдается революционная ситуация: «низы» больше не могут жить по-старому в холодных, грязных домах и в селах без воды и газа, а «верхи» даже представления не имеют, как управляться с махиной ЖКХ. Порывшись в Интернете по крымским сайтам, пришла к выводу: за последние годы ни о каких инициативах по реформированию ЖКХ от крымских чиновников не поступало. Зато мысль о том, что народу надо брать дело ЖКХ в свои руки, – есть. Речь идет о кондоминиумах, понятии и слове, которое даже некоторые чиновники выговаривают неверно. Кондоминиум (лат. con — вместе и dominium — владение) — совместное владение, обладание единым объектом, чаще всего домом, но также и другим недвижимым имуществом.
Мне удалось найти того, кто и слово это правильно говорит, и понимает, о чем говорит. Встреча с Геннадием Васильевичем Говорущенко, хорошо известным в Крыму, прошла в офисе Крымской республиканской организацииполитической партии «Союз Левых Сил», председателем которой он является.
- Геннадий Васильевич, уровень расчетов населения за последние 2-3 года достиг отметки 95%. А тарифы все растут при мизере услуг. Как население пробудить от жэковского гипноза? Как объяснить, что население – собственник?
- Надо объяснять. По сути это вы с соседями должны определять, у кого заказывать жилищно-коммунальные услуги и сколько за них платить, разбить ли клумбу у подъезда, выделить ли место под автостоянку, а подвал – под офис. Деньги от этих аренд вы распределяете по вашему усмотрению. Понятно, что новый собственник вместе с правами получает и ответственность за содержание жилого фонда. Население несет эту ответственность, ежемесячно оплачивая жилищно-коммунальные платежи.
- Стоп. Но платежами распоряжается не собственник…
- Точнее, бывщий собственник - ЖЭК. Результаты этого управления катастрофические. Полный развал, при котором новый собственник, при всем старании, не способен взвалить все проблемы на себя. Давайте прикинем: для капремонта девятиэтажного дома (а таких домов у нас около 70%) необходимо 3 млн. гривен. Смогут ли жильцы самостоятельно изыскать такие средства? Не смогут и не должны. Это мы и пытаемся донести до населения, проводя большую разъяснительную работу, в том числе юристами Союза Левых Сил.
- А вот коммунальщики уверяют, что денег нет.
- Все свои промахи и откровенное бездействие чиновники однотипно прикрывают требованием «дайте денег!» Но тут такой принцип: мало платишь – мало украдут, много платишь – много украдут. Сколько ни дай в отрасль - деньги просто воруются. Чиновников это устраивает. Украина все еще живет в рамках Жилищного Кодекса УССР 1983 года. А ведь уже другая жизнь, другие требования. Так что населению просто жизненно необходимо начать мыслить как собственнику. Сложно, особенно без поддержки власти.
- Вы хотите заставить чиновников испугаться за свое бездействие?
- Если народ становится грамотный, чиновнику значительно труднее отговариваться пустыми обещаниями. Он должен будет искать более веские аргументы, а значит, более осмотрительно определять, например, обоснованность повышения тарифов. Иначе однажды окажется, что есть другой исполнитель. А главное - придется брать, как положено, ответственность на себя. А это власти ой как не хочется. За плечами годы бесконтрольного освоения в отрасли средств, поступающих от населения, финансирования льгот, субсидий. Не сбрасывайте со счетов и то, что показатели работы любого главы города прямо зависят от работы ЖКХ. Любое решение в вопросах ЖКХ принимается исключительно через политику. И не случайно две самые мощные фракции Верховной Рады Украины муссируют вопрос о замораживании тарифов на коммунальные услуги вплоть ДО окончания выборов. Политическая чехарда, постоянные выборы и перетасовка кадров способствуют разложению отрасли. Все, что начинает делать или строить одно правительство, до основания, до прямо противоположности меняется последующим. Так что на местном уровне реформирование ЖКХ невозможно.
- Так к чему вы призываете население?
- Мы предлагаем помощь. Существующий принцип формирования тарифов для населения позволяет богатым, используя льготные тарифы, платить, как бедным. Пропасть между богатыми и бедными растет. И население (в основной своей массе бедное) не способно взять на себя материальную ответственность за свой жилой фонд. Население во время кризиса вообще не может платить за жилищно-коммунальные услуги 50% своего дохода, особенно в регионах с низкими доходами и безработицей. Местные органы власти создают «под себя» частные предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги. И, не стесняясь, увеличивают тарифы до необоснованного уровня. Мы уже разбираемся с такой ситуацией по обращению жителей поселка Гвардейское. Там работает наша юридическая группа. Термин «экономически обоснованные затраты» не имеет четкого определения в законодательстве. Вот вам и лазейка в законе. Работать по старинке отрасли ЖКХ уже нельзя. Но раз этого упорно не хотят замечать «сверху», надо помогать самоорганизоваться населению «снизу». Пора учиться самим заботиться о себе, своем доме и своих деньгах. Крымской организацией Союза Левых Сил издана брошюра «Как самоорганизоваться?» Ее задача - разъяснить населению, как они могут защитить свои права и свои деньги, на какие законы (пусть и плохонькие) опираться.
- В частности, создавая кондоминиумы?
- Правовые основы кондоминиума определены Законом Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома». Высшим органом управления кондоминиумом является общее собрание жильцов, а деятельность объединения определяется уставом. Закон определяет такие объединения как неприбыльные организации, потому кондоминиумы не платят налоги на прибыль и на добавленную стоимость. После регистрации объединение открывает свой счет в банке. Квартирная плата поступает на счет объединения и расходуется исключительно на этот дом. Общее собрание жильцов решает, кто будет обслуживать дом, какие договоры и с кем следует заключить, какой будет штат - управляющий, дворник, слесарь, бухгалтер. Кондоминиум - независимая организация, существующая только на деньги жильцов. Все льготы и субсидии жильцам, поступающие из госбюджета, зачисляются на расчетный счет объединения. К слову, в Украине первые кондоминиумы появились в 1992 году. Сейчас их несколько тысяч. Их жильцы очень быстро отвыкли от унизительных отношений с ЖЭКом, приняв на себя оговоренную Законом ответственность за собственную собственность. Простите за каламбур.
- Геннадий Васильевич, как реально изменить ситуацию в ЖКХ Крыма?
- Решение проблем ЖКХ зависит от двух факторов: от инициативы граждан, которые осознанно объединяются в кондоминиумы, и от руководства Крыма, Украины, которые с полной ответственностью должны подойти к подготовке и реализации программы реформирования ЖКХ. Власть должна организовать обучение населения, семинары на бесплатной основе с активистами микрорайонов, улиц, домов. Необходимо плановое финансирование для подготовки к передаче основных фондов ЖЭКов в создаваемые кондоминиумы - объекты должны передаваться в соответствующем техническом состоянии. Необходима немедленная реакция на государственном уровне, с указанием должностей и конкретных людей, которые отвечают за проведение реформы, с определением сроков публичной отчетности перед населением. Запустится механизм народного контроля, который будет эффективно действовать на чиновников, пресекая их бездействие. Союз Левых Сил призывает крымчан поддержать нашу инициативу. Мы призываем правительственные круги повернуться к населению лицом и наконец-то выполнить свои обязательства перед народом.
Беседовала Марина Смирнова