Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Г

КУДА ДОРОЖНИКОВ КРИВАЯ ВЫВЕДЕТ?

(Газета «Крымские новости» от 2 августа 2002 года)

В Украине 175 тыс. километров дорог, из которых 130 тыс. требуют ремонта, а 10 тыс. км дорог и половина мостов - реконструкции. Средняя скорость транспорта на наших дорогах - 28 км/ч, в два раза ниже, чем на западноевропейских трассах, о 9 тыс. км украинских дорог вообще не имеют твердого покрытия. 

Крым, в отличие от многих других регионов Украины, протяженностью и качеством автомобильных дорог не обижен. Поверьте, у других гораздо хуже. Но былое относительное благополучие тает буквально на глазах. Дорожники, получающие о каждым годом все меньше средств на содержание своего обширного хозяйства, похоже, вскоре окажутся просто бессильными перед неласковой нашей действительностью. О проблемах отрасли нашей газете рассказывает Геннадий Говорущенко, начальник службы автомобильных дорог в АРК. 

- Значение Крыма в экономике Украины трудно переоценить. Более того, с каждым годом она все более возрастает. Крым - это не только курорт и туризм, но и сельское хозяйство, промышленность, рыба, промстройматериалы, - начал нашу беседу Геннадий Васильевич. - И не надо, думаю, разъяснять подробно, как эти отрасли зависят от развития и состояния наших дорог. Хоть и не европейского уровня, но достаточно, скажем так, приличных. 

Как же финансируется отрасль? 

С 1992 по нынешний год средства, выделяемые на все виды дорожных работ, уменьшились практически в 6 раз. Соответственно сократилось и количество отремонтированных дорог. Не соблюдались Межремонтные сроки. А вот нагрузка на ось автомобиля, есть такой показатель в наших расчетах, увеличилась с 6 до 10 тонн, что требует дополнительных расходов на оборудование трасс и прежде всего - государственного значения. За последние три года пассажиро- и грузопотоки возросли на 10%. Но при этом не учитываются потоки, которые осуществляют предпринимательские структуры, - эти данные практически не поддаются учету. 

Начиная с 1997 года на капитальное строительство новых и реконструкцию уже существующих дорог, на приобретение техники и новых технологий средств в Крыму не выделялось. Таким образом, часть автомобильных путей автономии, которая находится у нас на балансе, составляющая 6 тыс. 214 километров, требует повышенного внимания. Приведу такой пример. Недавно я встречался со своим коллегой из Ярославской губернии, и вот что он мне рассказал. У них в дорожной отрасли работает 4200 человек, средств в пересчете на гривны выделяется порядка 245 млн., а протяженность всех дорог - 5400 км, То есть на 814 км меньше, чем у нас. Но у нас работает всего 1200 человек. К тому же есть спецмаршрут протяженностью 196 км. По которому передвигаются ответственные делегации. А это уже дополнительные заботы по его содержанию, и немалые. 

В 90-е годы финансирование нашего хозяйства не обеспечило полное соблюдение межремонтных сроков, но все Ж6 позволяло предприятиям выполнять значительные объемы работ по реконструкции, капитальному и среднему ремонту дорог и сооружений на них. Другое положение сегодня. При таком подходе вскоре станет необходимым проведение ремонта всей сети, что приведет к огромным Материальным затратам. Изменение с 1 января 2000 г. форм и источников финансирования при одновременном значительном повышении стоимости ремонта неизбежно приведет к такой ситуации. 

Для сравнения Геннадий Васильевич привел следующие цифры. В 1999 г. в АРК капитально было отремонтировано 12, 4 км дорог, средним ремонтом охвачено - 542 км. Но уже в 2001 г., соответственно, 2, 7 км и 340 км. В текущем же году из-за отсутствия средств капремонт вообще даже не планировали. К чему это приведет, догадаться нетрудно. 

Действительно, главная и, пожалуй, единственная проблема наших строителей-дорожников и ремонтников состоит в хроническом недостатке финансирования. Существующие дорожно-ремонтные организации Украины в принципе не могут работать с полной отдачей в современных условиях - тем более что они не были экономически выгодны и в советские времена. А денег "просто так" теперь никто не дает, и государство в первую очередь. Более того, время от времени происходит сокращение доходов дорожников. 

Например, до января текущей года им перепадало В5% от общей суммы налога с владельцев транспортных средств, а теперь на 5% меньше. С учетом потери еще и 50% от налогов автомобилистов Симферополя крымчане "потеряли" 2, 5 млн. грн. 

Кроме того, в 2001 г. недобор налогов с владельцев автотранспорта составил 2 млн. 109 тыс. грн. Образовавшейся задолженность, естественно, должна быть учтена в году нынешнем и направлена дорожникам. Но есть большие сомнения по этому поводу. Есть опасения: не возрастет ли она и нынче. 

И таких прорех в общей системе финансирования еще предостаточно. Вот уж действительно, как у Герцена: "Страшны и ужасны российские законы. Одно от НИХ спасение, что их никто не выполняет". А общая потеря средств от всякого рода недоборов и "усекновения" поступлений законодательной власти составляет у крымских дорожников 6, 2 млн. грн. Все это привело к тому, что ситуация на полуострове сложилась просто критическая. 

Мало того, что не соблюдаются ремонтные сроки, отдельные участки дорог вообще не ремонтируются по 10-12 лет. Некоторые из них находятся просто в аварийном состоянии и закрыты для проезда. 

- Чтобы мы смогли выполнить хотя бы минимальный объем работ по поддержанию дорог в надлежащем состоянии, нам необходимо, чтоб вернули хоть давно обещанные 2, 1 млн. гривен, - считает Г. Говорущенко. - А вообще, чтобы обеспечить их достойное состояние и безопасность Движения на них, нам в 2002 году, Подсчитано, необходимо как минимум 80 млн. грн. При этом пока выделено только 33, 6 млн. Что прикажете делать? Словом, состояние дорог полностью зависит от финансирования. Косметическим ремонтом уже не отделаешься: представляете, сколько при этом надо денег на "проведение противооползневых мероприятий", на устранение аварийных участков. На трассах Симферополь - Ялта - Севастополь, Судак - Феодосия, Бахчисарай - Ялта, Симферополь – Шафранное. Мало кто из крымчан помнит, какими живописными пейзажами изобилуют два последних маршрута. Средний и капитальный ремонт на шоссе Симферополь - Евпатория не выполнялись уже на протяжении последних пяти лет, а на маршруте Алушта - Судак - Феодосия так и все 10. Долгостроем оказался 63-й километр на автодороге Симферополь - Феодосия - Керчь. Но наконец-то и его вводят в строй на День независимости Украины. 

К тому же дорожники в последние годы приняли на себя не свойственные им функции. Местные органы власти зачастую просто переложили свои проблемы по содержанию закрепленных за ними участков дорог на их плечи. Хлам, бытовой мусор на обочинах, расположенных в черте населенных пунктов, все это стало массовым явлением. Продолжается вырубка лесополос, большие убытки предприятию приносят хищения дорожных знаков. Только за 6 месяцев текущего года их украдено на 200 тыс. грн. В последнее время ставим комбинированные знаки: из металла и пластмассы. Но, к сожалению, вырывают с корнем и такие: мол, все в хозяйстве пригодится. 

Ряд экспертов считает, что улучшить ситуацию кардинально могла бы передача дорожной отрасли в частные руки. Но подобные решения могут приниматься только на государственном уровне. А пока, похоже, этим никто заниматься не собирается, так и будут у нас два бича в государстве, две напасти: драки и дороги. Сколько лет прошло, а ситуация с пушкинских времен лучше не стала. 

Материалы полосы подготовил Николай СИРЯК  

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla