Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
А

Виктор АНТИПЕНКО: ДИПЛОМАТИЯ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ СЛОЖНОЙ, ОТВЕТСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

(Газета «Крымская газета» от 20 декабря 2002 года)

Наш сегодняшний собеседник крымчанам хорошо знаком. До 2000 года (в первом правительстве Сергея Куницына) Виктор Павлович Антипенко был заместителем Председателя Совета министров АРК, затем с 2000 гола — первым замом. В правительстве нынешнем он возглавляет, пожалуй, одну из самых серьезных и в то же время практически закрытых для широкой аудитории структур — Главное управление внешних связей и протокола. 

Как-то в одном из учебников по дипломатии довелось прочитать буквально следующее: «... Мы живем в то время, когда Старый Мировой Порядок уже распался, а признаков Нового Мирового Порядка еще не видно, и нашей единственной надеждой является успешное осуществление дипломатических отношений». 

— Как бы то ни было, но значимость дипломата сегодня отнюдь не уменьшается, — подтвердил Виктор Павлович. — Не будет преувеличением сказать, что мы подошли к такому пункту в международных отношениях, где существует потенциальная прозрачность границ, где каждый, образно говоря, имеет возможность видеть (с небольшими исключениями) то, что происходит на задних двориках его соседей. Поэтому отношения между существующими независимыми суверенными государствами требуют управления с постоянно нарастающим мастерством и пониманием. 

— Поэтому и решено было создать в Совете министров такую структуру, как Главное управление внешних связей и протокола? Раньше ведь было просто управление. 

— Конечно. Ведь, как вы знаете, нынешний курс нашего государства направлен на европейскую интеграцию. В связи с этим изменились и требования, которые стоят перед нашей страной в области внешней политики. А так как Автономная Республика Крым является целостной частью государства Украина, то и в сфере внешней политики перед нами стоят аналогичные задачи. Поэтому новым составом правительства, Верховной Радой АРК и было принято решение о создании именно Главного управления. Крым не должен оставаться в стороне от тех международных процессов, которые происходят сегодня. Более того, мы просто обязаны участвовать в них самым активным образом. Безусловно, делать это необходимо ни в коей мере не вразрез с общей политикой государства. Проще говоря, мы сегодня решаем общегосударственные задачи, но с учетом наших крымских интересов. 

— Возможно ли, что в Крыму скоро появится свое Министерство иностранных дел? 

— Ни утверждать, ни отрицать сегодня ничего полностью нельзя. Пока мы называемся Главное управление внешних связей и протокола, которое работает по четырем направлениям. Соответственно, состоит из четырех отделов. Мы находимся на стадии становления. 

— И должны доказать свою жизнеспособность? 

— Более того востребованность и эффективность. Это самые главные вещи. 

— Виктор Павлович, если можно, хотя бы коротко расскажите о том, чем же все-таки занимаются сотрудники отделов Главного управления. Или это дипломатическая тайна? 

— Почему же? Завесу можно немножко и приподнять. Наш отдел официальных делегаций и международной информации — это как бы отдел протокола. Занимается он обеспечением международных визитов, точнее, протокольным обеспечением. Я приведу несколько, на мой взгляд, интересных цифр. Если за весь прошлый год в Крыму было 44 международных визита, то уже на сегодняшний день мы провели 52 таких международных мероприятия. Причем их количество постоянно увеличивается. Главное управление «родилось» 22 мая. И до конца месяца у нас прошли две международные встречи. В июне их было уже 8, в сентябре — 12, столько же — в ноябре. То есть интенсивность международных контактов Крыма нарастает вне зависимости от того, лето на дворе или осень. 

— Такого понятия, как «сезонность», у работников «внешних связей» нет? 

— Как видите. Но, повторяю, делать сегодня какие-то определенные выводы еще рано. Мы лишь отрабатываем, шлифуем свою деятельность. Легко это или просто? Судите сами. Каждое международное мероприятие, как правило, продолжается два, а то и три-четыре дня. Если умножить эти цифры на уже прошедшие 52 мероприятия, то получается, что из 365 дней в году 200 мы работаем с представителями других государств. Добавьте сюда работу с почтой. Если в прошлом году через тогда еще управление внешних связей и протокола Совета министров АРК прошло 600 писем, то за неполный нынешний (9 месяцев) их уже 861. Основой дипломатии на протяжении веков являлось личное общение посланников или послов. Но термин «дипломатия» подразумевает также изучение различных документов. 

Второй отдел Главного управления — это отдел европейской интеграции и международных организаций. Третий — отдел экспертизы международных экономических проектов. Если Минэкономики занимается непосредственно прямыми экономическими контактами, то мы смотрим изучаем их с точки зрения эффективности. Проверяем предприятия, то есть делаем запросы в те страны, где они работают, собираем о них информацию через посольства, МИДы соответствующих стран, наводим справки и делаем свое заключение о целесообразности заключения того или иного договора. И четвертый наш отдел — отдел межрегионального сотрудничества. Освещение его деятельности — тема отдельной статьи. Впрочем, как и каждого из отделов Главного управления внешних связей и протокола. 

— Похоже, по интенсивности работа возглавляемой вами структуры уступает, наверное, лишь Киеву, то есть МИДу? Скажите, а проколы в работе уже были? 

— Во всяком случае, к тем мероприятиям, которые мы провели, каких-либо замечаний не было. В том числе и со стороны вышестоящих структур. В Крыму накоплен определенный опыт, и сотрудники нашего управления не считаются провинциалами в международной работе. Мы тесно работаем со службой протокола Кабмина, Верховной Рады, МИДа Украины. Полагаю, что по сути мы мало в чем уступаем им в плане профессионализма. Во всяком случае, согласитесь, если бы что-то сделали не так, это было бы уже известно. И в первую очередь журналистам. 

Сегодня вообще такая метаморфоза происходит — Киев многие свои международные мероприятия, визиты проводит у нас, в Крыму. Например, заседание рабочей группы Украина — НАТО, на котором рассматривались вопросы военной реформы. Проводилось оно не в Киеве, а в Ялте, в Ливадийском дворце. Приехали 50 делегаций из стран — членов НАТО. В конце сентября в Крыму была группа представителей деловых кругов из Мексики. Официально они должны были посетить лишь Киев и Донецк, но приехали и в Крым. Естественно, обеспечением их визита занимались сотрудники нашего управления. Я уже не говорю о летних месяцах, когда столица страны условно переезжает из Киева в Крым, когда и дня не проходит, чтобы мы не участвовали в международных мероприятиях, визитах, не встречали и провожали различных государственных и политических деятелей. Добавьте сюда многочисленные международные конференции, симпозиумы, проведение которых на территории республики тоже требует соответствующей подготовки. С расширением сферы международного бизнеса в течение последних нескольких лет практика и процедура проведения конференций стала более отработанной и. стандартизированной. Это один из видов науки. А дипломатия конференций, которая гораздо ближе к искусству, как и дипломатия во всех ее формах, адаптировалась к изменяющимся ситуациям. 

— Виктор Павлович, в связи с этим следующий вопрос о кадрах. Для управления это проблема? 

— Причем очень непростая. Мы бережно относимся к своим старым кадрам, к тем людям, которые проработали в этой структуре не один год. И, естественно, постепенно подбираем новых сотрудников, обучаем их в ходе работы. Ведь конкретно для таких управлений, как наше, ни один вуз страны специалистов не готовит. Чтобы работать у нас, надо не только знать иностранный язык, а желательно несколько, обладать еще некоторым необходимыми для этого вида деятельности личными качествами. Можно сказать, что для дипломата потребность приобретать знания об общественном устройстве, формировать соответствующие личные качества и профессиональные навыки не только не исчезает, но становится все более важной. Различные обстоятельства, безусловно, требуют разных акцентов, но основа, вероятно, не изменится: понимать людей и их восприятие, значит, понимать политику, быть симпатичным и доступным и иметь способность объяснять и пояснять, значит, уметь достигать взаимной выгоды. Дипломатия становится все более сложной, более ответственной, более профессиональной. Она требует более широких знаний, чем обязательная углубленная специализация. 

— Ведь, по большому счету, именно по работе сотрудников Главного управления внешних связей и протокола в первую очередь судят о Крыме да и Украине в целом представители других государств. Не так ли? 

— Думаю, что да. Ведь мы первые их встречаем у трапа самолета, находимся рядом с ними в течение всего пребывания у нас. И мы последние, кто их провожает к трапу самолета, когда они покидают полуостров. 

Беседовала Елена ОЗЕРЯН

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla