(Газета «Крымские известия» от 27 ноября 2001 года)
Аланды называют по-разному: жемчужиной Скандинавии — так как это уникальный архипелаг, состоящий из 6500 островов в Балтийском море; государством в государстве — поскольку это единственная губерния Финляндии, обладающая внутренним самоуправлением, имеющая свои гражданство, парламент, правительство, почтовые марки. Еще — островами мира — благодаря особому демилитаризованному и нейтральному статусу. И в шутку — островами миллионеров.
История Аландских островов тесно связана с историей России. Здесь проходил торговый путь викингов «из варяг в греки», а затем, в XVIII веке, важный путь из Петербурга в Стокгольм. После 1809 года Аланды вместе с Финляндией вошли в состав России, где оставались до 1917 года. Здесь в XIX веке в течение 20 лет строилась русская крепость Бомарсунд, вокруг которой вырос первый город, тоже русский. С тех пор, шутят аландцы, в каждом из них течет капелька русской крови, в языке до сих пор живут русские слова, а национальное блюдо возникло на основе русской запеканки...
Однако что общего у этих островов с Крымом! На этот вопрос и отвечают участники семинара по вопросам автономии и урегулированию конфликтов депутаты Верховного Совета АРК — лидер фракции «Коммунисты и народовластие» Вячеслав Захаров и Владимир Полищук — секретарь фракции «Трудовая Украина», представитель Всеукраинского комитета защиты прав человека, заместитель председателя Счетной палаты Крыма.
Вячеслав Захаров: Семинар проходил в столице Аландов — городе Мариехамн. Это самая маленькая из всех скандинавских столиц, но третий по величине порт Финляндии. Название его переводится как «гавань Марии», город назван так в честь русской царицы Марии Александровны, супруги Александра II. Наверное, каждый русский, приезжающий сюда, чувствует себя здесь как дома. Мы не были исключением.
В состав крымской делегации входил и депутат ВР АРК, член Постоянной комиссии по культуре, межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан, председатель сельскохозяйственного кооператива Рудольф Акопян. Наше участие в семинаре, проходившем под патронатом Института мира, стало возможным благодаря решению Президиума Верховного Совета АРК и дальновидной политике его председателя Л. Грача. Расходы по пребыванию и участию в семинаре на Аландских островах взяла на себя принимающая сторона. В ходе семинара и во время встреч в парламенте и правительстве изучалась современная политическая ситуация Украины и Крыма, рассматривались политические перспективы автономии и особенности государственной власти Аландов. Были заслушаны доклады: «Учреждение автономии как механизм разрешения конфликтов», «Урегулирование конфликтов», «Поведение в конфликтной ситуации». Большое внимание было уделено перспективам международного сотрудничества, средствам массовой информации и демократии, главенству закона и законотворчеству, месту неправительственных организаций в демократическом процессе. Обсуждались проблемы в ходе дискуссий.
Мы познакомились с работой органов власти Аландов. В парламенте (его еще называют Законодательной ассамблеей), возглавляемом г-жой Вивекой Эрикссон, 30 депутатов. Спикер и несколько депутатов, как и у нас, работают на профессиональной основе. Провинция имеет свое правительство, состоящее из семи министров.
Особый интерес для нас представляли взаимоотношения автономии Аландов с государством Финляндия. Как известно, после провозглашения независимости Финляндии в 1917 году у аландцев родилась надежда на присоединение островов к Швеции. В 1920 году парламент Финляндии принял закон о самоуправлении Аландских островов, который сами аландцы поначалу не хотели признавать. Тогда вопрос об их статусе был поставлен в Совете Лиги наций, который в июне 1921 года признал суверенитет Финляндии над островами, а в следующем году вступила в силу международная конвенция об их демилитаризации и нейтралитете. Одновременно Финляндия взяла на себя обязательства по сохранению шведского языка, культуры, местных обычаев провинции и, что немаловажно, выполнила их.
Нынешний закон о самоуправлении Аландских островов, для подготовки которого потребовалось два десятилетия, был принят парламентом Финляндии в соответствии с Конституцией и одобрен парламентом Аландов. Он вступил в силу в 1993 году, впоследствии в него дважды вносились изменения. Автономия Аландов имеет свои герб и гимн. Как известно, по поводу подобного в нашей автономии не раз «ломались копья», а в мировой практике к этому давно выработано цивилизованное отношение.
Владимир Полищук: Кстати, когда мы сообщили, что в Автономной Республике Крым принята и действует Конституция, это произвело определенный эффект. Дело в том, что освещаемые вопросы по аландским проблемам были заранее подготовлены, определены конкретные выступающие. По крымским же вопросам обсуждение проходило как бы неформально. Такой подход дал возможность высказаться представителям неправительственных организаций Украины и Крыма, принимавшим участие в семинаре. Однако они не удержались от соблазна передергивания фактов и подмены одного понятия другим. Были попытки поставить под сомнение действия Верховной Рады Украины и парламента АРК, представить бесправными депортированные народы Крыма, «замалчивать» многие важные для республики вопросы. Все это наводило на мысль, что предполагались «горячие» дебаты. Но представленные нами Конституция АРК, сообщения о гербе и гимне республики в корне изменили ход семинара, а главное — отношение к республике в цепом. Удивление сменилось заинтересованностью и пониманием. Таким образом, были сняты самые острые моменты. Интересно, что согласились с этим и наши оппоненты. Мы не отрицали, что проблем у нас достаточно. Но акценты расставили четко — в Крыму мир и спокойствие, есть все возможности для нормального сотрудничества, а конфликты вызваны в основном трудным социально-экономическим положением страны в целом.
Вячеслав Захаров: На заключительной сессии, когда оценивалась проделанная работа и обсуждались планы на будущее, все сошлись во мнении, что в Крыму нормальная обстановка; да, есть и проблемы, которые необходимо решать, — это обустройство депортированных, реализация конституционных полномочий в части развития экономики, привлечения инвесторов (тем более что уже есть опыт подобного сотрудничества на примере реконструкции гостиницы «Ореанда»).
По окончании семинара его организаторы просили передать руководству автономии просьбу организовать и провести подобную встречу в Крыму. Они изъявили желание на месте изучить обстановку, чтобы определить пути выхода автономии на мировой уровень (в Аландах, например, один из членов парламента является членом Совета Европы).
Владимир Полищук: Какие уроки можно извлечь? Мне, например, импонирует решение вопроса о языках в «Законе о самоуправлении Аландских островов». В разделе «Язык органов власти» говорится о том, что «провинция является одноязычной, шведоязычной. Языком Аландской делегации является шведский язык». А как же государственный финский? В законе об этом говорится следующее: «Лицо, окончившее в провинции учебное заведение, имеет право поступить в государственное или поддерживаемое государством шведоязычное или двуязычное учебное заведение и сдавать экзамены в нем, даже если у него нет знания финского языка, необходимого для поступления в данное учебное заведение или для сдачи в нем экзаменов».
Есть интересные моменты, на мой взгляд, в структуре управления. Мы встречались с губернатором провинции, статус которого можно сравнить со статусом Представителя Президента Украины в Крыму. Его назначение происходит с согласия парламента Аландов. В случае несогласия с представленной президентом кандидатурой парламент представляет президенту пять кандидатур, из числа которых и происходит назначение.
О выверенных и правильных законах Аландских островов можно было бы говорить много. Весь смысл их направлен на защиту интересов народа, в чем мы могли убедиться сами. За счет местных бюджетов обеспечена социальная защита всех слоев населения, независимо от благосостояния отдельно взятого человека. Образование и медицинское обслуживание существуют за счет государства (чем не развитой социализм?). Найдены механизмы получения дотаций работниками сельского хозяйства. Вообще земля на островах — это отдельная тема, поскольку право голосовать и быть избранным имеет только тот, у кого есть право на землевладение.
И еще один момент. Финляндия как государство создала такие условия модели развития автономии, что у ее жителей не возникает желания «смотреть» в сторону Швеции: с решением всех социальных проблем решены и политические. В общем, нам есть чему поучиться. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Подготовила Л. ЛЕБЕДЕВА