Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Второй созыв (2019-2024)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ КРЫМА: ПЛЕНАРНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ 2-ГО СОЗЫВА (2019-2024)

ПЕРВАЯ СЕССИЯ ВТОРОГО СОЗЫВА (2019-2024ГГ.)

Парламентские слушания 25 ноября 2019 года

 «ЗАМЕТКИ С ПОЛЕЙ» ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОЛЯ БЮДЖЕТА

(Газета «Крымские известия» от 26 ноября 2019 года)

Мы часто называем бюджет республики главным финансовым документом, но не всегда задумываемся, насколько в действительности зависит жизнь каждого из нас от грамотно спланированной крымской казны. Даже такие привычные мелочи, как бесплатный проезд в городской маршрутке, приём у терапевта или учёба детей в школе, не вызывают затруднений только при условии сбалансированной, продуманной до мельчайших деталей системы доходов и расходов. Справедливо, что при таком раскладе в обсуждение проекта бюджета вовлекают общественных деятелей, представителей властей всех уровней, инициативных граждан — каждый имеет возможность внести лепту в процесс, который уже традиционно завершается в стенах Государственного Совета РК — на парламентских слушаниях.

Все расчёты Министерства финансов РК находятся в свободном доступе на соответствующих интернет-порталах — любой желающий, подчеркнула глава ведомства, вице-премьер Ирина Кивико, мог ознакомиться с планами на следующий год. Организовывал Минфин и публичное обсуждение, все статьи документа дотошно разбирались на заседаниях профильных комитетов ГС РК. Кульминацией масштабной дискуссии стали парламентские слушания.

Спикер крымского парламента Владимир Константинов особо подчеркнул: вопросы, которые поднимают он и его коллеги, и, соответственно, рекомендации по доработке бюджета, сформированные в Госсовете, — не надуманные, а подброшенные самой жизнью, «заметки с полей». Мощным подспорьем в этом процессе стали Дни Государственного Совета РК в регионах — уже в новой каденции парламентарии успели посетить несколько районов и набросать для правительства ряд первоочередных задач.

— Мы побывали в Красногвардейском, Раздольненском, Черноморском, Симферопольском и Джанкойском районах, посетили 52 объекта, 42 из них требуют финансирования уже в 2020 году. Это 6 детских садов, 14 школ, 7 ФАПов, 13 домов культуры, два участка дороги. К примеру, остро нуждается в капитальном ремонте дошкольное учреждение «Колосок» в Красногвардейском районе, там сегодня всего две группы работает. Побывали в детском саду при Ровновской школе этого же региона — нужна модульная котельная, не обойтись без утепления фасада, к тому же строительство ведётся без канализационных сетей! Во многих учебных заведениях необходимо заменять окна, ремонтировать кровли, приводить в порядок фасады — мы рассчитываем уже в следующем году завершить программу по установке металлопластиковых окон и перейти к проекту «Тёплая школа», — заметил В. Константинов.

Глава парламента подчеркнул, что бюджет из года в год не теряет социальную направленность — почти половина расходов приходится на социально-культурную сферу. Власти возлагают большие надежды на национальные проекты, призванные качественно улучшить жизнь россиян, Крым должен активно участвовать в каждой программе. Спикер не преминул напомнить, что полуостров по-прежнему находится на содержании федерального бюджета.

— Москва продолжает активно инвестировать в Крым. Простой благодарности недостаточно, лучшее, что мы можем сделать, — эффективно осваивать средства, превращать в конкретные объекты, чтобы как можно скорее встать на ноги и выживать самостоятельно. Рассчитывать на то, что инвестиционный золотой дождь из госбюджета будет литься вечно, — наивно и безответственно, — жёстко заявил спикер.

Финансовый поток действительно пока не иссякает и едва ли резко прекратится в ближайшие годы, но Министерство финансов Крыма уже сегодня старается формировать максимально сбалансированный бюджет, в котором растёт доля собственных доходов, снижается уровень субсидий, и по отдельным направлениям урезает траты, вынуждая остальные министерства и ведомства затянуть пояса потуже. Нехватку денег на те или иные задачи обсуждали ранее на заседаниях комитетов ГС РК, и на слушаниях члены Президиума коротко обрисовали основные, на их взгляд, недочёты бюджета.

Так, глава Комитета по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк назвал выделенную туристической отрасли сумму в 5,6 миллиарда рублей «хорошей», но при этом подчеркнул, что практически все эти средства предусмотрены на создание и развитие пяти рекреационных кластеров. На собственные же нужды полуострова, а именно — представительские расходы, имиджевые и прочие мероприятия, выделен всего 41 миллион рублей — надо бы ещё 28 миллионов, чтобы хотя бы не снижать планку по сравнению с прошлым годом. К тому же, считает А. Черняк, следует выделить больше средств на оздоровление детей. Ответственный за строительство, транспорт и ТЭК Леонид Бабашов говорил о газификации — 535 сёл Крыма и Алупка всё ещё живут без доступа к трубам с «голубым топливом», цена вопроса — порядка 60 миллиардов рублей, пока же Крыму гарантированы только 11,2 миллиарда. Председатель Комитета по жилищной политике и ЖКХ Алексей Гусев напомнил о многострадальных общежитиях полуострова, в которых проживает свыше 25 тысяч крымчан, — их ремонт требует больших, чем предусмотрено бюджетом, средств. Есть дополнительные потребности и у сферы образования, которую курирует Александр Шуваловнесколько миллиардов рублей — на дальнейшее развитие сети детских садов, обеспечение безопасности учреждений отрасли, материально-техническое оснащение. Только на жильё детям-сиротам нужно почти три миллиарда рублей — на этом фоне запланированные в бюджете сто миллионов смотрятся несоразмерно проблеме. Да и те, негодует А. Шувалов, не осваиваются — некоторые муниципалитеты не приобретают жилплощадь, даже если деньги на это есть.

Словом, практически по каждому направлению Крыму есть к чему стремиться. Тем не менее, как отметил первый вице-спикер Ефим Фикс, рабочие поездки в регионы позволяют воочию убедиться, что жизнь на периферии меняется к лучшему.

— В то же время в некоторых населённых пунктах ситуацию нельзя назвать благоприятной. Финансовые ресурсы должны использоваться эффективно и направляться туда, где этого требует ситуация, где это нужно людям, — убеждён он.

Замечания и просьбы, сгенерированные парламентскими комитетами, вылились в ряд конкретных рекомендаций, на которые Министерство финансов РК будет опираться в дальнейшей работе над бюджетом. Пока же — впервые в новейшей истории республики — слушания плавно перешли во внеочередное заседание Государственного Совета РК, на котором депутаты утвердили проект нашего главного финансового документа в первом чтении. Заодно внесли ряд изменений в текущий план расходов и доходов — в частности, добавили денег Минздраву, поскольку до конца года остался ещё месяц, а Крым практически израсходовал выделенные на лекарства для льготников средства. Кроме того, парламентарии отдельным голосованием одобрили бюджет Территориального фонда ОМС РК на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Анастасия СВИРИДОВА

Прозрачно, открыто и с собственной лептой

Председатель Общественной палаты РК Григорий ИОФФЕ оценил степень вовлечённости общества в бюджетный процесс и поднял ряд пока не решённых проблем, о которых властям стоит задуматься уже сейчас:

— Мы ещё хорошо помним, как формировался бюджет в украинский период. Всё вершилось не просто централизованно, в Киеве, без учёта мнения регионов — даже в столице решения принимало ограниченное число власть имущих. Тогда ещё Верховный Совет Крыма в бюджетных вопросах вообще играл декоративную роль. В России — иной подход: принятие бюджета — максимально открытый, прозрачный процесс, сам документ проходит через множество ступеней, тщательно рассматривается и оценивается общественностью, различными организациями, ведомствами, представителями властей всех уровней, и каждый вносит свою лепту в итоговый результат. Парламент стал играть заметную роль, главы комитетов глубоко вникают в проблематику курируемых отраслей, вносят дельные предложения. Конечно, потребности и возможности, как правило, не совпадают, и абсолютно все нужды Крыма не могут найти отражение в бюджете одного года, да и трёх лет, но нельзя не заметить, что с каждым годом грань между потребностями и возможностями истончается. Мы начинали с того, что были полностью дотационным регионом, даже самые мелкие нужды оплачивались Москвой, а сегодня демонстрируем серьёзные собственные возможности, наращиваем доходы. Значит, движемся в верном направлении.

При этом ряд ограничений по-прежнему мешает нашему развитию. Речь о санкциях и неразвитой банковской системе полуострова. На слушаниях руководитель Союза промышленников и предпринимателей Крыма Александр Баталин поднимал эту проблему — возможности наших предприятий заметно уступают материковым компаниям. Обособленность, ограниченность крымской банковской системы мешают и развитию экономики Крыма в целом, и, соответственно, росту бюджетных доходов. Решать этот вопрос нужно в ближайшее время. Замечу, по моему личному мнению, зачастую банки используют санкции исключительно как предлог не приходить в Крым. Они упорно работают на Украине, где их отделения поджигают, арестовывают активы, всячески ущемляют, но на полуострове не появляются. Переломить ситуацию можно только на уровне высшего руководства страны. 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla