Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ВОСЬМАЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 17 октября 2001 года

СНОВА О СЕЛЬСКИХ БЕДАХ И ЦЕНАХ НА ХЛЕБ

(Газета «Крымские известия» от 18 октября 2001 года)

17 октября состоялось пленарное заседание Верховной Рады АРК, в повестку дня которого депутаты включили 10 вопросов.
Одним из первых был рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в постановление Верховной Рады АРК от 21 февраля 2001 года «О бюджете Автономной Республики Крым на 2001 год». По сообщению председателе Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике В. Воюша, ввиду того, что на состоявшемся накануне заседании комиссии позиция Совета министров по рассматриваемому вопросу не была четко обозначена, депутаты-члены комиссии решили предложить Верховной Раде Крыма принять предлагаемый проект бюджетных изменений за основу и отправить его на доработку с тем, чтобы вернуться к его обсуждению в ноябре.
С такой же резолюцией был принят и вопрос о Программе обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым на 2001 год, осуществляемый за счет средств бюджета автономии. Депутатам постоянной профильной комиссии и правительству предложено в последующий месяц более детально проработать ее разделы, прийти к общему соглашению по размерам финансирования отдельных ее составляющих.
С докладом о состоянии социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов выступил председатель Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по аграрным вопросам и продовольственному обеспечению Ф. Снегирев. За десять последних лет, сказал он, неоднократно менялись структура и формы собственности сельскохозяйственного производства, что не могло не отразиться на материальном положении населения. Заметно сократилось количество объектов сельской социальной сферы, по некоторым параметрам — в два—четыре раза. К примеру, сельские бани и библиотеки закрыты практически повсеместно, ежегодно закрываются 2—3 сельские школы, а подвоз детей из окрестных сел в те, что еще существуют, очень проблематичен. Особенно обидно, отметил Ф. Снегирев, что при обсуждении проблем сельчан в сессионном зале все соглашаются с обоснованностью постановки вопроса, голосуют за предлагаемые комиссией решения, однако когда дело касается их выполнения, то исполнительная власть республики остается в стороне. Так, в соответствии с указом Президента Украины «О некоторых мерах по улучшению условий хозяйствования негосударственных сельскохозяйственных предприятий» в Крыму ведется работа по передаче объектов социальной сферы с баланса бывших КСП на балансы сельских поселковых советов, но финансовое обеспечение этой работы отсутствует. В районных бюджетах на 2001 год на эти цели предусмотрено 9,3 млн грн в то время, как по расчетам райсельхозуправлений реальная потребность в средствах на содержание всех передаваемых в коммунальную собственность объектов социальной сферы села составляет 71, 6 млн грн.
В принятом по этому вопросу постановлении предлагается обратиться в Верховную Раду Украины с просьбой рассмотреть возможность освобождения от налогообложения на один—два года сельских коммунальных предприятий, создаваемых для обслуживания принятых в коммунальную собственность объектов социальной сферы сел, а органам местного самоуправления рекомендовано при формировании бюджетов на 2002 год предусмотреть расходы на содержание и капитальный ремонт указанных объектов.
Верховная Рада АРК утвердила рассчитанную на 10 лет Программу основных мероприятий по профилактике и борьбе с бешенством в автономии, разработанную на основе аналогичной Программы Госдепартамента ветеринарной медицины и Министерства охраны здоровья Украины. Принято также решение о дополнительных мерах по восстановлению и обеспечению сохранности лесозащитных насаждений. В ряд ранее принятых Верховной Радой АРК документов с целью приведения их в соответствие с существующей нормативно-правовой базой Автономной Республики Крым внесены изменения и дополнения.
С несколькими актуальными проблемами депутаты выступили в разделе «Разное».
А. Наздрачев напомнил о гибели в 1998 году при невыясненных обстоятельствах восьми членов экипажа шхуны «Шквал», за которую никто не понес ответственности. И хотя суд удовлетворил иск родственников погибших о возмещении 16 млн грн материального ущерба, до сих пор никто из 12 оставшихся без отцов детей не получил ни копейки. Депутат просит поручить Прокуратуре АРК внести ясность с банкротством фирмы, которой принадлежала шхуна, а также в вопрос материальной помощи родственникам погибших.
В. Полищук проинформировал коллег о том, что вся их полуторагодовая борьба против Объединенной платежной системы, в которой с убытком для рядовых крымчан курсировали так называемые «электронные» деньги, может пойти насмарку, так как разрабатывается аналогичная система безналичных платежей, но теперь уже в рамках не Минфина, а казначейства. А это значит, сказал депутат, что у тех, кто это задумал, снова будет возможность финансировать не тех, кто больше нуждается, а кто им больше понравится.
В. Алешин напомнил о проблеме жильцов аварийного дома на улице Лескова в Симферополе, которых давно следовало отселить, однако Совет министров Крыма, первоначально планируя выделить на эту цель около миллиона гривен, затем уменьшил сумму наполовину, потом еще раз вынес решение об уменьшении средств, а сейчас и вовсе не дает никаких денег, а дом продолжает «трещать», и люди боятся погибнуть под его обломками. Он также выразил удивление, почему закрывается единственное в поселке Марьино отделение Сбербанка Украины, куда жители платили за коммунальные услуги, а теперь им предлагается ездить в центр, что не может устраивать пенсионеров.
Н. Колисниченко, выражая солидарность с оценкой, данной Ф. Снегиревым состоянию социальной сферы села, добавил, что самой главной причиной такого положения является отсутствие в республике единого органа, ответственного за коммунальное состояние села, каким раньше был «Крымселькоммунхоз». Сейчас все жалобы правительство пересылает ведомству, возглавляемому Е. Намяком, тот переадресует их Минагропрому, а министерство заявляет, что забота о соцкультбыте не входит в его функции. Получается, что в системе исполнительной власти сельским коммунальным службам места нет.
С. Алексеенко заявила, что по поручению всех предприятий объединения «Крымхлеб» вынуждена вновь обратиться за помощью к Верховной Раде Крыма, которая однажды уже остановила незаконную «прихватизацию» собственности ОАО «Крымхлеб». Опять вокруг его генерального директора Н. Демченко сгущаются тучи, ведутся приготовления для расчленения объединения и приватизации против воли трудовых коллективов. Конечно же, в таких условиях трудно удешевить цену на хлеб.
Ведущий пленарное заседание Председатель Верховной Рады Л. Грач дал поручение Секретариату Верховной Рады оформить все прозвучавшие предложения и дать им ход. Председателям профильных комиссий Ф. Снегиреву, А. Иванову и заместителю Председателя Верховной Рады АРК Ю. Корнилову поручено разобраться с ситуацией в ОАО «Крымхлеб».
На этом повестка дня октябрьских пленарных заседаний была исчерпана.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ПРИНЯТЫ ИЛИ ОТПРАВЛЕНЫ НА ДОРАБОТКУ

(Газета «Крымская газета» от 18 октября 2001 года)

Вчера состоялось очередное заседание Верховной Рады автономии. В нем приняли участие только 53 депутата. Из 12 предлагаемых вопросов два были сняты с обсуждения. В том числе — об отмене постановления Совета министров о республиканской аптечной сети, по предложению заместителя главы крымского парламента Бориса Дейча. К нему поступил ряд обращений, в которых жители серьезно озабочены попытками некоторых сил ликвидировать в Крыму государственную аптечную сеть, а это может больно ударить по малоимущим больным и инвалидам. Спикер парламента Леонид Грач заявил, что фракция коммунистов тоже не будет за это голосовать. Словом, пока удалось отстоять интересы рядовых крымчан.
Не был внесен в повестку и вопрос о внесении изменений в постановление Верховной Рады Крыма о предоставлении во временное долгосрочное пользование охотничьих угодий. Видимо, и в этом проекте депутаты увидели какие-то скрытые течения.
Многие другие постановления принимались быстро, без особых дискуссий. Похоже, они были скрупулезно обсуждены и отработаны в комиссиях. Но самый главный вопрос — о внесении дополнений и изменений в бюджет автономии на 2001 год — так и не был решен. По предложению председателя постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Владимира Воюша, проект принят за основу и отправлен на доработку и будет рассмотрен на сессии в ноябре. Такая участь постигла и программу обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан на 2001 год. Есть надежда, что она также будет утверждена в ноябре. Однако, наверное, это не совсем устраивает многих крымских татар. Во время работы сессии они провели свой митинг с требованиями решить проблемы выделения им земли. Затем с транспарантами прошли колонной по центру Симферополя.
Пожалуй, наиболее энергичным было обсуждение состояния социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов. Председатель постоянной комиссии по аграрным вопросам и продовольственному обеспечению Федор Снегирев привел немало цифр и примеров, которые свидетельствуют, что сельчане нуждаются в неотложной помощи. По его данным, идет интенсивное сокращение количества детских садов. За последние пять лет их число уменьшилось на 48, из сохранившихся работают чуть больше половины, в Бахчисарайском районе функционирует пятая часть. Только у 63 процентов сельских жителей есть возможность пользоваться клубами и Домами культуры. Еще хуже ситуация вокруг сельских библиотек. Не хватает ФАПов и амбулаторий. Лишь 35 процентов сельчан имеет возможность получить бытовые услуги, а 8 процентов — помыться в сельских банях. Во многих селах отсутствуют магазины, не хватает питьевой воды порой по банальной причине — отключения скважин от электросети.
По мнению Снегирева, чтобы привести сельскую инфраструктуру в норму, требуется 25 миллионов гривень. А председатель постоянной комиссии по рациональному природопользованию и земельным ресурсам Николай Колисниченко в разделе «разное» сказал, что одной из причин сложившейся обстановки на селе является отсутствие в Крыму органа, который бы был уполномочен заниматься этими вопросами. На его взгляд, Совет министров республики должен определить для этого соответствующую структуру. Депутаты решили обратиться с такими проблемами в Верховную Раду и Кабинет министров Украины, а органам местного самоуправления рекомендовали при формировании бюджетов на 2002 год предусмотреть расходы на содержание и капитальный ремонт объектов социальной сферы села, передаваемых в коммунальную собственность.
Рассмотрены также вопросы о дальнейшем использовании аэродромных комплексов в поселках Мирное и Октябрьское, о восстановлении и обеспечении сохранности защитных лесонасаждений, внесены изменения в положение о порядке управления имуществом, принадлежащим автономии или переданным ей в управление, и другие. Работа сессии была завершена в течение часа, но много нерешенных проблем осталось. Так что депутатам есть над чем подумать и что решать.

Виктор СТУС


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ В РАЗГАРЕ

(Газета «Крымское время» от 18 октября 2001 года)

А хроники как таковой вчера и не было. Вся сессия — от начала до традиционной фразы «повестка дня исчерпана» — длилась 35 минут. И — никаких обещанных на предыдущем пленарном заседании в сентябре «кадровых вопросов». Впрочем, догадаться об этом можно было, даже не заглядывая в повестку дня, только взглянув на пустующее кресло главы правительства. Валерий Горбатов, говорят, в эти дни отстаивает интересы крымского бюджета в Киеве. А без него вообще-то и не слишком этично рассматривать вопросы, «решающие все».
Но отсутствие «кадрового» пункта, если копнуть глубже, вряд ли вызвано лишь командировкой премьера. В зале пустовала добрая половина кресел — а точнее, не было 47 депутатов. От участия в заседании уклонились сторонники бывшего премьера Куницына и члены фракции «Трудовая Украина». Точнее, кое-кто из них изредка в зал забредал, но, кажется, не голосовал. Поэтому у нас вполне логично зародилась крамольная мысль: видимо, стороны что-то не поделили в этом самом пресловутом кадровом вопросе. Но так сие или нет, подтвердить нам никто не взялся.
Впрочем, если немного поразмышлять, то нетрудно догадаться, что нынешнему премьеру в принципе не стоит и суетиться с выносом на сессию оставшихся неутвержденными членов правительства: до выборов осталось всего ничего, и если люди, которые пока работают в Совмине с приставкой «и. о.», не слишком премьера раздражают, то у них есть все шансы доработать до марта-апреля следующего года.
Несмотря на то, что кворум в зале был «тютелька в тютельку» (от 51 до 53 депутатов), зал активно работал. Политические сторонники спикера исправно нажимали на кнопки, преимущественно «за», и посему сессия шла без суеты и препятствий.
Впрочем, и спорных вопросов не было. Всего депутатам президиум предложил рассмотреть 13 пунктов повестки дня. Два из них — об отмене постановления Совмина «О республиканской аптечной сети в АРК» и об изменениях в постановлении ВС об охотничьих угодьях — сняли сразу. Первое — по просьбе избирателей Бориса Дейча, Романа Аронова и многих других. Мотивируют это избиратели тем, что если аптечную сеть ликвидируют (а именно это предполагал, как мы поняли, проект постановления), то население не сможет покупать лекарства по льготной цене, а работники аптек, более двух тысяч человек, останутся без работы. По второму Леонид Грач высказался коротко и ясно: «Мы на фракции (коммунистов то бишьН. Г.) решили этот вопрос не включать». И — сессия не включила, поскольку в зале сидели, напомним, в основном его сторонники.
Чуть позже слетел еще один вопрос — об отчете председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению Алексея Шацкого — ввиду его болезни. Надеемся, она будет не слишком затяжной, и на ноябрьской сессии вопрос будет рассмотрен.
Еще два вопроса — об изменениях в бюджет текущего года и о программе обустройства депортированных — были отложены с такой формулировкой: «принять за основу и отложить до следующего заседания». Остальные пункты повестки дня проголосованы с таким результатом: 52 из 52 «за». Либо — 51 из 53... Единственный вопрос, по которому был заслушан доклад, — о состоянии социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов. Федор Снегирев, делавший доклад о весьма плачевном состоянии соцсферы в реформируемом селе, лишь с третьей попытки (почему-то) получил заветную цифру в 51 голос. Принятым постановлением просили верхи в лице Верховной Рады и Кабмина Украины обратить на эту проблему внимание.
А дальше пошло «разное».
Главы районных администраций, мчавшиеся вчера по мокрой дороге на сессию, чесали затылки: зачем приезжали?..
Политическая осень, предвыборная осень, в разгаре.

Наталья ГАВРИЛЕВА


ПОЧЕМУ ЗАБУКСОВАЛ КАДРОВЫЙ ВОПРОС?

(Газета «Голос Крыма» от 26 октября 2001 года)

Помнится, на сентябрьской сессии Верховной Рады АРК, когда депутаты формировали, но так и недоформировали состав правительства (неутвержденными оказались ни много ни мало 12 кандидатов — совминовцев), спикер парламента Леонид Грач заверил собравшихся, что на следующей сессии — в октябре кадровой вопрос по правительству будет решен и все «вакансия» в нем заполнены.
Но вот пришел день 11 октября, однако в повестке октябрьской сессии «отложенный» вопрос по правительству не значился. И не мог значиться, потому как в Верховную Раду автономии не поступили из правительства соответствующие представления на те кандидатуры подчиненных Валерия Горбатова, которые мог бы утвердить (или не утвердить) парламент. Возникает вопрос: почему не поступили? Опять вспоминая сентябрьскую сессию, заметим, что тогда, после голосования, «провалившего» ряд кандидатур, предложенных В. Горбатовым, глава правительства высказал надежду, что эти самые кандидатуры удастся отстоять. Однако, судя по всему, надеждам не удалось сбыться. В соответствии с нормативно-правовым актом ВР АРК от 24 мая 2000 года, в случае отклонения парламентом кандидатур вице-премьеров, министров и председателей Рескомитетов, премьер-министр должен внести на рассмотрение депутатов уже новые кандидатуры. Таким образом, Валерий Горбатов как бы становится заложником политических интриг парламентских кудесников и по сути лишается возможности формировать состав правительства теми кадрами, в профессиональных качествах которых он уверен. Другими словами, за премьера решают, с кем ему работать, а с кем нет, руководствуясь при этом сугубо политическими симпатиями и антипатиями. Естественно, с таким положением дел В. Горбатов, при всем его желании сотрудничать с парламентом смириться не мог. Точно так же, как не мог мириться с подобным игнорированием права главы правительства на подбор собственных подчиненных и его предшественник С. Куницын.
Вот почему кадровые представления из Совмина так и не поступили, а неупвержденные парламентом совминовцы. продолжают работать в качестве и. о.

Юлий ВАДИМОВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla