Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 17 ноября 1999 года

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС УПРАВЛЕНИЯ – ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ

(Газета «Крымские известия» от 18 ноября 1999 года)

17 ноября состоялось очередное пленарное заседание крымского парламента, которое вел Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Л. Грач.
При обсуждении проекта повестки дня было утверждено 16 вопросов и отклонен вопрос об освобождении Р. Мустафаева от должности председателя Республиканского комитета Автономной Республики Крым по делам национальностей и депортированных граждан в связи с достижением им предельного возраста пребывания на государственной службе. Согласно включенным вопросам сессии предстояло обсудить и принять решение о Положении о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления Крыма и делегировании местным властям отдельных полномочий Автономной Республики Крым, рассмотреть вопрос о работе служб жизнеобеспечения автономии в осенне-зимний период 1999—2000 годов, о мерах по обеспечению устойчивой работы объектов агропромышленного комплекса автономии в зимних условиях и улучшению ситуации, сложившейся в отрасли животноводства, о мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялтафильм», о Программе охраны и улучшения состояния окружающей природной среды Крыма на 1999—2000 годы и другие.
С докладом по центральному вопросу пленарных заседаний — о порядке взаимодействия с органами местного самоуправления и делегировании им некоторых полномочий республики — выступил инициатор разработки проекта Положения Председатель Верховной Рады АРК Л. Грач. Он назвал рассматриваемый документ коллективным продуктом всей Верховной Рады, правительства, органов местного самоуправления, так как в процессе трехмесячной работы над проектом были учтены многочисленные замечания, предложения и дополнения, внесенные представительной властью вплоть до сельских голов, исполнительной и законодательной властью.
Все усилия прилагались в русле построения демократического правового государства, которым провозгласила себя Украина, и направлены на создание необходимых для этого законов и механизма их выполнения. Мы сделали попытку, сказал он, «поставить крымскую телегу на колеса», создать необходимые условия для созидательных, а не разрушительных действий, и в ряду принятия решений об усилении кадровой работы, о порядке межбюджетных отношений в Крыму внести ясность во взаимоотношения между республиканскими властями разных уровней, чтобы вместе решать и отвечать за изменения в социально-экономической обстановке и тем самым завершить создание системы управления автономией.
Докладчик выразил сожаление по поводу того, что часть депутатов, что называется, в штыки приняла некоторые пункты, согласно которым местным советам, городским головам делегируются частичные полномочия, влияющие на кадровую политику республики, на формирование республиканского бюджета.
В прениях по вопросу выступили депутаты В. Блинков, В. Карлюга, А. Иванов, Ю. Тарабрин, В. Попов, Е. Реуцкая, которые одобрили все положения документа. Председатель Совета министров АРК С. Куницын, назвав делегирование полномочий органам местного самоуправления «одним из ключевых вопросов», все же высказал мнение, что рассматриваемый проект не соответствует украинскому законодательству и Европейской хартии местного самоуправления. Однако выступивший затем от органов местного самоуправления председатель Джанкойского районного совета С. Жаков, наоборот, отметил, что проект находится в полном соответствии с упомянутой хартией и даже дополняет и развивает действующее украинское законодательство в этой области. Он подчеркнул, что с принятием проекта о Положении ликвидируется законодательное несовершенство, замыкается вся управленческая цель, органы местного самоуправления получают возможность реального участия в государственном управлений. Кроме того, сказал С. Жаков, создается звено взаимной солидарной ответственности перед теми, кто нас избирал и кому мы много чего наобещали.
После постатейного обсуждения проекта постановления и внесения ряда поправок документ был принят.
На утреннем заседании депутаты рассмотрели еще один вопрос — о работе служб жизнеобеспечения автономии в условиях зимы. Заслушав и обсудив информацию заместителя Председателя Совета министров АРК В. Юрова, в соответствии с которой по состоянию на 1 октября 1999 года на 80% выполнены мероприятия по комплексной подготовке к зиме жилых домов, котелен, теплотрасс, школ, на 30% — лечебно-профилактических учреждений, допущено отставание в подготовке школ и больниц в Алуште, Ленинском, Джанкойском, Черноморском, Сакском, Красногвардейском, Кировском районах, не обеспечено необходимое количество топлива на текущий отопительный сезон, депутаты приняли постановление, которым признали работу Совета министров АРК, исполкомов городских советов и райгосадминистраций недостаточной. Исполнительной власти предложено взять под персональную ответственность координацию работы служб жизнеобеспечения в зимних условиях и до 1 декабря обеспечить готовность к зиме жилых домов, объектов тепло- и энергоснабжения, водопроводно-канализационных систем, школ, детских садов, лечебно-профилактических учреждений и других объектов социальной сферы.
После перерыва, на вечернем заседании, парламент продолжил работу по утвержденной повестке дня.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ПОЛТОРА ВОПРОСА ДО ОБЕДА

(Газета «Крымское время» от 18 ноября 1999 года)

Устойчивая тенденция каждый пленарный день начинается с того, что из предложенной повестки дня с двумя десятками вопросов до обеденного перерыва ВС обсуждает один-два. Все остальные — с трех до шести вечера.
Не стал исключением и вчерашний день. Хотя в принципе он мог бы начаться несколько иначе — хотя бы пару слов ведущий сессию Леонид Грач мог бы сказать о только что завершившихся выборах Президента страны. Все же не каждый день такое событие случается! Вместо него это сделал премьер Сергей Куницын, выступивший в порядке обсуждения вопроса о делегировании органам местного самоуправления отдельных полномочий республики.
Сам вопрос вызвал ожесточенные споры. И начались они, если внимательный читатель заметил, еще задолго до сессии. Правительство резко выступило против проекта. Мотивы неприятия — во-первых, уже существует закон Украины, регулирующий эти, без всякого сомнения, важнейшие механизмы, а во-вторых, если и обговаривать делегирование полномочий, то делать это надо не с некоей общественной организацией, коей является Ассоциация органов местного самоуправления, а с каждым местным советом по отдельности, учитывая особенности конкретного региона.
За проект выступали, как обычно это происходит, когда его автором выступает сам Леонид Грач, члены фракции «Коммунисты и народовластие». В числе восхваляющих на этот раз оказался и джанкойский голова Станислав Жаков, зампред упомянутой Ассоциации. Подумалось к мнению этой организации можно было бы прислушаться с вниманием, кабы она была бы действительно самостоятельной. Но когда во главе ее стоит спикер Верховного Совета — Совета, к органам местного самоуправления никак не относящийся, — легко понять, что Ассоциация стала просто инструментом в руках спикера для реализации его собственных планов. Впрочем, мы это видели и в прошлом составе ВС, когда Ассоциацию возглавлял Анатолий Гриценко.
Показательны итоги голосования проект поддержали 53 депутата Видимо, кредит доверия парламента у Грача все еще остается.
До обеденного перерыва депутаты успели послушать отчет Вячеслава Юрова, заместителя председателя Совмина, о работе служб жизнеобеспечения на холодные сезоны Отчет, надо сказать, был весьма профессионален — ведомства, которые курирует Вячеслав Лукич, не остались без присмотра и подарили нам надежду на выживание. Видимо, именно поэтому Юров в перерыве принимал поздравления по поводу подписанного Куницыным распоряжения о том, что в случае отсутствия премьера в республике его обязанности выполнять отныне будет он, а не Лентун Безазиев. Это означает, что фактическим первым вице-премьером (хотя в штатном расписании этой должности нет) стал именно Юров.
Кстати, он впервые на сессии, извинившись, что не обговаривал это еще ни с кем из руководства, высказался за то, чтобы перевести народное образование и здравоохранение на республиканский бюджет. В рядах руководителей органов местного самоуправления было замечено радостное возбуждение...
В повестке дня стоят вопросы, связанные с положением дел в сельском хозяйстве, животноводстве, в окружающей среде, в киностудии «Ялтафильм». Есть и ряд более мелких, которые наверняка, как показывает опыт, после перерыва снова будут приняты без обсуждения. Следите за «КВ» — на сессии дежурит наш корреспондент.

Наталья ГАВРИЛЕВА


ВЕРТИКАЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ ВЛАСТИ

(Газета «Крымская газета» от 18 ноября 1999 года)

Вчерашнее пленарное заседание Верховной Рады АРК открылось обсуждением вопроса «О Положении о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым и делегировании органам местного самоуправления отдельных полномочий Автономной Республики Крым».
Стратегически дальновидно сверстанная повестка определила эту спорную тему под номером один, впереди таких совминовских вопросов, как «О работе служб жизнеобеспечения АРК в осенне-зимний период», «О мерах по обеспечению устойчивой работы объектов агропромышленного комплекса АРК в зимнее время» и прочих, предоставляя удобную возможность поторговаться с исполнительной властью относительно этих самых «отдельных полномочий».
«В своих последних работах основатель Советского государства В. И. Ленин много размышлял, излагал конкретные направления ограничения служебного эгоизма в среде родившейся в годы гражданской войны касты советских служащих. Завещания вождя, высказанные в начале 20-х годов, ни на йоту не потеряли своей актуальности, а более того, стали еще более актуальными сегодня. Известно, что важнейшим условием противодействия бюрократической опасности он видел в привлечении широких народных масс к управлению государством, в развитии у народа чувства активной инициативы и гражданской ответственности. В данном случае мы говорим об органах местного самоуправления… Очень важно, что Постановлением в рамках данной конкретной исторической ситуации закладывается необходимый механизм противовеса между органами самоуправления и исполнительной властью». Это аргументы из выступления феодосийского депутата Ю. Тарабрина. В таком ключе и проходила полемика насчет целесообразности создания вертикали представительской власти в нашей автономии, предложенной инициатором и автором Положения о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления и делегировании органам местного самоуправления отдельных полномочий Леонидом Ивановичем Грачом. В первоначальном проекте делегирование простиралось так далеко, что предусматривало согласование на уровне поселковых и сельских голов кандидатур руководителей республиканских силовых ведомств, КРУ, Фонда имущества, региональной таможни, налоговой администрации, а также генерального директора ГТРК «Крым» и директора радиотелевизионного передающего центра. Правда, по ходу полемики Леонид Иванович предложил эти пункты изъять, точнее, он сказал, что они «не предлагаются для обсуждения». Прочие кадровые согласования в проекте сохранились.
Из выступления Председателя Совета министров АРК Сергея КУНИЦЫНА:
«Мы не можем делегировать полномочия в вопросе кадровой политики органам местного самоуправления и правления ассоциаций. Это противоречит и Европейской хартии, и Конституции, и законам Украины. Согласно с действующим законодательством, Конституцией Крыма, Украины, Законом о местном самоуправлении четко определен перечень должностей, которые согласовываются теми или иными органами. Согласно Указу Президента Украины от 1996 года и изменений от 1999 г., в том числе и в части Крыма, все вопросы назначения начальников милиции и органов общеукраинского значения, которые находятся на территории того или иного городского или районного Совета, в том числе и в АРК, при назначении согласовываются на данной конкретной территории либо с городским головой, либо с главой райгосадминистрации. Эти все вопросы отрегулированы законодательством и указами Президента. Поэтому здесь не существует проблем, и я, так же, как Председатель Верховной Рады АРК, всегда советуюсь и даже требую визы от городских голов или глав администраций по тому или иному кадровому вопросу, чтобы вместе нести ответственность. Ассоциация органов местного самоуправления — общественная организация. И нельзя делегировать общественной организации вопросы кадровой политики. У нас общественных организаций очень много. И хотя эта — специфическая, в нее входят руководители сельских, поселковых, городских Советов, тем не менее, ее статус общественный, и мы не вправе ей делегировать такие полномочия. Ни в одной стране мира такого нет. Я изучал опыт местного самоуправления в европейских странах, когда, будучи депутатом Верховной Рады Украины, входил в комиссию по местному самоуправлению. Мы можем делегировать определенные полномочия в области бюджетной политики, в области коммунальной и крымской собственности, против этого я не возражаю. Но передача полномочий в области кадровой политики противоречит законодательству».
С рядом поправок проект все же был принят большинством в 53 голоса. После чего депутаты перешли к обсуждению хозяйственных вопросов.

Елена ГОРНАЯ


ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(Газета «Крымские известия» от 19-20 ноября 1999 года)

17 ноября на вечернем заседании  Верховной Рады АРК было продолжено обсуждение готовности объектов к работе в осенне-зимний период. Депутаты утвердили план мероприятий по обеспечению устойчивой работы объектов АПК предстоящей зимой. В ходе анализа деятельности АПК Крыма депутаты также наметили ряд мер по улучшению ситуации в животноводстве. По предложению Фонда имущества АРК были внесены некоторые изменения в состав имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым.
В культурной жизни автономии важная роль всегда отводилась Ялтинской киностудии. Для сохранения этой киностудии были разработаны и утверждены меры по стабилизации и оздоровлению ее деятельности, предусматривающие долевое финансирование производства фильмов и создание совместно с киноструктурами Российской Федерации хозяйственного общества на базе Крымской государственной киностудии «Ялтафильм».
После принятия в первом чтении Программы охраны и улучшения состояния окружающей природной среды Крыма на 1999— 2000 годы профильная комиссия Верховной Рады АРК тщательно изучила все замечания и предложения и внесла в нее соответствующие коррективы, которые депутаты утвердили и приняли Программу в целом.
Предложение о приостановлении действия постановления Совета министров АРК от 22. 06. 99 г. «О продаже земельных участков» не набрало необходимого количества голосов. Также не получило поддержки у депутатов и предложение о назначении А. Романенко на должность заместителя Председателя Совета министров АРК.
Депутаты поручили Совету министров АРК подготовить в I квартале 2000 года и внести на рассмотрение Верховной Рады АРК проект нормативно-правового акта, регламентирующего порядок и правила содержания домашних животных в городах и населенных пунктах Крыма.
Также были приняты решения об отводе земельных участков под карьеры по добыче пильных известняков на территории Сакского района.
В конце заседания депутаты внесли изменения и дополнения в Регламент и Положение о постоянных комиссиях Верховной Рады АРК и приняли решения о признании утратившими силу некоторых нормативно-правовых актов АРК и отмене постановления Верховной Рады АРК от 21. 04. 99 г. «О передаче завода «Гидроприбор», принадлежащего Автономной Республике Крым, в государственную собственность».

Пресс-центр Верховной Рады Автономной Республики Крым


НЕ УТВЕРЖДАТЬ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА - И БАСТА!

(Газета «Крымское время» от 13 ноября 1999 года)

Состоявшееся на этой неделе пленарное заседание ВС Крыма, как нам показалось, прошло довольно вяло и носило несколько энергетически-сельскохозяйственный оттенок. Даже провалившаяся попытка отменить в республике приватизацию земельных участков (приостановлением действия совминовского постановления) не внесла оживления в зал. То ли коммунистическое большинство приуныло после результатов второго тура, то ли мужикам просто хотелось посмотреть по ТВ матч Украина-Словения...
«В любую секунду Крым может по не зависящим от нас обстоятельствам остаться без электроэнергии», — заявил глава постоянной комиссии по промышленности и топливно-энергетическому комплексу Геннадий БАБЕНКО. Действительно, недавно наконец отремонтирован четвертый большой трансформатор, с которым приключилась авария 4 августа, но соседний пятый сейчас находится в предаварийном состоянии.
Поданным Г. Бабенко, произошедшее подключение Керчи и Феодосии к магистральному газопроводу уже сэкономило бюджету республики около десяти миллионов гривен — на закупках 8, 5-9 тысяч тонн солярки для котельных. Поэтому просто необходимо выделить средства на строительство распределительных газовых сетей в городах и районах Восточного Крыма. «Чем больше мы переведем в 2000 году котельных на газ, тем больше сохраним средств на зарплату и на латание дыр в нашем большом корабле».
В содокладе Геннадий Александрович практически поддержал вице-премьера Вячеслава Юрова, возразив ему только в одном: передача учреждений Минздрава и Минобразования из местных бюджетов в республиканский не обязательно будет означать тепло в школах и зарплату в учительских кошельках. К тому же бюджет Крыма-2000, если читатель помнит, уже принят почти на всех уровнях. И если республика вдруг решит взять на свой кошт сельские школы и больницы, придется полностью пересматривать все финансовые показатели и автономного, и местных бюджетов.
В итоге, после двухчасового обсуждения, ВС принял постановление о работе служб жизнеобеспечения АРК зимой 1999-2000, в котором, в частности, поручили Совмину просить правительство Украины о товарном кредите в 137 млн. кубометров газа из Госрезерва и о выделении мазута на 11, 2 млн. грн. в счет долгов Госбюджета перед республикой. Кроме того, от Совета министров затребовали до середины декабря профинансировать капвложения: во-первых, в разводящие сети газопровода «Джанкой-Феодосия-Керчь», и во-вторых, в реконструкцию канализационно-очистных сооружений в Симферополе и тоннельного водовода в Ялте. А о остальных пунктах документа правительству и энергетикам Крыма поручается и рекомендуется выполнять... их обычную работу.
С данным постановлением перекликается другое — «О мерах по обеспечению устойчивой работы объектов АПК Крыма в зимнее время 1999-2000», где среди всего прочего ВС наказал МинАПК за счет всех источников финансирования обеспечить ввод в эксплуатацию 66 км газопроводных сетей в сельской местности» (в 11 КСП) и перевести на природный газ 3 котельные.
При обсуждении этого вопроса замминистра АПК Сергей ПЕЛАГЕНКО рассказал о практически нулевой рентабельности тепличных комплексов в автономии: из-за бешеных цен на топливо теплицы работают себе в убыток. Но и остановить производство нельзя даже на одну зиму, иначе теплицы будут потеряны безвозвратно. Информацию замминистра дополнил глава профильной комиссии ВС Федор СНЕГИРЕВ: долги сельского хозяйства полуострова за энергоносители нынче составляют 68 миллионов гривен.
Еще одним сельскохозяйственным постановлением — «О ситуации в животноводстве АРК» — парламентарии решили попытаться внести очередные изменения в бюджет-2000: дать животноводству дотации на 16, 8 миллиона гривен и выделить бюджетную ссуду в 7, 5 миллиона — на 30 тысяч тонн фуражного зерна для птице- и свиноферм. В очередной раз комиссия Ф. Снегирева дала ценные указания МинАПК и водхозу: корма заготавливать по 45 ц на условную голову в общественном секторе и по 13-14 ц на подворьях и у фермеров...
Заключительным аккордом «сельскохозяйственной» сессии ВС премьер Сергей Куницын в очередной (уже в третий) раз предложил на утверждение депутатам кандидатуру вице-премьера по вопросам агропромышленного комплекса. И они в третий же раз благополучно, без всяких возражений... не утвердили Александра Романенко, который и. о. -ствует уже месяца три-четыре.
Отголосовав «против», парламентарии отправились по домам. Смотреть футбол.

Кира ИВАНОВА


ВЕРТИКАЛИЗАЦИИ ВЛАСТИ – ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

(Газета «Крымские известия» от 19-20 ноября 1999 года)

Основным в повестке дня заседания четвертой сессии ВР АРК можно считать, несомненно, вопрос о Положении о порядке взаимодействия с Ассоциацией органов местного самоуправления Крыма и делегировании местным властям отдельных полномочий Автономной Республики Крым, Подготовка к рассмотрению этого вопроса заняла в общей сложности более трех месяцев.
Тема эта в последнее время была, что называется, на слуху, встретив определенное сопротивление со стороны руководителя крымского правительства и части чиновничества, что выплеснулось в средства массовой информации. На состоявшемся 10 ноября заседании Ассоциации органов местного самоуправления вопрос был детально изучен приехавшими со всего Крыма руководителями городов и районов и получил убедительную поддержку. Газета «Крымские известия» опубликовала стенограммы выступлений, благодаря чему обозначились не только объективный спектр мнений представителей низовых органов власти, но и, что очень существенно, суть столь важной для автономии проблемы упорядочения и вертикапизации власти. Каждому депутату вместе с проектом данного постановления на руки было роздано по экземпляру газеты «Крымские известия» с опубликованным отчетом с заседания Ассоциации органов местного самоуправления. Казалось, все было расставлено на свои места, а предмет спора исчерпан. Тем не менее в очередной раз в теленовостях «12 минут» ГТРК «Крым» события перевернули с ног на голову, отказав тем самым крымчанам в праве на объективное восприятие действительности, а на сессии были предприняты попытки торпедирования прогрессивных, юридически обоснованных новаций, соответствующих Европейской хартии самоуправления.
Докладчиком по данному вопросу на сессии был глава парламента Л. Грач. Отметив его общественно-политическую значимость и уже известную информированность в этом направлении депутатов парламента, он подчеркнул, что, «находясь в конкретном историческом срезе, мы должны завершить построение правового демократического государства».
«Все это делается лишь только: а) через создание законодательной базы, в) через выполнение этих законов. Другого пути просто в природе не существует. В унитарном государстве Украина идет процесс завершения строительства государства, оно хочет построить это государство как демократическое и правовое, особую значимость имеет автономное образование, каким является наш Крым».
Волею судьбы Крыму предоставлена возможность опередить остальные регионы на пути построения демократического общества, стать новатором, пионером в деле строительства на правовых основах демократического автономного образования внутри государства Украина. «Наверное, никто из регионов Украины столько ошибок и столько бедствий, и столько разрушительных процессов за прошедшие десять лет поиска в виде горького опыта не приобрел, как приобрели мы здесь все. Имею в виду не столько здесь сидящих депутатов, руководителей общественных формирований, правительства, журналистов, сколько всех тех, кто живет в Автономной Республике Крым. Мы с вами сделали, образно говоря, первую попытку, чтобы нашу крымскую телегу поставить на четыре колеса. Первое — приняли Конституцию АРК. И как бы сложно она ни утверждалась, она сегодня работает. Если образно и дальше говорить, то второе колесо — это все, что касается необходимости взять управление в свои руки, управление, в том числе кадровыми процессами, и соответствующее решение мы уже приняли. И какие бы вокруг него ни ходили споры, волны, пересуды — оно в любом случае начало действовать во благо самой автономии. Третье «колесо» — это все то, что связано с нашим бюджетными правами, и в этом направлении идет крайне сложная кропотливая проработка. Или по-другому, речь об экономических правах Крыма, исходя из базисных полномочий Конституции. И четвертое. Для того чтобы нам всем вместе управлять Крымом, вместе добиваться результатов и вместе отвечать за них (а более демократической формулы взаимодействия органов всех уровней власти и не придумаешь), нужно довести до логического завершения процесс вертикализации власти. Часть тех полномочий, которые уже делегированы нам через Конституцию АРК, нужно в разумной степени делегировать органам местного самоуправления. Речь о тех полномочиях, потребность в которых на местах вызвана самой жизнью.
Вокруг этого проекта было очень много разговоров, споров. Я думаю, что это даже хорошо, потому что чем больше спорим, тем качественнее получается наш коллективный продукт — нормативно-правовой акт».
Л. Грач отметил, что еще с начала принятия Конституции прослеживается тенденция поверхностных огульно-критических суждений о том, чего фактически не изучали, не читали или в чем просто не разбираются. Ну, а тем, кто в подобных подходах заинтересован, это на руку, и они, поощряя такой шапкозакидательский стиль, со своей стороны «разбавляют» подобную политическую «жижу» элементами передергивания, переиначивания фактов, а в конечном итоге мутят воду в политическом «болоте». Так было и с конституционной темой, и с темой кадровой политики, и затем бюджетной, а теперь и с темой делегирования полномочий автономии органам местного самоуправления.
Он выразил уверенность, что теперь, после внимательного изучения документа и его тщательной проработки, депутаты убедились в его актуальности, правовой безгрешности и самой насущной жизненной необходимости. «Мы увидели, что выбранный нами демократический путь как магистральный, связующий через правовые взаимоотношения Верховный Совет Крыма и органы местного самоуправления — это правильный путь. Мы не сможем сегодня обеспечить подъем экономики, разрешение социально-экономических проблем, если будем работать все врозь: город, район — в одну сторону, село, поселок — в другую. Верховный Совет — в третью сторону.
Из целого ряда вопросов, которые обсуждались, это дело, прямо скажут абсолютно новое и соответствует всем современным правовым нормам. Это во всей Европе давным-давно — пройденный этап. Закреплено в Европейской хартии. Это не какое-то открытие. Это только для нас, кто находится еще достаточно далеко от финиша, завершающего построение правового и демократического государства, — является как бы суперновым. На самом деле это уже давно забытое старое.
По многим вопросам мы имеем такие особые полномочия, которые действительно для представительного органа власти абсолютно отличительны, потому что ни один представительный орган власти в других регионах Украины не имеет права согласовывать при назначении, при перемещении с должности, скажем, и прокурора, и начальника милиции. Я бы продолжал и дальше: точно так же, как ни один представительный орган в Украине не имеет такого права, пусть оно даже и делегировано Председателю Верховного Совета, как согласовывать назначение начальника райотдела милиции, начальников налоговых служб и так далее.
Приведу такой пример. Встал вопрос о назначении начальника подразделения милиции города Ялты. Председатель Верховного Совета мог бы, вообще-то, не спрашивая городского голову, формально отнестись к этому и согласовать, даже этим самым поставив в неудобное положение самого городского голову. Но я сделал по-другому. Когда встал этот вопрос, я пригласил Владимира Ивановича Марченко, и мы вместе рассмотрели предложение Главного управления. Нормальный это процесс? Нормальный. Но это было лишь только мое желание. Один раз такое желание и время есть, в другой раз такого желания или времени может и не быть. Что плохого, если эти конституционные полномочия, которые присущи в данном случае Верховному Совету Крыму, будут делегироваться именно таким образом органам местного самоуправления, чтобы не по прихоти Председателя Верховного Совета это происходило, а чтобы это происходило с учетом мнения того же городского головы В. Марченко, уж коли я взял за основу в качестве примера Ялту».
Л. Грач отметил противоречивость суждений в депутатской среде в ходе длительного предварительного обсуждения проекта: «Дескать, как так, будут с Ассоциацией органов местного самоуправления, с ее правлением советоваться при принятии решения парламентом, если вдруг станет вопрос о назначении или о смещении начальника Главного управления. Что я хочу сказать, как самый «антидемократ», в чем меня некоторые обвиняют (я это говорю с подтекстом и иронией). А почему бы нам, коллегам, которым, скажем, впереди, может, еще предстоит рассматривать те или иные кандидатуры на тот или иной пост, чего же нам в ассоциации (в которую входят все городские и районные советы и подавляющее большинство сельских поселковых советов) не посоветоваться, например, по той кандидатуре, которая может вноситься в данном случае министром внутренних дел Украины для того, чтобы знать настроение, мнение, потому что этому начальнику Главка, в конечном итоге, надо же работать с городскими и районными руководителями — членами ассоциации».
Говоря конкретно о согласовании на должность начальника милиции с органами местного самоуправления, глава парламента заметил: «Это вызвало страшную изжогу и даже какой-то подтекст (мол, это укрепление власти Грача, хотя какое же это укрепление, когда, наоборот, речь о делегировании полномочий). Во-вторых, это вызвало в целом настрой против самой идеи делегирования полномочий и подняло волну негатива против всей ассоциации. Хотя реагировали таким образом: не читая и даже не зная главного, что Ассоциация органов местного самоуправления и ее права закреплены в нашей Конституции». Тем не менее, учитывая такие настроения, глава парламента заявил, что во избежание в дальнейшем нагнетания негатива или даже страха по отношению к Ассоциации органов местного самоуправления, «я как автор проекта именно этот пункт не предлагаю для обсуждения и не предлагаю его на утверждение во время конечного принятия решения».
Отвечая на вопросы из зала, Л. Грач подчеркнул, что одним из самых болезненных является проблема обучения на местах основам правовой грамоты (в данном случае речь идет о Законе «О местном самоуправлении», не говоря уже о нашей Конституции, которую, к сожалению, многие головы не знают досконально). В связи с этим он подчеркнул, что взаимоувязка работы Верховного Совета и органов местного самоуправления как раз предусматривает коллективное рассмотрение многих вопросов, касающихся детального изучения законодательной базы автономии: «Когда мы собрались и этот проект проработали на заседании ассоциации, мы получили очень много добрых толковых советов, которые, кстати, учли в доработанном проекте». Л. Грач выразил мнение о необходимости возобновления такой утраченной нужной формы работы, как учеба кадров: «Нам необходимо всем учиться, познавать и вообще иметь высокую правовую культуру, а парламентарии, руководители органов местного самоуправления обязаны ее иметь».
Механизм взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления глава парламента видит следующим образом: «Европейская хартия органов местного самоуправления — это базис, эталон, к которому должна Украина стремиться. Второе. Есть Закон Украины об органах местного самоуправления. Третье — есть наработанная наша нормативно-правовая база применительно к Крыму. При условии установления действительного реального делегирования полномочий органам местного самоуправления, особенно в области реализации отдельных социально-экономических и культурных программ, свое конкретное место в этой вертикали должен занимать орган исполнительной власти – Совет министров АРК. Эта тема обсуждалась на заседании ассоциации».
В ходе обсуждения слово взял Председатель Совета министров АРК Сергей Куницын, который подверг критике рассматриваемый проект. Назвав делегирование полномочий органам местного самоуправления «одним из ключевых вопросов власти и в целом крайне необходимой мерой», премьер-министр в очередной раз всем напомнил, что «работал восемь с лишним лет мэром города, входил в правление Ассоциации мэров городов Украины от Крыма в течение двух созывов» и знает достаточно хорошо «Хартию местного самоуправления, и Европейскую, и все документы, которые принимались».
«Я считаю, — сказал С. Куницын, — что мы начинали строить местное самоуправление в Украине в целом тогда, когда советы как таковые органами власти не являлись, — до 1990 года, и они выполняли чисто условную функцию. И могу вам сказать, что если говорить о Европейской хартии местного самоуправления, то между разными уровнями местного самоуправления (а в каждой стране есть своя специфика) нет инструмента соподчиненности, нет стройной вертикали между разными органами местного самоуправления. Есть делегирование полномочий, и для того, чтобы его осуществить, в частности Верховным Советом Крыма, который, кстати, является не органом местного «самоуправления, а представительным органом Автономной Республики Крым по Конституции и законам Украины, — должны быть с каждым сельским, поселковым, городским или районным советом в индивидуальном порядке заключены отдельные соглашения о делегировании тех или иных полномочий, которые специфичны для каждого городского, районного, сельского или поселкового совета. Согласно Конституции Украины и Закону о местном самоуправлении к органам местного самоуправления относятся сельские, поселковые, городские и районные советы в Украине. Даже областные советы не являются органами местного самоуправления... (?!Г. М.). У нас есть Совет регионов при правительстве Крыма, куда входят все главы администраций и мэры республиканских центров. Но не должно быть никаких обид.
Ассоциацию органов местного самоуправления не может возглавлять Председатель Верховного Совета, так же как и Совет регионов — Председатель Совета министров, потому что ни Верховный Совет, ни Совет министров к местному самоуправлению не относятся».
С. Куницын выразил мысль о невозможности делегирования полномочий в вопросе кадровой политики органам местного самоуправления и правлению ассоциации. Он также высказал мнение, что это якобы противоречит «и Европейской хартии, и Конституции, и законам Украины, потому что согласно действующему законодательству в Конституциях Крыма, Украины, в Законе о местном самоуправлении четко определен перечень должностей, которые согласовываются теми или иными органами. Согласно Указу Президента Украины от 1996 года с учетом дополнительного изменения в этом году, в том числе и в отношении Крыма, все вопросы назначения начальников милиции и органов общеукраинского значения, которые находятся на территории того или иного городского или районного совета, в том числе и в Крыму, как-то: начальники налоговых администраций, милиции, казначейства и все остальные представители, — при назначении согласовываются на данной конкретной территории либо с городским головой, либо с главой районной администрации».
Глава правительства выразил свою точку зрения, что «Ассоциация органов местного самоуправления — организация общественная, и нельзя делегировать общественной организации вопросы кадровой политики... Ни в одной стране мира такого нет». Он рассказал, что «изучал этот опыт в Швеции, Австрии, бывал там, изучал все документы, которые есть...». Он еще раз напомнил всем, что «был четыре года народным депутатом Украины, работал в Комиссии по местному самоуправлению и детально изучал все, и мы боролись против того, чтобы была какая-то вертикализация советов. Они должны быть нижестоящими по уровню, не по подчиненности и выполнять решения тех, кто находится выше в части полномочий, касающихся их. Но это не значит, что должна быть исполнительная вертикаль между органами самоуправления».
Прежде чем предоставить слово следующему депутату, Л. Грач был вынужден сделать реплику в связи с выступлением С. Куницына, чтобы «не потерять правовую основу». Глава парламента уточнил, что его коллега «был неправ, когда заявил о том, что областные советы не являются органами местного самоуправления». Л. Грач процитировал статью 140 раздела 11 «Местное самоуправление» Конституции Украины: «Органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад, сел, поселков, городов, являются районные и областные советы». Он подчеркнул, что «у нас есть своя Конституция, свои полномочия, те, которых не имеет ни один областной совет. И мы ставим вопрос сами о делегировании полномочий — тех, которые нам присущи».
Выступили вразрез с мнением премьер-министра В. БлинковВ. КарлюгаА. ИвановЮ. ТарабринВ. ПоповЕ. Реуцкая. Наиболее исчерпывающую отповедь оппонентам дал на сессии заместитель председателя Ассоциации органов местного самоуправления, джанкойский городской голова Станислав Жаков. Полемизируя с С. Куницыным, он заявил:
«При обсуждении столь важного вопроса высветилось истинное отношение на словах и на деле к тому емкому и серьезному понятию, которое мы сегодня треплем на каждом углу. Понятие это выражается одним простым словом — демократия. Если бы Ассоциация органов местного самоуправления была таким же органом, как клуб любителей пива, клуб любителей собак и кошек и так далее, — тогда можно было бы проводить параллели. Но Ассоциация органов местного самоуправления — это добровольное объединение представительных органов, территориальных громад. Я возглавляю Джанкойский районный совет, за которым территориальная громада в 87 тыс. жителей. Не считаться с реалиями, в том числе и с законодательными, нельзя».
Обращаясь непосредственно к С. Куницыну, С. Жаков высказал сожаление в связи со столь тенденциозной трактовкой сути положения вещей: «Вы, Сергей Владимирович, сегодня, к величайшему сожалению, в общем-то своеобразную правовую базу подвели под данный документ». С. Жаков напомнил, что неделю назад в этом же зале прошло общее собрание Ассоциации органов местного самоуправления, на котором данный документ оценили так: «Во-первых, ликвидируется законодательное несовершенство. Верховной Раде Автономной Республики Крым в соответствии с нормами Закона Украины «О местном самоуправлении» просто нет места в структуре органов местного самоуправления. На сегодняшний день путем делегирования полномочий на Верховной Раде замыкается вся управленческая цепь. Мы у себя в районе завершаем принятие уставов территориальных громад от рядового жителя и избирателя до Верховной Рады, полностью замыкается цепь на реализацию своих конституционных прав, на реальное конституционное участие в местном самоуправлении, в том числе через делегированные полномочия и участие в государственных делах.
Кроме того, создается система взаимной солидарной ответственности перед территориальными громадами всех ветвей власти, всех уровней власти, всех сидящих в этом зале перед теми, кому мы обещаем, когда начинаются выборы, что поведем их в Европу, в светлое будущее или еще куда-то.
Мы, когда принимали решение ассоциации, просили направить этот проект на сессию Верховной Рады, рассмотреть документ и принять его. И при этом мы не просили милости у Верховной Рады, мы требовали справедливости. Мы требовали замкнуть ту управленческую цепь, без которой сегодня невозможно работать.
Указы, на которые вы ссылаетесь, Сергей Владимирович, это подзаконные акты. Статья 24 Закона о местном самоуправлении гласит, что все законы, которые касаются полномочий органов самоуправления должны быть приведены в соответствие с нормами этого Закона. Далее. Статьи 26, 29, 43 и так далее — там все кадровые вопросы оговорены, и это полномочия органов самоуправления, а не одной исполнительной власти.
После принятия Конституции АРК на сегодняшний день в этом зале принято два очень важных документа. Первый — это документ по кадровой работе, по номенклатуре кадров, реализуя который на практике у себя на сессиях в районах и городах, мы соответственно продолжили и выстроили свою кадровую структуру и номенклатуру и определили порядок работы с кадрами.
В этом зале родился второй документ, за который низкий вам всем поклон от работников органов местного самоуправления. (Речь о делегировании полномочий автономии органам местной власти). Если сегодня будет принят этот документ, хвала и честь будет всем, кто за него проголосует, и величайшая вам будет благодарность от органов местного самоуправления.
Парадокс: мы просим, чтобы нам дали полномочия. Но ведь процесс передачи полномочий будет ограничиваться не только кадрами. Под эти полномочия должны будут передаваться по вышеуказанным документам бюджетно-финансовые и материальные ресурсы. Мы на сегодняшний день занимаемся этой же работой на местах и будем просить Верховную Раду, чтобы пакеты государственной доли в акционерных обществах были переданы нам в коммунальную собственность на местах, потому что это один из тех каналов, по которому разбазаривается собственность. Мы потеряли уже массу объектов.
Мы в ходе анализа прогнозировали качество практической реализации документа на местах. Что предполагается? Предполагается жесткое — структурирование бюджета: на бюджет делегированных полномочий, на бюджет собственных полномочий. На 66 собственных полномочий — 84 делегированных государством, под которые оно практически ничего не дало на места. В среднем по 16  копеек в бюджете сельского или поселкового совета расходы на социальную защиту. Это справедливо?
В отношении мнимых «противоречий» между нашим документом и Европейской хартией. Я адресую вас к статье 15 Европейской хартии, где четко определено, что органы местного самоуправления имеют право объединяться в ассоциации. Статья 15 Закона о местном самоуправлении только одно ограничение вводит: ассоциациям нельзя делегировать функции органов самоуправления. А сегодня ассоциации делегируются этим документом только организационные вопросы, только то, о чем и идет сегодня спор.
Я бы хотел предложить некоторым товарищам, сидящим в этом зале и иронически улыбающимся, приехать к нам в районы, поселки и рядом с нами поработать. А тогда мы посмотрим, будут улыбки или нет» (Аплодисменты).
После перерыва по истечении прений Л. Грач прокомментировал навязываемую крымскому обществу некоторыми журналистами идею усугубления взаимоотношений между ветвями власти после принятия документа о делегировании полномочий автономии органам местного самоуправления: «Той навязчивой идеи, которая все время преподносится, нет и быть не может, так как у нас достаточно сбалансированное законодательство и мы работаем в поле законодательства». Глава парламента подчеркнул, что «вопрос состоит в том, что власть должна научиться жить по закону. Научится — будет общество жить по закону. Будет правовое государство. Если власть будет игнорировать законы — это уже не проблема взаимоотношений органов власти, это нечто иное».
Л. Грач еще раз подтвердил, что с целью конструктивизма, «для того, чтобы работать, а не навязчивыми идеями заниматься», он как автор проекта снял пункты 2. 6, 2. 7, 2. 8, 2. 9. «Нам нужно двигаться в глубь взаимоотношений между органами местного самоуправления. И все то, что кажется кому-то наносным, все равно не войдет в реальную жизнь. А реальная жизнь сегодня действительно требует того, чтобы мы значительно лучше управляли и распоряжались тем доверием, которое нам всем, депутатам и органам местного самоуправления, и головам, и районным советам, и Верховному Совету делегировано самим народом. Вот в этом весь смысл».
Большинством голосов документ был принят.

* * *

Завершая сессию, Л. Грач сказал:
— Мы с вами прошли полуторагодичный путь. Как бы мы ни шли, но все-таки движемся с вами вперед. Я прекрасно понимаю, что такое страсти, когда идет предвыборная кампания. Они всегда запредельны и во всех, как говорится, страстях есть запредельные эмоции, в том числе и с моей стороны. Выборы прошли, жизнь продолжается. Проблемы, которые остались, никуда не уйдут — ни влево, ни вправо. Они — как бельмо в глазу.
Я знал, какой накал ожидался на этой сессии, но мы ее с вами провели в спокойном русле. Прошу прекратить разговоры о том, кто куда должен идти, кого куда сместить. Я за то, чтобы все вместе дружно работали. Но при одном условии: надо прекратить заниматься тем, что было перед выборами, — политиканством — и, во-вторых, нравится это или не нравится, нужно жить, выполняя законы и нормативно-правовые акты, которые мы с вами принимаем. К этому я всех до единого призываю. Из-за спины никаких ударов не наношу. Я все в глаза говорю.
Зима у нас с вами не простая, а почти золотая будет. Вы заметили, что мы сегодня проговорили об отопительном сезоне и ничего конкретного, мы к этому не готовы. Мы даже не знаем, с трибуны узнаем, в какой школе не топится. Поэтому нам есть над чем работать.
Мы обратили внимание на себя международной общественности с точки зрения того, что Украина действительно может гордиться тем, что урегулирован геополитический вопрос и это не мои слова, это сказал президент во время пребывания в Керчи, сам сказал о том, что есть модель завтрашнего дня, модель сотрудничества. Я могу уверить, что если убрать ту шелуху и все наносное, эмоции, которые есть до сегодняшнего дня, то, по большому счету, причин для того, чтобы, скажем, тормозились все процессы, нет. Есть возможность для нормального продвижения вперед. Я к этому всех призываю. Идет реальная жизнь, причем реальная жизнь с конкретными проблемами, и самое главное — с конкретными настроениями. С этими настроениями нужно считаться. Я еще и еще раз хочу высказать свою точку зрения: и 7 ноября, и 1 мая в Крыму обречены ходить в одной колонне. Мы не можем идти по тому пути, по которому Львов пошел, где две противоборствующие колонны. Крым этого не воспримет. Крым это отторгнет. Надо еще социальную и общественно-политическую суть Крыма понимать и уважать. Поэтому с этого дня: кто старое помянет — тому глаз вон.
За работу, товарищи!

Г. МАМЫКО

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla