Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 21 июля 1999 года

ОПРЕДЕЛЕНА БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА АВТОНОМИИ

(Газета «Крымские известия» от 22 июля 1999 года)

21 июля состоялись очередные пленарные заседания третьей сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым, вел которые Председатель Верховной Рады Леонид Грач. Рассмотрев предложенный Президиумом Верховной Рады проект повестки дня, депутаты утвердили 19 вопросов. Наибольшую значимость представляет блок, связанный с общей бюджетной политикой автономии, формированием республиканского бюджета на будущий год.
Выступая с докладом по первому вопросу — об утверждении Положения об основных принципах бюджетных правоотношении в Автономной Республике Крым — председатель Постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Людмила Золотова подчеркнула, что разработанная концепция, которую с легкой руки некоторых депутатов уже называют «финансовым кодексом Крыма», способна радикально изменить финансовые взаимоотношения в республике и на их основе поправить социально-экономическую ситуацию в городах и районах автономии. Давая оценку многомесячному труду профильной комиссии парламента и Министерства финансов Крыма, которые, являясь основными инициаторами и разработчиками бюджетной концепции, привлекли к совместной работе правление Ассоциации органов местного самоуправления Крыма, лидеров объединения политических партий и организаций, глава парламента Леонид Грач заявил, что на заложенной в Положении правовой основе крымчане могут сформировать такой бюджет, за самостоятельность, наполнение и расходную часть которого «стоит по-настоящему драться». После короткого постатейного голосования Положение было утверждено большинством голосов.
Обсуждение следующего вопроса — отчета об исполнении республиканского бюджета за 1998 год — как раз наглядно показало, что происходило, когда ни руководство автономии, ни местные органы власти фактически не имели возможности влиять на республиканские, городские и районные доходы, жестко контролировать их расходование. По информации министра финансов Людмилы Денисовой, сводный бюджет 1998 года исполнен на 104 процента, республиканский — на 94 и городские и районные — на 129 процентов. Вместе с тем 14 регионов из 25 не выполнили планов по поступлениям подоходного налога, что усилило там социальную напряженность. Недостаточный контроль за полнотой взимания налогов на местах обусловил недополучение республиканским бюджетом более чем 40 миллионов гривен. Поэтому неудивительно, что крайне неудовлетворительно погашались долги по заработной плате, оплате за электроэнергию, питание, медикаменты, по стипендиям, которые составляли на начало 1999 года свыше 150 миллионов гривен. В выступлениях депутатов неоднократно указывалось на отсутствие самокритичности в отчете министра, между тем как общеизвестны многочисленные факты нарушений при производимых в автономии финансовых операциях, и не в результате ли их недополучили запланированные бюджетом средства многие сферы народного хозяйства Крыма, в частности, образование — 19 млн. гривен, здравоохранение — 22 млн. К сожалению, подчеркивалось в ряде выступлений, Совмин АРК не сделал своевременно необходимых выводов и продолжает делать те же ошибки в текущем году. Отчет об исполнении республиканского бюджета в 1998 году утвержден.
Затем депутаты начали обсуждение основного вопроса сессии — проекта бюджета Автономной Республики Крым на 2000 год. Заслушав доклады министра финансов Крыма Л. Денисовой и председателя профильной комиссии Верховной Рады АРК Л. Золотовой, парламентарии задали им множество вопросов, касающихся финансирования сферы жизнеобеспечения автономии и мероприятий, запланированных республиканскими и региональными программами развития.
На вечернем заседании депутаты продолжили детальное обсуждение проекта бюджета.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


КРЫМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПОМОЧЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ УДЕРЖАТЬ ЦЕНЫ НА ХЛЕБ

(Газета «Крымское время» от 22 июля 1999 года)

Похоже, в крымском парламенте происходит нечто серьезное. Судя по поведению его председателя на открывшемся вчера пленарном заседании третьей сессии, либо вот-вот произойдут какие-то события, либо они уже происходят. Пишу так неопределенно потому, что внешне пока это выражается лишь в излишне нервном поведении Леонида Грача и повышенном внимании к сигарете Сергея Куницына, ранее к разряду курильщиков не относившегося. Прямые же мои вопросы депутатам в кулуарах ситуации не прояснили. Видимо, придется немного, подождать — причина безусловно должна всплыть.
Повестка дня столь высокой напряженности не предполагала. Хотя нет: бюджет — это всегда вольтова дуга. Для всех: и парламента, и правительства, и руководителей регионов. Дележка пирога...
До обеденного перерыва депутаты успели принять бюджетный кодекс, утвердить отчет министра финансов об исполнении бюджета 1998 года и заслушать ее же доклад о бюджете-2000. Сей документ по определению не может удовлетворить все стороны. Депутатам хочется по-популистски щедро бросить денег на социальные программы, но правительство (опять же по определению) не устает повторять: а откуда их взять, если взять неоткуда?
Однако вот нечто новенькое во взаимоотношениях ветвей власти к бюджету: не я заметила, что некоторые районы и города, где у власти стоят люди с партбилетами КПУ, становятся неоправданно «богатыми» — то есть при всеобщей нищете от республиканского пирога отхватывают чуть больший кусочек. Цифры — тому подтверждение.
Можно было бы всерьез рассуждать о суммах, приведенных в проекте бюджета (до обеда депутаты его так и не приняли окончательно), но, на наш взгляд, это мартышкин труд. Правительство добросовестно выполнило поручение ВС, который стремится быть впереди Украины всей, по подготовке этого проекта. Однако ВС по неизвестным (а на самом деле достаточно прозрачным) причинам почему-то нарушает закон Украины о госбюджете, в котором ясно сказано о том, что ни один регион, включая и наш полуостров, не имеет права обзаводиться своим бюджетом, пока не будет принят бюджет государственный. Поэтому скорее всего принятый документ будет в ближайшее время пересмотрен самими же депутатами.
Любопытный для нас момент произошел в начале первого часа работы сессии, когда депутаты формировали повестку дня. Премьер попросил внести в нее вопрос о предотвращении повышения цены на хлеб, которое по всем экономическим законам должно неизменно последовать после внезапного и бурного обвала гривны и исчезновения ГСМ. «Без внесения изменений в бюджет правительство не сможет удержать цены на этот самый важный продукт питания. В порядке исключения я просил бы внести этот вопрос в повестку дня (без предварительного полумесячного изучения в комиссиях, как того требует Регламент работы ВСН. Г.), а мы в течение часа его представим — иначе мы не удержим ситуацию», — убеждал Куницын.
Некоторые просто ахнули, услышав от Леонида Грача буквально следующее: «Мы не можем по процедурным всем соображениям столь лихо заворачивать повестку дня. Есть процедура...» А как же, простите, показушная забота о хлебе насущном для всех категорий малообеспеченных, к коим сегодня относится практически поголовно все население Крыма?! И это говорит главный коммунист республики! Я бы не поверила, если бы не оставшаяся мне на память магнитофонная запись.
Мало того: стоило Куницыну вновь заговорить о цене на хлеб уже в другом месте, спикер вновь его перебил, опять же напомнив о Регламенте!
Знающие люди намекали: оставайся на вечернее заседание, узнаешь, почему нервничает Леонид Иванович. Увы, не могу: надо писать отчет о том, чем занимались депутаты утром. А завтра читайте заметки с сессии, которые напишет Алексей Неживой. Может, тайна поведения спикера приоткроется?..

Наталья ГАВРИЛЕВА


БЕЗ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА, НО С БЮДЖЕТОМ

(Газета «Крымское время» от 23 июля 1999 года)

Действительно, как мы и отметили накануне, весь сессионный день в среду в парламенте ощущалась какая-то нервозность. И в поведении спикера, и в лагере сторонников проправительственной фракции. Последние даже в один из перерывов устроили прямо на площадке для курения какое-то летучее совещание. О чем они там говорили, неизвестно. Но вскоре ситуация прояснилась.
Без особых проблем парламентарии утвердили бюджет автономии на 2000 год, множество других менее значимых документов с длинными и мудреными названиями. Так они и добрались до, казалось бы, невинного пункта о внесении мелких изменений в печально знаменитое постановление «Об усилении кадровой работы в АРК». Штука в том, что хотя Грач и коммунисты и объявляли многократно, что сие постановление — великое благо для автономии и оно полностью соответствует законодательному полю Украины, на самом деле это не так.
Еще в марте глава администрации Президента написал в ВС письмо, в котором заявил, что постановление не стыкуется с целым рядом законов и предложил его отменить. Примерно о том же шла речь и в представлении прокурора автономии. Но отступать Грачу после широкой рекламы своего творения было некуда. Поэтому коммунисты решили схитрить: внести в постановление парочку незначительных изменений — и тогда оно будет считаться как бы новым документом. Пока в администрации Президента и в прокуратуре его изучат, пока отреагируют — много воды утечет: пройдут, например, президентские выборы, и изменится политическая ситуация.
Однако на прошедшей сессии коммунистам этот маневр не удался. С недавних пор у Грача нет подавляющего большинства голосов, и проправительственная группа депутатов легко провалила голосование. Помрачневший спикер прибег к последнему устрашающему аргументу — объявил поименное голосование. Тщетно. «Я отошлю распечатку поименки в администрацию Президента, — пригрозил он, — пусть там увидят, кто хочет конфронтации с центром, кому не нужна автономия и кто играет шутки с Конституцией». При чем тут Конституция и автономия, один спикер, наверное, и знает. Может, он рассуждал, как офицер-персонаж бородатого анекдота: «Сегодня ты подворотничок не подшил, а завтра Родину продашь!»
Как бы там ни было, а коммунисты за свое поражение в этот же день с куницынцами и рассчитались. На освободившуюся должность вице-премьера Сергей Куницын предложил Александра Романенко, председателя Ленинского райсовета. Замену Анатолию Корнейчуку, курировавшему сельское хозяйство, он искал трудно и спешно: в разгаре ведь уборочная. Впрочем, представляя кандидата, Куницын сам признал: «Я понимаю, что фракция коммунистов уже решила голосовать против, но все же прошу меня поддержать, чтобы у нас в парламенте не было противостояния».
О мире и дружбе премьер говорил долго и путано и даже предложил коммунистам поторговаться: «Мы можем вернуться к постановлению по кадрам, у меня есть предложение внести еще одну поправку в этот документ, и он пройдет». Но Грач не мог не воспользоваться замешательством премьера: «Торговли быть не может. Фракция решение приняла. Вы ставите кандидатуру Романенко на обсуждение или нет?»
Замявшийся было премьер все же решил попытать счастья. Но... Чего только бедному Романенко не зачислили в «пассив»! Глава комиссии по сельскому хозяйству Снегирев (снова коммунист) припомнил даже, что когда-то кандидат был комсомольским функционером. В общем, осталось правительство без вице-премьера.
Зато голосование показало забавную картину: за предложение Куницына высказалось 45 депутатов из ста, а поддержали Грача всего 40 человек. Пока контрольного пакета нет ни у одной из сторон. Но у проправительственной группы голосов, как оказалось, больше, чем у коммунистов.

Дмитрий БУШЕВ


ЗАКРЕПЛЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КРЫМА

(Газета «Крымские известия» от 22-24 июля 1999 года)

21 июля на вечернем заседании Верховной Рады Автономной Республики Крым депутаты обсуждали проект республиканского бюджета на 2000 год.
Согласно разработанным параметрам, планируется увеличение поступлений от налогов по сравнению с 1999 годом более чем на 200 миллионов гривен, но в целом его доходная часть будет больше, чем в предыдущем, лишь на 20 миллионов. И одноканальная бюджетная система, принятая согласно Конституции Крыма, дает автономии, как подчеркнула в своем докладе председатель базовой парламентской комиссии Л. Золотова, пока только одно преимущество по сравнению с другими регионами Украины: «Вместо зачетных сумм субвенций по оплате за электроэнергию, спускаемых из Киева, мы будем иметь в своем распоряжении доходы, которые нам внутри республики виднее, на какие нужды направить».
Обращает на себя внимание и запланированная сумма поступлений в республиканский бюджет из нижестоящих бюджетов. Если в 1999 году она составляет 26202 тысячи гривен, то в 2000-м — лишь 17659 тысяч. И это тоже признак того, что новый бюджет формировался «снизу вверх», с учетом предложений городов и районов, в бюджетах которых теперь будут оставляться значительные доли доходов. Передача полномочий и прав «вниз», по словам Л. Золотовой, процесс конфликтный и болезненный, но его нужно когда-нибудь начинать, если мы не хотим окончательно превратиться в страну, где олигархи контролируют и направляют в центр финансовые потоки, превращая столицы в сверкающую богатством «заграницу», а провинцию оставляя прозябать в жуткой нищете.
Если же говорить о социальной направленности крымского бюджета-2000, то нужно отметить увеличение средств, отпущенных на содержание системы образования, более чем на 4 миллиона гривен, на охрану здоровья — на 20 с лишним миллионов, на культуру и искусство — почти на 5 миллионов, почти вдвое возрастут ассигнования на содержание жилищно-коммунального хозяйства республики. Отдельной строкой выделены расходы на финансирование республиканского госпиталя инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны в размере 2872 тысяч грн.
Как неоднократно подчеркивалось в выступлениях депутатов, особых положительных сдвигов бюджет будущего года не обещает, но его принятие на 5 месяцев раньше, чем начнется новый бюджетный год, — уже хороший результат. Основываясь на нем. Кабинет министров Украины при разработке проекта государственного бюджета на 2000 год должен учесть особенности крымского бюджета. И тогда задача Крыма будет состоять в том, чтобы четким исполнением всего намеченного в бюджете закрепить полномочия автономии и начать трансформацию процессов децентрализации финансовых потоков на уровне городов и районов, где происходят основные социальные выплаты, обеспечивающие жизнь многим рядовым людям.
После утверждения проекта республиканского бюджета на 2000 год депутаты продолжили работать по повестке дня. Они отправили на доработку проект постановления о внесении изменений и в Номенклатуру Верховной Рады Автономной Республики Крым, утвержденную ранее постановлением «О мерах по усилению кадровой работы в Автономной Республике Крым». В целях упорядочения процесса реализации путевок в санаторно-курортные и туристические учреждения принято решение о создании республиканского предприятия «Крымское курортно-туристическое агентство». Постановлением «О льготном налогообложении отдельных хозяйствующих субъектов и граждан в Автономной Республике Крым» освобождены от уплаты налога на прибыль общественные организации инвалидов и принадлежащие им предприятия, предоставлены льготы при уплате налога с владельцев автотранспорта для некоторых категорий граждан. В целях использования дополнительных источников наполнения бюджета принято постановление о сборе за проезд автотранспорта, следующего через Крым за границу Украины.
Заслушав информацию заместителя министра топлива и энергетики Крыма В. Бугрова о ходе выполнения постановления Верховной Рады Крыма «О мерах по стабилизации работы пассажирского транспорта в Автономной Республике Крым», депутаты отметили активизацию работы местных органов власти по упорядочению деятельности автоперевозчиков всех видов собственности, но все же признали работу правительства в этом направлении недостаточной и поручили Совету министров максимально учесть реальные потребности в компенсации предприятиям убытков при перевозке пассажиров по регулируемым и льготным тарифам. Парламент решил одобрить предложенные Министерством социальной защиты и Постоянной комиссией по социальным вопросам и здравоохранению Верховной Рады АРК меры поддержки республиканских обществ слепых и глухих.
В связи с переходом А. Корнейчука на другое место работы Верховная Рада освободила его от должности заместителя Председателя Совета министров АРК и отклонила предложенную Совмином для назначения на эту должность кандидатуру А. Романенко, работающего председателем Ленинского районного совета.
Заслушав информацию о состоянии сейсмологической службы в Крыму, согласно которой работы по сейсмическому мониторингу в 1998 году были профинансированы всего на 25, 8 процента, а зарплату сотрудники сейсмостанций не получали более года, депутаты поручили Совету министров АРК в месячный срок принять меры по оказанию помощи Крымскому отделу сейсмологии Института геофизики Национальной Академии наук. Принят также ряд постановлений, касающихся внесения дополнений и изменений в ранее принятые парламентом правовые документы.
В разделе «Разное» депутаты ознакомились с докладом секретариата сессии о поступивших в адрес сессии письмах и телефонных звонках избирателей, заслушали информацию начальника Главного управления МВД Украины в Крыму Г. Москаля по поводу запросов их коллег в отношении ряда нашумевших в последние дни публикаций в республиканских и центральных средствах массовой информации, зачитали коллективные обращения в Верховную Раду крымских телезрителей, возмущающихся грозящим телерадиокомпании «Черноморская» закрытием, которое они расценивают как наступление на их демократические права.
Подводя итоги пленарного заседания, Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Л. Грач поблагодарил коллег за большую плодотворную работу, в результате которой «принят документ исключительной политической важности, коим является республиканский бюджет на 2000 год, закрепляющий экономическую самостоятельность автономии».

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ШАМАНИН ГОЛОСУЕТ… ИЗ ЧЕХИИ?

(Газета «Крымское время» от 31 июля 1999 года)

Какая занимательная, оказывается, штука, это поименное голосование в крымском парламенте! После недавнего июльского заседания ВС парламентская газета напечатала результаты имевшей там место поименки. Казалось бы, ну что интересного можно найти в скромных таблицах с цифирками, значочками и фамилиями? Ан нет!
Вот, к примеру, голосование по проекту постановления об уценке зерна, закупленного в региональные ресурсы из урожая 1997 года: на часах половина одиннадцатого, такой-то депутат — «против», такой-то не голосовал... А вот и — глазам не верю: ба, господин Шаманин — «за»!
Постойте, но ведь именно в тот день сам глава крымской милиции Геннадий Москаль докладывал парламентариям о ситуации вокруг Шаманина. Рассказал, что этот коммунист-предприниматель вот уже несколько недель не то отдыхает, не то лечится в Чехии, что не явился на допрос к следователю и что арестовано его имущество — об этом мы подробно написали.
Как же так? Выходит, генерал милиции, находясь в сессионном зале, Шаманина-то и не приметил? Вот же черным по белому: присутствовал человек, голосовал — исполнял свой депутатский долг.
То, что его электронной карточкой мог кто-то воспользоваться, мы начисто отметаем. Дело в том, что товарищ Шаманин — член фракции «Коммунисты и народовластие», а самый главный коммунист Крыма — Леонид Грач — не раз с возмущением выступал против всяких манипуляций с карточками и клеймил позором тех, кто это делал. Конечно, если нам не изменяет память. Так что коммунисты этого сделать никак не могли.
Другое дело — если карточку выкрали злокозненные оппоненты. Но и это вряд ли: судя по распечатке поименки, шаманинский голос был отдан именно в поддержку позиции фракции коммунистов.
Итак, что же все-таки случилось? Неужели коммунисты, несмотря на все свои красивые призывы к честности и ответственности, продолжают, как и заклейменные ими депутаты ВС прошлого созыва, играть в «карточные игры»?
Может, сам спикер и подскажет нам ответ этой загадки?

Алексей НЕЖИВОЙ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla