Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

НАДО ЛИ БЫТЬ СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ, ЧТОБЫ УСПЕШНО ПРОЙТИ ТЕСТИРОВАНИЕ?

(Газета «Крымские известия» от 23 января 2008 года)

Начиная с этого года, для всех жителей Крыма и Украины внешнее независимое оценивание становится безальтернативным способом поступления в вузы. Анализируя письма наших читателей и их различные мнения, мы убедились, что у потенциальных абитуриентов и их родителей накопилась масса вопросов по этому поводу. Вызывают беспокойство высокая сложность, по их словам, тестовых заданий, которыми заменены вступительные экзамены, большой объем материала, который они охватывают. Будущие выпускники обращаются с просьбой пояснить: почему возникла необходимость данного нововведения? Их волнует, смогут ли они без дополнительных занятий с репетиторами и консультантами набрать необходимое количество баллов и достойно выдержать подобные испытания?

За разъяснениями мы обратились к директору Симферопольского регионального центра оценивания качества образования, профессору Юрию ИЛЬИНУ.

— Юрий Михайлович, оправданы ли опасения абитуриентов и их родителей, связанные с введением новых правил поступления в вузы?

— Всякие экзамены, как правило, вызывают тревоги и волнения. Их страшится любой, будь он даже семи пядей во лбу. И все-таки мне хотелось бы успокоить будущих выпускников. Никаких неожиданностей быть не должно. Все тестовые задания составлены в соответствии со школьной программой. Они разрабатываются не одним человеком и не попадают в первоначальном виде в тестовую тетрадь. Процедура подготовки включает в себя подбор отдельных вопросов, их апробацию, осуществление экспертной оценки содержания с последующей корректировкой. Задания составляются исключительно по темам, изучение которых предусмотрено школьной программой: 20 процентов легких, столько же — сложных и 60 процентов — оптимальных. Все это определяется заблаговременно. Таким образом можно утверждать, что не менее 80 процентов школьников выполнит более половины заданий.

Тесты по всем предметам содержат в среднем около 60 вопросов разных типов: с выбором одного или нескольких правильных ответов, на установление логической последовательности, соответствия. Помимо заданий закрытой формы, используются и такие, в которых вообще не предлагаются варианты ответов, — написание небольшого сочинения, решение задачи, анализ исторического документа. С их помощью оценивается творческий потенциал учащихся, что не менее важно для определения уровня знаний и способностей.

— Сегодня много говорится о проблемах в образовании. Решением главной из них называют введение независимого тестирования. Но в самом ли деле это ноу-хау приведет нас к желаемым результатам?

— В конце минувшего года вновь назначенный министр образования и науки Украины Иван Вакарчук, говоря о первоочередных задачах в приоритетной области, подчеркнул: «Первый шаг в их решении — это, без каких-либо исключений, проведение независимого тестирования для поступления в вузы». Намерения министра являются логическим завершением усилий шестилетнего труда представителей образовательной общественности Украины, направленных на достижение открытости и прозрачности в деятельности учебных заведений и обеспечение равного доступа к качественному образованию в нашем государстве.

Использование тестовых технологий в мире не является новым. Их уже давно апробировали. Таким способом определяют уровень и качество знаний абитуриентов в Австрии, Великобритании, Ирландии, Италии, Нидерландах, Германии, Румынии, Словении, США, Финляндии, Франции и других странах. Систему тестирования активно вводят в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Литве, Латвии, Эстонии, России, Молдове, Беларуси, Грузии.

В течение последних двух лет специально созданным Центром оценивания качества образования в Украине были отработаны все этапы проведения внешнего оценивания, подготовлены вопросы. В 2007 году в независимых экзаменах приняли участие свыше четверти выпускников. В г. Киеве, Харьковской и Львовской областях — 95 процентов всех учащихся.

С точки зрения обеспечения равного доступа к высшему образованию перемены в системе вступительных экзаменов назревали давно. Надо было решать вопрос соответствия требований в общеобразовательных учебных заведений и программах для абитуриентов.

В последнее время, к сожалению, стало нормой не доверять результатам итоговой государственной аттестации в школах. Не существовало единой технологии проведения экзаменов для отбора в высшие учебные заведения. Каждый вуз самостоятельно определял их процедуру. И это приводило к соблазну выставлять специфические требования для абитуриентов. Чтобы им соответствовать, надо было заниматься с репетиторами, на специальных курсах. Основополагающие принципы внешнего оценивания совершенно другие — объективность, гласность, равный доступ к высшему образованию.

— Каковы пути достижения этого?

— Вполне традиционные. Формирование коллегиальной оценки, применение качественно подготовленных тестов, использование технических средств в ходе проверки ответов, открытость экзаменационных этапов, возможность ознакомления с результатами педагогического контроля, ясность и одинаковое применение правил ко всем участникам тестирования, без исключения.

— Стало быть, главным преимуществом подобных вступительных экзаменов является объективность, независимость от так называемого «человеческого» фактора?

— Именно. Привлечение представителей общественных организаций, средств массовой информации для наблюдения за соблюдением всех процедур тестирования делает процесс прозрачным и контролируемым. Такая технология проведения экзаменов стимулирует у учащихся желание лучше учиться, формирует ответственность, ставит выпускников из разных социальных прослоек в равные условия, устраняет разницу между требованиями средних общеобразовательных и высших учебных заведений.

— Известно, что результаты тестирования исчисляются по двум шкалам: 12-балльной и 100-балльной. Какая в этом необходимость?

— Это нужно для более четкой градации всех участников по уровню знаний, фактического отображения рейтинга абитуриента. Для сравнения: результаты внешнего оценивания 2007 года по украинскому языку: 56,6% абитуриентов получили от 7 до 12 баллов, 48,7% — от 150 до 200.

Сессии внешнего оценивания проводятся на основании единых требований и с помощью одинаковых процедур для всех его участников. По итогам тестирования выдаются сертификаты государственного образца. Такой документ можно подавать в любой вуз Украины, что снимает территориальную зависимость между местом проживания и планируемым местом обучения абитуриента.

— По большому счету, функция оценивания знаний абитуриентов перешла от вузов к не зависимой от них государственной организации?

— Совершенно верно. До настоящего времени качество знаний выпускников оценивал тот, кто учил, либо кто будет учить. Теперь это стало делом государственного учреждения, не причастного к процессу обучения. Думаю, очень скоро мы все убедимся, что такая система отбора в вузы намного удобнее, проще, доступнее.

Чтобы принять участие в предстоящем тестировании, необходимо своевременно зарегистрироваться (срок — до 20 февраля этого года). Выпускники это могут сделать в самих школах, где они обучаются, другие категории граждан — в пунктах, организованных в пределах каждого города или района.

Проведение сессий внешнего оценивания по украинскому языку и литературе, математике и истории Украины планируется в апреле, по остальным предметам — в мае этого года. Для тех, кто по уважительным причинам не смог вовремя зарегистрироваться и своевременно пройти тестирование, — в июле будет организована дополнительная сессия, что, кстати, является еще одним преимуществом новой системы отбора абитуриентов в вузы.

Беседу вела Елена ЗОРИНА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla