Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

Юрий ИЛЬИН: «ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА»

(Газета «За Союз», март 2006 года)

«Мой ребенок ходит в школу села Михайловка Нижнегорского района. Классный руководитель для родителей передаёт записки такого содержания: «Необходимо сдать деньги на ремонт школы - 20 гривен, на ремонт класса - 5 гривен, на костюм Деда Мороза - 2 гривны. Обязательно!». Вот такие требования. Если посчитать, сколько в школе классов и сколько учеников, то получается огромная сумма. Скажите мне, пожалуйста, имеют ли учителя право писать такие записки детям в дневники? С чьего разрешения это происходит? Кто в школе контролирует родительские поступления и их расходование? Знаю, что эта проблема не новая, и никакого секрета здесь я не открываю. Хочу, чтобы мое письмо стало темой для разговора на страницах вашей газеты, где я получу ответы на свои вопросы».

Вот такое письмо пришло в редакцию «Социального вестника»» Мы специально не указываем его автора, поскольку тема, поднятая в письме, близка всем тем, у кого дети учатся в школе. Разница только в суммах, которые родители «вкладывают» в бесплатное среднее образование. Тема, конечно, не новая, но это повод обратиться к министру образования и науки Крыма Юрию ИЛЬИНУ, которого в правительство делегировала партия «СОЮЗ» и получить ответы на этот и другие, не менее важные, вопросы.

- Юрий Михайлович, что вы можете ответить на вопросы автора письма?

- Создание общественных благотворительных фондов не запрещено законом. Но, подчеркну особо, они должны быть сугубо добровольными. Как мы можем запретить родителям материально помогать школе, спонсировать? С другой стороны, если родитель не хочет платить деньги, его никто не может заставить. И никакими санкциями вашему ребенку это не грозит.

Другое дело — как и кто эти средства расходует. Если это источник дополнительных доходов для директора или учителя, конечно, это недопустимо, это противозаконно, это наказуемо.

- Но кто может проверить, как в действительности обстоит дело с этими «фондами»?

- Все эти фонды должны контролироваться родительскими комитетами, которые берут ответственность

на себя. Если же директор или учитель противится, тут мы можем вмешаться. Вы думаете, много директоров, которые заявляют, что сами будут распоряжаться этими деньгами? Отнюдь нет.

- Еще один аспект «добровольности», о которой, кстати, вы сами упомянули - санкции против ребенка. Учитель ведь может при всем классе пристыдить...

- Да, я согласен, такие случаи бывают и их необходимо пресекать. Если они нам становятся известны, мы реагируем на это, вплоть до того, что ставим вопрос об увольнении. Потому что это оскорбление личности, унижение. Во всех упомянутых случаях следует обратиться в правоохранительные органы, министерство.

- Перед тем как идти к вам на интервью, я задала студентам разных столичных вузов один вопрос: «Что бы вы спросили у министра образования?». Они были солидарны: «Когда прекратятся поборы и взятки в высших учебных заведениях!»?

- Я допускаю, что могут быть недобросовестные преподаватели. Администрации вузов должны решительно пресекать подобные явления. Однако без привлечения правоохранительных органов адекватно реагировать на эти случаи затруднительно.

- Более того, в некоторых вузах даже существует такое понятие, как «преподавательский прайс-лист» с расценками и тарифами. Это ли не доказательство?

- Это неофициальная бумага. Да, могут быть преподаватели, которые устанавливают твердую таксу. Но как быть с презумпцией невиновности? Если упростить эту систему (показал пальцем на взяточника - и все поверили), будет, конечно, проще. Но тогда, мы можем скатиться к другой крайности: это может послужить методом расправы с принципиальным преподавателем. Или еще хуже - шантажа, с чем нам приходилось сталкиваться. Не ставит преподаватель зачет, его начинают шантажировать. Повторю, что без активной работы правоохранительных органов решить эту проблему в рамках закона невозможно.

- Вступительные экзамены в вузы в прошлом году ознаменовались акцией студентов, которые проводили видеосъемку. Если и в этом году инициативная группа придет к вам с просьбой о поддержке подобной акции, что вы им ответите?

- Без сомнения, вступительные экзамены должны быть максимально открытыми. Идея тестирования в средней школе как раз и преследует эту цель - создание атмосферы открытости при поступлении в вуз. Я поддерживаю эту идею, но технически обеспечить эту процедуру на государственном уровне пока невозможно.

В вузах существует система взаимоконтроля, взаимопосещения лекций. Но преподавательской этикой предполагается предупреждать о посещении занятий. В противном случае преподаватель имеет право не пустить посетителей.

- Получается, что образование - процесс интимный...

- Но эта «интимность» нужна. Я понимаю ограниченность «машинной» формы образования, когда компьютером дается несколько вариантов ответа, а там угадаешь или нет - твои проблемы. Преподаватель же при общении с учеником должен научить его на собственном примере логически мыслить. Не механически, формально искать ответ, а анализировать и использовать разные подходы в решении задач и оценки полученных результатов.

- Но школьное тестирование - все-таки «механическое» исследование.

- Да, существует такая тенденция, что выпускные экзамены будут постепенно заменяться тестированием. В Украине в этом году будет проведен эксперимент - полное тестирование состоится только в Черниговской области. Она самая большая, и здесь можно отработать как механизм самого тестирования, так и вопросы доставки автобусами учеников из школы в школу.

С моей точки зрения, в тестировании есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительное то, что это объективный срез знаний. При поступлении в вуз будет учитываться количество баллов, полученное на тестировании. А минусы в том, что, во-первых, это механическая процедура, и она минимизирует контакты с преподавателями. Во-вторых, тестирование подразумевает определенную степень подготовки учащегося.

- Уже определены крымские школы, где пройдет тест?

- В этом году в Крыму в экспериментальном тестировании на бумажных носителях будет участвовать 1000 человек. Однако сама процедура до конца еще не отработана.

- Бюджетом Крыма на образование в этом году выделено 231 миллион гривен. Как вы собираетесь распорядиться данной суммой?

- На самом деле, сумма меньше. На само образование реально выделено 176, 9 млн, в разницу попали учреждения системы социальной защиты, медучреждения, школы-студии. Финансирование больше, чем в прошлом году, но оно тоже не соответствует стандартам, которые гарантирует государство. Я связываю это, в первую очередь, с повышением минимальной зарплаты. Да, этот бюджет поможет выжить, но это не бюджет развития и даже не предпосылки к развитию.

Очень важный вопрос - отопление школ, особенно сегодня, в период резкого похолодания. Сколько школ сегодня размороженных стоит, сами знаете. Причем, где-то разгильдяйство, а где-то объективные причины, когда несанкционированно отключался свет.

Что касается истории с Нижнегорским отделом образования, который закупал по завышенной цене уголь для учебных заведений, могу сказать лишь то, что там закупался уголь на средства районного бюджета на тендерной основе. Если вина их будет доказана, и прокуратура ознакомит нас с документами, мы будем ходатайствовать о принятии соответствующих решений.

Важный момент - питание детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. Активная позиция как Министерства образования, так и партии «СОЮЗ» - питанием дети должны быть обеспечены. В этом году выделяется 12 грн. в день. Ситуация гораздо лучше. И очень правильно, что Верховная Рада Крыма поддержала необходимость первоочередного финансирования этой статьи.

- Серьезная программа для сельских школ - «Школьный автобус»...

- Да, в этом году планировалось 3 млн гривен выделить на эту программу, хотя последние два года выделялось по 800 тыс. Сейчас принято решение эту программу финансировать не через Минобразования, а напрямую. Целевые средства - б с лишним миллиона, которые невозможно потратить на что-либо другое, - будут выделяться администрации района или сельсовету.

- Молодые специалисты по-прежнему будут отправляться в сельскую местность? Практика эта будет сохранена?

- Неоднозначный вопрос. Был законопроект об обязательной отработке в течение трех лет. Однако Виктор Ющенко наложил вето, мотивируя тем, что якобы нарушаются права и свободы человека. Я считаю, что у такого решения есть определенная логика. Если ты учишься на бюджете, за деньги общества, ты взял обязательство перед обществом и должен эти деньги отработать. А общество должно определить, где наиболее целесообразно это осуществить, чтобы была максимальная отдача. Если по какой-то причине ты не можешь или не хочешь служить обществу, будь добр, верни деньги, скажем, в течение 15 лет.

Таврический национальный университет вышел с инициативой открытия сугубо педагогических специальностей. Человек, который туда поступит, заведомо будет знать, что станет учителем. Не по остаточному принципу, как это было раньше, - если способный, то будет физиком-теоретиком, например, а неспособный пойдет в школу, а целенаправленно.

- Но это только один пример специализации вуза. Мы же сегодня наблюдаем острое «менеджере-юридическое» образование...

- Действительно, это очень больная тема — перекос в специальностях. Среди безработных довольно большой процент специалистов-менеджеров, юристов, банкиров. С другой стороны, есть спрос на другие специальности. Министерство вышло со своими инициативами, которые сегодня обсуждаются на уровне Верховной Рады.

- Но вы ведь проводили эксперимент по лицензированию вузов... Каковы критерии министерства, способные привести к закрытию вуза?

- Процесс этот не закончен, поскольку кампания эта не одномоментная. Идет упорядочение всей системы высшего образования. Изучается и деятельность вузов, и качество, и спектр подготовки специалистов. Если в вузе есть несоответствия, если вуз-нарушитель лишил и лицензии или закончился срок ее действия, а он продолжает работать, - это уже незаконно. Вот тогда есть основания для обращения в правоохранительные органы, в том числе и в налоговую.

- Но филиалы 15 вузов были закрыты в прошлом году...

- Повторюсь, это не процесс одного дня. Мы должны планомерно все это проверить и дать свое заключение. Провести инспекцию всех вузов.

Министр образования и науки Украины С. Николаенко дал нам право лицензировать довузовскую подготовку и подготовку младших специалистов. Это реальная подвижка вперед. Если этот эксперимент себя оправдает, можно будет со временем ставить вопрос о лицензировании на крымском уровне уровня бакалавра.

- Юрий Михайлович, страшный вопрос: какую проблему крымского образования никогда не удастся решить?

- Финансирование.

- Никогда?

- Никогда. На государственном уровне, к сожалению, нет понимания того, что все начинается с детства, что на это нужны деньги. В своем докладе в Верховной Раде Крыма я сказал, что, в принципе, мы рожаем детей для того, чтобы они нас обеспечили в старости. Мы должны заботиться о подрастающем поколении - его нравственном и физическом здоровье, образованности. Государству нужно это сделать самым главным приоритетом.

- Вы это говорите как бывший преподаватель или как сегодняшний министр?

- Я для себя разницы не вижу. Я и сегодня учусь и преподаю одновременно. Но твердо знаю одно - когда мы поймем всю важность проблемы, тогда социальный статус преподавателя, учителя вырастет. Потому что воспитание будущих поколений - это важнейшая государственная задача.

Интервью взяла Анна АРТЕМЬЕВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla