Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
И

ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НАС ВЫБИРАЮТ

(Газета «Союз», ноябрь 2005 года)

Общаться с государственниками чиновниками иногда бывает очень сложно. Министр образования и науки Крыма Юрий Михайлович Ильин - исключение. Возможно, потому, что в министерском кресле он всего лишь полтора месяца? Он контактен, увлечен и уверен в себе. У него есть оригинальные идеи и искреннее желание изменить ситуацию в крымском образовании. О проблемах, с которыми приходится сталкиваться ежедневно министру Ильину, и о планах на будущее мы беседуем в канун Всемирного Дня Ребенка.

- Юрий Михайлович, вы много работали за границей. Есть, как говорится, с чем сравнивать. Как Вы оцениваете шансы украинского образования?

- С уверенностью могу сказать, что наш потенциал в сфере образования до сих пор огромен. В значительной степени сохранена научная школа, традиции, мне кажется, возрождается престиж быть образованным, умным, престиж образованного человека как имеющего больше шансов преуспеть в карьере...

Но огорчает то, что заинтересованность в этом не так велика, как хотелось бы. Правда, и на Западе, в частности, в Англии, в библиотеке университета г. Шеффилд, я был удивлен тем, что в роскошном помещении, прекрасно технически оборудованном, очень мало сотрудников и студентов, но зато какие возможности: обширный банк данных, доступ практически в любую крупную библиотеку мира. Кстати, покопавшись в компьютерных данных, нашел ссылки на свои научные работы двадцатилетней давности... Проблема нашего образования - и среднего, и высшего - прежде всего, в недостаточности экономического ресурса, попросту говоря, отсутствие денег. Все остальные задачи (проблемы интегрированности в европейское образовательное пространство, содержания и содержательности среднего образования, состояния дошкольного воспитания, здоровья молодых и множество других) - это следствие того, о чем я сказал выше. Прекрасно понимая, что в одночасье экономические проблемы общества не могут быть решены, очень надеюсь, что после выборов во власть придет больше истинных интеллигентных патриотов, которые поймут, что залогом процветания нашего государства является здоровое, образованное поколение, наша будущая смена. И поэтому обеспечение престижа воспитателя, учителя, преподавателя, врача, т. е. тех, кто обеспечивает моральное и физическое здоровье нации, должно быть первейшей социальной задачей. Конечно, есть в образовании и другие проблемы, возможно, не требующие значительных финансов. Я имею в виду совершенствование законодательной базы, устранение дыр в ней, расширение региональных прав и обязанностей, региональный контроль за безработицей, бюджетное финансирование региональных программ, местный контроль за содержанием учебных планов и программ. И в этом отношении я очень большие надежды возлагаю на народных депутатов. Думаю, что они поддержат так необходимые нам законодательные инициативы.

- "Бытовуха", уж простите за сленг, не заедает?

- Все вопросы, в том числе и бытовые, - ремонты, текущие крыши, отопительный сезон в школах, особенно в сельских, - у министерства под контролем. Ежедневно до 10 часов мы получаем оперативную информацию о состоянии дел в образовательных и воспитательных учреждениях Крыма. Надо, опять же, способствовать выполнению программы "Школьный автобус", технического оснащения школ. Необходимо держать на контроле вопросы питания, обеспечения мягким инвентарем школ-интернатов, детских домов и многое другое. Организовать внешкольную работу с детьми. А как важно сегодня уделять внимание подготовке к самостоятельной жизни детей с отклонениями в здоровье. И вовремя поддержать одаренных детей. Словом, работы хватает. Сегодня я участвовал в награждении воспитанников МАИ. 40 человек получили стипендии от Совмина Крыма. Вы бы видели эти одухотворенные лица, взволнованные глаза молодых людей, которых государство поощрило за их ум, изобретательность, упорство, честолюбие. Вот эти ребята и есть, по моему мнению, опора нашего общества.

- Какую задачу Вы, Юрий Михайлович Ильин, ставили перед собой в жизни?

- Когда я преподавал в университете кубинского города Камагуэй, - был такой интереснейший период в моей жизни - состоялась одна случайная встреча. Мы с тремя кубинцами, отправившись на рыбалку, заблудились в джунглях. Вышли на полянку, на которой стояла лачуга, сколоченная из необтесанных досок, без окон и дверей. Невесть откуда появились чумазые дети - три, потом еще двое, еще и еще. Двенадцать детей. Потом вышел хозяин с широкой улыбкой. Я спросил его: «Что, все дети - ваши?». С какой гордостью он ответил: «Шесть мальчиков и шесть девочек»! Я вдруг понял, что передо мной - абсолютно счастливый человек. Он счастлив какой-то первозданной способностью чувствовать гармонию с собой и миром. Нам, детям цивилизации, очень редко удается достичь такого осязаемого чувства вечного бытия и своей причастности к этому. И сегодня мы ощущаем на себе, что чем дальше развивается цивилизация, тем агрессивнее она становится. Я всю свою жизнь - так же, как все мы, - решаю проблемы, задачи, которые подбрасывает судьба, будто проверяя на прочность. Сначала это были задачи из теоретической физики. Позже – защита диссертации. Потом - становление как практика, доцента, профессора. Административная работа, руководство несколькими крымскими вузами. Сегодня проблемы крымского образования. Если бы оставалось время на отдых, я бы предпочел решать шахматные задачи и читать современную литературу - Дж. Кутзеса, Джона Паула, Мишеля Уэльбека. И тогда, наверное, я тоже был бы по-своему счастлив...

- Все ли в жизни сбылось? Оглядываетесь ли в прошлое?

- Мне кажется, рано еще подводить итоги. Сейчас просто новый этап в жизни. А оглядываюсь или нет - конечно, оглядываюсь. Вы когда-нибудь собирали грибы? Так вот, когда ты в лесу один, нет необходимости смотреть по сторонам, окликать кого-нибудь и сверять свой путь... Совсем другое дело, когда ты не один. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что ни за один свой поступок мне не придется краснеть. Каждый из этапов пройденного пути значим, ценен и интересен. После окончания университета служил в армии. Тогда я, офицерский сын, был рядовым телефонистом. Кстати, до сих пор считаю, что не может получиться полноценного мужчины из юноши, не прошедшего эту школу жизни. Именно здесь воспитывается характер, как бы пафосно это ни звучало. Здесь же, в армии, познаются истинные дружба, верность, предательство. Слабость человеческую можно простить. Но не предательство. Мог стать спортсменом. Во время учебы в Ужгородском университете занимался самыми разными видами спорта - классическая борьба, тяжелая атлетика, стрельба. Был кандидатом в мастера спорта по шахматам и тяжелой атлетике. Меня даже «сватали» в институт физкультуры. Неплохо знал английский язык - это связано с научной работой. Перед командировкой на Кубу изучал испанский язык, на котором потом и преподавал там. В детстве, в Ужгороде, имел возможность выучить очень сложный венгерский язык. Мы смотрели словацкое и венгерское телевидение, которые транслировалось в Закарпатье. После университета стал физиком-теоретиком, и научная работа приносила настолько удивительное удовлетворение, что, пожалуй, и сравнить-то не с чем. Разве что с красивой шахматной комбинацией... Это было до того увлекательно, что и сегодня могу говорить об этом часами. А еще с ностальгией вспоминаю вкус печеной на костре свеклы. В 50-60 годах мы жили в Винницкой области, городе Гайсине, в двухэтажном Доме офицерского состава. Мимо пролегала дорога на сахарный завод. Колхозницы, доставлявшие свеклу, иногда бросали ее нам, маленьким попрошайкам. Мы меняли ее на семечки или пекли. Какая она все-таки сладкая была! Или это просто детство всегда вспоминается в радужных тонах?

Сегодня смотрю на своего двухлетнего внука, моего тезку - Юрий Михайловича, и испытываю смешанное чувство. Сможет ли он найти свою дорогу в жизни, и будет ли при этом счастлив, как его дед? Так что и эту задачу мне предстоит еще решать...

Записала Анна АРТЕМЬЕВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla