(Газета «Крымские известия» от 2 ноября 1994 года)
Понятно, что Севастополь не стал катализатором известного кризиса в крымских верхах, поскольку особый статус города в равной степени ограждал его власти и от указов Президента Крыма, и от законов крымского парламента. Но вот что по-настоящему интересно и, может быть, вряд ли случайно. В бескомпромиссной борьбе за «российский Крым» (а обе противоборствующие властные структуры республики клянутся в своей приверженности именно этой идее) лидировал именно Севастополь, еще в прошлом году добившись у парламента России признания своего российского статуса и подтвердив этот же статус уже в нынешнем году на местном властном уровне — решением сессии горсовета. Горячо поддержали это решение и депутаты ВС Крыма от Севастополя. И в крымском парламенте, когда от монолита блока «Россия» откололась фракция «Россия — единство», ее возглавил тоже севастополец — вице-адмирал А. Фролов.
— Александр Иванович, нельзя же считать, что поводом для раскола стала сугубо внутренняя «разборка»?
— Только отчасти. Не раз было, что руководители блока С. Никулин, В. Моргунов, В. Балла в нарушение положения о фракции брали на себя полномочия выступать от имени всего блока, зная, что в нем существует спектр мнений. Но причина раскола не только в этом — могли бы при желании уладить все в рабочем порядке. Главным побудительным мотивом стали события после 7 сентября, когда по инициативе явных противников Президента (в том числе и руководства блока «Россия») на голосование в парламенте сразу после перерыва были поставлены вопросы о Президенте, правительстве, внесении поправок в Конституцию, лишающих Президента практически всех его прав. Голосование шло без предварительного обсуждения, что является грубейшим нарушением регламента, тем более что принимались основополагающие для судьбы республики решения. Это и побудило нас не участвовать в голосовании.
— То есть, остаться верными Президенту и старому правительству?
— Идее президентства как реальному шагу в становлении крымской государственности. Ликвидация института президентства означает откат на рубеж октября 1992 года — к Конституции Крыма как автономной республики.
— Чем не замедлила воспользоваться Украина. А что конкретно предлагает ее парламент! Все, что стерпит бумага?
— Утвердить проект Закона Автономной Республики Крым о внесении изменений и дополнений в нашу Конституцию. Уже в первой статье просматривается откровенная привязка к Украине: в первом пункте сказано, что «Автономная Республика Крым является автономной составной частью Украины», во втором — что она «самостоятельно решает вопросы, отнесенные к ее ведению Конституцией и законами Украины». В третьем пункте 4-й статьи уточняется, что «законы и другие правовые акты Автономной Республики Крым, противоречащие Конституции и законам Украины, не имеют юридической силы».
— Какие же права предоставляет Украина своей предполагаемой автономии?
— Согласно статье 10, Крым может вступать «в отношения с другими государствами и международными организациями в областях экономики, охраны окружающей среды, социально-культурной сферы», но... «в пределах своих полномочий».
— То есть как обычная область?
— Не совсем. Статья 11 позволяет Крыму иметь свои символы — Герб, Флаг, Гимн. Правда, второй пункт этой статьи напоминает о необходимости уважать их наряду с государственными символами Украины.
— Словом, вот вам портрет грифона в интерьере с трезубцем на многоцветном фоне... Но если серьезно, что станется с гражданством Крыма, о необходимости которого говорилось не только на митингах?
— Первый пункт статьи 17 гласит, что «каждый гражданин Автономной Республики Крым является гражданином Украины». А второй уточняет, что «гражданство Республики Крым приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законодательством Украины».
— Что-то плохо представляю себе это гражданство на коротком поводке, тем более — двойное, в том плане — как же Крым будет договариваться о нем с другими государствами?
— Крым договариваться не будет, ибо в третьем пункте той же 17-й статьи сказано, что «право граждан Автономной Республики Крым иметь двойное гражданство определяется и реализуется законодательством Украины и ее договорами с другими государствами».
И чтобы окончательно ограничить рамки государственности Крыма, предлагается во всех разделах Конституции слова «Республика Крым» заменить словами «Автономная Республика Крым».
— Что же стоит за этим ультимативным требованием, как, впрочем, и за всем предложенным проектом?
— Поскольку Украина в ультимативном порядке обязывает наш парламент «подогнать» крымскую Конституцию под свою (а какую? Ведь Конституция Украины — это фактически Конституция УССР, корректирующаяся сейчас в Киеве буквально на глазах), то это впрямую ставит Крым на грань потери государственности. Не исключено, что может произойти и новый откат. Например, Верховный Совет. Украины примет Закон о роспуске парламента своей автономии... Дело не столько в наших личных судьбах (в конце концов, сами же виноваты, как, впрочем, и спикер, и Президент), сколько в том, что сам по себе откат от государственности идет вразрез с требованием подавляющего большинства крымчан, высказавшегося за статус Республики Крым. На волне этого наката пришло в парламент большинство депутатов, занял свой высокий пост Президент. Вот о чем нельзя забывать...
А ведь забыли, что на карте — судьба Крыма, чем почти и заложили мину под свои кресла. Вовремя спохватились только депутаты фракции «Россия — единство» (тон, который задают севастопольцы, еще в борьбе за город научившиеся видеть перспективу, что не может не радовать). Конечно, и они не могли предвидеть «акцию Украины в деталях, но первыми поняли и заявили во всеуслышание (без боязни оказаться в непонятом меньшинстве) об опасности конфронтации двух ветвей власти. Правда, сейчас они не в меньшинстве. Против украинского проекта будут голосовать, наверное, все фракции, кроме, может быть, «Курултая» и «Реформы».
— И на том спасибо.
О. СИГАЧЕВА