Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Е

В.И. ЕГУДИН: «НЕЛЬЗЯ СВОДИТЬ БЮДЖЕТНУЮ ПОЛИТИКУ К ПРИМИТИВНОЙ ДЕЛЕЖКЕ СРЕДСТВ»

(Газета «Крымская правда» от 25 сентября 1997 года)

От бюджетных проблем болит голова не только у правительственных чиновников, пытающихся разделить скудный бюджетный пирог, не только у руководителей органов власти на местах, которым остаются жалкие крохи от этого «пирога», но и у рядовых граждан, месяцами ожидающих зарплаты, а также пенсий и иных социальных выплат. Не разрешило данных проблем и запоздалое принятие Верховной Радой Украины бюджета на 1997 год (в июле, когда уже значительная часть бюджетных средств была израсходована). В чем же первопричина бюджетных «страданий» на Украине? С этого вопроса началась наша беседа с народным депутатом Украины Владимиром Ильичом ЕГУДИНЫМ, который, кстати говоря, имеет самое непосредственное отношение к работе над бюджетом в соответствующих комиссиях украинского парламента. 

- Порочна уже сама схема формирования бюджета. И, к сожалению, ни мне, ни другим депутатам, пытавшимся отстоять бюджетные интересы регионов Украины, не удалось поломать установившуюся ранее традицию формирования бюджета «сверху вниз». Сначала «центр» забирает едва ли не все виды налоговых поступлений (из Крыма в госбюджет уходят весь НДС и таможенные сборы), а затем распределяет бюджетные средства, причем делает это более чем странно. По идее, если уж распределять, то надо делать это с учетом дотационности того или иного региона. На деле же получается, что зачастую бюджетные средства дают не тем, кто в них более всего нуждается, а тем, кто... проявил больше прыти, оказавшись поближе к «пирогу», то есть к делящему его правительству. 

- Однако, как ни дели «пирог», он от этого больше не станет. Способствует ли нынешняя бюджетная политика на Украине главному - наполнению бюджета? 

- Скорее наоборот. Взять тот же налог на добавленную стоимость, который полностью уходит наверх. Делали это с благой целью увеличения доходной части бюджета, но фактически лишили регионы стимула работать лучше, предприимчивее. Все равно ведь все уйдет наверх. Значит, местному руководству надо не утруждать себя проблемой подъема производства, а искать связи в Киеве, чтобы получить оттуда хотя бы часть средств, необходимых для погашения долга по зарплате, на социальные нужды и т. д. Тем более, что этих забот с него никто не снимал. 

Кстати, и сама методика взимания налога на добавленную стоимость у нас никуда не годится. Ведь идет начисление НДС по сути за еще не реализованную продукцию. О какой «добавленной стоимости» можно говорить, если товар еще не реализован? Ведь это же колоссальный удар по товаропроизводителям. Поэтому и страдают наши предприятия без оборотных средств. В общем нынешний закон об НДС надо менять коренным образом, чем парламент Украины и намерен заняться в самое ближайшее время. 

Нам надо сосредотачивать главные усилия не на фискальных мерах, раздувая штаты налоговых органов, а на стимулировании товаропроизводителей, вообще человека труда. Кстати, толковые экономисты предлагают пойти даже на некоторое увеличение дефицита бюджета на 1998 год, с тем, чтобы повысить минимальную зарплату на Украине. Ими подсчитано, что это в итоге станет бюджетообразующим фактором. Ибо нищенское «вознаграждение» за труд не способствует подъему производства, а значит и наполнению бюджета. 

- В народе бытует мнение, что «верхи жируют», что правительство, Верховная Рада, чиновники рангом пониже живут не по средствам, что растет аппарат управленцев и т. д. Кстати, куда же идут основные средства налогоплательщиков, исходя из статей бюджета Украины? 

- Необходимо, чтобы все руководители, начиная с президента, жили именно «по средствам», декларировали свой доход и, конечно же, не совмещали государственный пост с какой-либо коммерческой деятельностью. Это касается и депутатов парламентов Украины и Крыма, которые порой путают свои личные (или корпоративные) интересы с государственными. Что касается роста аппарата управленцев, то, насколько я знаю, штаты правительств Украины и Крыма, начиная с этого года, сокращаются. Хотя тут вопрос не только в количестве, но и в качестве работы. К примеру, аппарат в Министерстве сельского хозяйства США не меньше, чем в нашем аналогичном ведомстве, но результаты работы одного и другого существенно разнятся! 

Комментировать же расходные статьи бюджета буквально по всем пунктам, начиная от финансирования детских садов и школ и завершая расходами на содержание армии, что называется, не приходится. Ибо нет такой статьи, где бы бюджетное финансирование осуществлялось в достаточном объеме. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, так это преобладание расходов на правоохранительные органы над расходами на армию и ВМС. Подобного соотношения, насколько я знаю, нет ни в одной стране мира, кроме Финляндии. 

А в целом же, повторяю, все в итоге зависит не от умения «колдовать» над расходными статьями бюджета, а от умения наполнять его доходные статьи. 

Интервью взял О. ВОЛОДИН 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla