Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

КРЫМ. 3 СЕНТЯБРЯ. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Пресс-конференция двух президентов

(Газета «Крымские известия» от 7 сентября1993 года)

Президенты сели за стол переговоров в полдень. Обещанная на пятнадцать часов пресс-конференция не состоялась, переговоры затягивались. Наконец, с половине пятого журналистов пригласили на поляну перед Александровским дворцом, куда вышли президенты, премьер-министры, другие члены делегаций, в том числе и Председатель ВС Крыма Н. Багров. Оба президента выглядели несколько напряженно (а, может, сосредоточенно!). В. Костиков, пресс-секретарь Президента РФ, предупредил: у журналистов только десять минут, поскольку переговоры еще не закончились. 

— Что решили по Черноморскому флоту? 

Б. Ельцин: Сегодня мы стали на несколько иной путь решения. Ранее принятые решения в то время были правильными, но не оздоровили обстановку на флоте. Поэтому сегодня, думаю, будет закончено обсуждение такой проблемы: ЧФ Украиной полностью передается России. За половину ЧФ, которая по ранее принятым соглашениям принадлежит Украине, Россия  компенсирует стоимость. Что касается базы, то в соответствии с международными правилами флот также будет пользоваться ею на основании договоров — с городами, районами, поселками. 

Л. Кравчук: Есть два документа, которые мы подписали в Ялте и в Завидово — они были продиктованы и временем, и ситуацией. Сказать, что они были ошибочны, нельзя. Но они не дали результатов еще и потому, что при обсуждении этих документов до конца не учитывалась реальная ситуация здесь, не учитывалось мнение ЧФ, точка зрения Севастополя и Крыма в целом. Им здесь жить и работать и обеспечивать свое участие в этих сложных условиях. 

Что касается сегодняшнего подхода, он выработан таким образом. Мы разделили этот вопрос на две части: флот и база. По флоту — после того, как мы определились — будет создана комиссия, совместная российско-украинская, состоящая из финансистов и юристов. Она определит все аспекты этой проблемы. Украина будет говорить о продаже своей части флота, которую она определит. Это первый вопрос. 

Второй — это использование базы Севастополя. Комиссия также определится, использовав международный опыт. И после того — а мы дали срок сентябрь — комиссия закончит работу, и мы окончательно разрешим эту проблему. 

— А что вы можете сказать об углублении экономического сотрудничества между Украиной и Россией? 

Б. Ельцин: Мы не нашли пока сегодня выхода по уплате долга Украины России. Это касается долга 1992, 1 993 годов, текущих расчетов. Мы пока решения не нашли. Если будет решаться вопрос по ЧФ, то погашение стоимости части флота, который будет передаваться Украиной, пойдет в счет долга, если эта балансовая стоимость будет меньше. Если больше — Россия будет платить. (Выступая на следующий день по «Останкино», Борис Николаевич сказал, что Россия внакладе не останется: они посчитали — Н. Г.) 

Л. Кравчук: Я подтверждаю это решение. И по флоту, и по базе будут определены стоимость. Если будет больше, то заплатит Россия, если меньше — Украина определит, сколько она будет платить. 

— Вы окончательно договорились, что Россия выкупает флот? 

Б. Ельцин: Мы договорились, что Россия выкупает, и мы, безусловно, знаем полную балансовую стоимость флота, и сколько стоит половина. 

Л. Кравчук: Мы знаем стоимость только по флоту, и то не до конца. Во всяком случае, я не знаю. По международным правилам использования базы — флот и база едины. Сегодня мы разделили (проблему — Н. Г.) на две части — проблема флота и проблема базы. Но для того, чтобы было наше общее мнение по суммам, создана специальная комиссия, которая будет работать сентябрь — месяц, и в конце сентября должна будет выдать полный расчет. 

— Ваше решение по ядерному стратегическому оружию? 

Л. Кравчук: Да, этот вопрос обсуждался. Пожалуй, по нему мы договорились полностью и соответствующие  премьеры подписали  соответствующие соглашения. Главный вопрос, который обсуждался... впрочем, потом почитаете в газетах (дружный смех присутствующих — Н. Г.) 

Б. Ельцин: Ядерное оружие, боеголовки будут сниматься, перевозиться на территорию России. Компенсация России урана, который заложен в этих боеголовках, необогащенного урана для атомных электростанций — разрывом в год. 

— Будет ли Украине возвращено тактическое ядерное оружие, вывезенное в июне прошлого года? 

Л. Кравчук: Мы не обсуждали этот вопрос. Это поручено рассмотреть министрам. Как оно может быть возвращено Украине, если оно уничтожено? Я добавлю, что мы вели переговоры с Президентом США, чтобы нам помогли в демонтаже не просто боеголовок, а шахт. Но об этом мы будем договариваться отдельно. 

Напоследок Б. Ельцин объявил, что встреча стран Содружества переносится с 7 на 24 сентября. Как он уточнил позднее, она перенесена по просьбе украинского парламента, захотевшего еще раз обсудить вопрос о своем вхождении в создающийся экономический союз государств. 

НАШ КОММЕНТАРИЙ. Ялта плавилась от жары; на набережной, в отличие от прошлых лет, умами людей владели не куплетисты,  выкрикивавшие тексты о Горбачеве и Хрущеве, а Виталий — проповедник (вот так,  без  слова-приставки «отец») одной из многочисленных церквей, учившийся нести слово Божье аж в Швейцарии. Москвичи пытали местных журналистов, будут ли пикеты и толпы митингующих: как же, такое событие! Мы отвечали, что народ устал верить и надеяться. Тем более на встречи Б. Ельцина и Л. Кравчука: сколько их было, а толку? 

Но когда этот номер выйдет в свет, весь мир уже будет знать о том, что на госдаче № 3, что на территории Александровского дворца близ Массандры, произошло действительно историческое событие. 

Решение о сохранении. Черноморскою флота единым и неделимым давалось тяжело. Вспомните, понадобились три встречи, из которых две предыдущие привели лишь к нарастанию напряженности как в обществе, так и на самом флоте. И если над решением Верховного Совета Российской Федерации об изменении статуса Севастополя сокрушенно качали головами не только Президент Украины Л. Кравчук, но и стоящие к парламенту в оппозиции Б. Ельцин с российским премьером, не говоря уже о крымском руководстве, не раз заявлявшим о своей четкой позиции, то решение 3 сентября выглядит намного более цивилизованным. 

Правда, ни один из лидеров не произнес слова «аренда», но суть свершившегося — именно в ней. Севастополь стал базой единого российского флота, но остался на украинской земле, поэтому никто не может говорить о территориальных притязаниях России. Мир имеет немало примеров расположения военно-морских баз на территориях других государств, научился извлекать из этого выгоду как для местного населения, так и для государственной казны. 

А последнее для Украины, сорвавшемся в штопор хронических неплатежей за энергоносители, актуально, как никогда. Только за газ она должна своей бывшей «старшей сестре» 600 миллиардов рублей, да за нефть — 900. Понятно, что нужно было какое-то чудо, позволившее бы поддержать сползающие штаны. На мой взгляд, Найдено поистине соломоново решение в этой безвыходной ситуации. 

Правда, когда президенты, дав десятиминутную пресс-конференцию, удалились продолжать переговоры, журналисты украинской прессы выглядели несколько обескураженными. Их первый комментарий: это поражение Украины, это конец самостоятельности, это продажа украинской земли и т. д. Можно было ждать, что Президенту Украины будет нелегко возвращаться в свою столицу. Так оно и было. Леониду Макаровичу пришлось довольно туманно объясняться в аэропорту с наседавшими корреспондентами на тему неприкосновенности территории и катастрофической экономической ситуации. И его доклад не выглядел таким же четким, как отчет на телевидении его коллеги — Б. Ельцина. 

Хотя, по большому счету, Леониду Макаровичу. нечего стесняться: и в данном случае он повел себя как обычно. А мы знаем, что он — мастер политической игры, он способен выйти сухим из любой самой трудной ситуации. Думается, что после 3 сентября рейтинг нашего Президента у крымчан резко подскочит: он показал себя способным учитывать не только националистические настроения. Или это мы стали сильнее? 

Как бы то ни было, но ситуация на политическом небосклоне Украины после сентябрьских решений должна серьезно поменяться. Уже в воскресенье в симферопольских троллейбусах — барометре общественного мнения — говорили о тем, что политические силы, выступающие за присоединение Крыма к России, должны воспрянуть духом и приобрести много новых сторонников: дело-то оказалось  небезнадежным! Здесь бы хотелось предостеречь земляков: нельзя давать повода националистическим силам. в Киеве для их давления на Президента. Данное решение должно быть закреплено в практике, оно ни в коем случае не должно получить обратного хода. В нашем же «бесправовом, пространстве» возможно пока все. 

Кстати, кто-то из проницательных журналистов бросил фразу о том, что это «последняя встреча этих президентов», подразумевая, что в скором времени и один, и второй может оказаться без президентских полномочий. Что ж, поживем — увидим. А пока будем осваиваться в новом политическом повороте событий: Севастополь — база российского флота. 

P.S. А что будут делать моряки, поспешившие принять украинскую присягу? Переприсягать? 

Н. ГАВРИЛЕВА 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla