Из выступления командующего Черноморским флотом адмирала И. В. Касатонова
(Газета «Русский вестник» от 10-12 февраля 1992 года)
30 декабря для нас рубеж, когда не только в семьях черноморцев, но и в семьях офицеров других флотов утвердилась давно закрадывающаяся тревога: что будет с флотом?
В истории всех государств, всего цивилизованного человечества еще не было такого прецедента, когда вместе с имуществом армии, се вооружением были бы национализированы люди, военнослужащие, национализированы их семьи, национализированы их судьбы и самое дорогое будущее их детей. Кто бы мог предполагать, что история нам такое преподнесет? Мы в который раз удивляем цивилизованное человечество.
Вокруг Черноморского флота нагнетаются страсти и ажиотаж, мешающие нам выполнять свои служебные обязанности. Эти обязанности были определены не потому, что кому-то хотелось иметь большой или малый Черноморский флот, а потому, что, выполняя общую стратегическую задачу, взаимодействуя с тремя округами, он участвовал на юго-западном направлении в системе единой обороны единого стратегического пространства, которое вместе с исчезновением СССР не исчезло.
Черноморский флот базируется в пяти республиках — России, Украине, Молдове, Грузии, Азербайджане. 20 ноября прошлого года Грузия объявила о национализации всего имущества армии и флота. Моряков-черноморцев назвали оккупантами, и потекли потоки беженцев семей офицеров. В начале декабря боевые группы генерала Дудаева достигли наших гарнизонов в Азербайджане. И оттуда потекли беженцы. Теперь Украина объявила: кто не желает присягать, тот пусть уезжает в другую страну, за границу. Очередные беженцы. Не слишком ли много для одного флота?
Уважая суверенитет государства Украины и волю ее народа, мы понимаем, что создание ее вооруженных сил — вопрос решенный. Мы готовы этому способствовать, в том числе и помочь в создании украинских ВМС, готовы конструктивно работать, но переговоры опять зашли в тупик.
В то же время анализ, изучение и прогнозирование всех процессов, идущих на флоте, показывают, что поспешность реализации принимаемых решений в отношении личного состава в максимальной степени подорвет устои службы, морально-психологическое состояние людей, нарушит единую систему обеспечения на кораблях взрывопожаробезопасности и непотопляемость кораблей и судов, охраны оружия и боеприпасов, в том числе и ядерных, материально-технического снабжения соединений и частей, а также в значительной степени усложняет экологическую обстановку.
Черноморский флот вместе с офицерами, поскольку он считается национализированным, спланирован Министерством обороны Украины к решительному реформированию без учета каких-либо научных форм планирования по боевому использованию. Поэтому мы очень надеемся на мудрость руководителей государств Содружества. Черноморский флот — неотделимая часть всего ВМФ в системе Стратегических сил. Вооруженные силы должны быть только едиными под единым командованием. Те офицеры, военнослужащие, которые уже приняли присягу, должны присягать. Во всех странах Содружества должен быть одинаковый пакет всех законов социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих.