(Газета «Крымские известия» от 14 января 1992 года)
Флот должен принадлежать Содружеству, считает адмирал И. КАСАТОНОВ Воины-черноморцы, однажды присягнувшие на верность Отечеству (а Украина — часть этого Отечества), не могут сменить одну Родину на другую так же легко, как это делают увлеченные «национальной идеей» политики.
Город русской славы Севастополь в эти дни стал опорой и поддержкой своему легендарному, овеянному славой подвига Черноморскому флоту.
Вот что сказал нам по телефону заместитель председателя Севастопольского городского Совета Николай Михайлович ЛУЖКО:
— Как известно, город-герой Севастополь на протяжении более чем 200-летней истории является главной базой Черноморского флота.
Судьба города, судьбы его жителей теснейшим образом связаны с флотом, с моряками-черноморцами. Как флот немыслим без Севастополя, так и существование и развитие города невозможно представить себе без флота. Было время, когда судьбу города решали воины-черноморцы и вместе с севастопольцами достойнейшим образом отстаивали его честь и славу.
Политические процессы, происходящие на территории бывшего СССР, естественно, втянули в свою орбиту и такой специфический общественно-политический организм, как Вооруженные Силы страны, в том числе и наш Черноморский флот как важнейшую составную часть оборонной мощи государства.
В условиях распада некогда единой державы — СССР — на отдельные суверенные государства, естественно, надо было решать и судьбу Вооруженных Сил. Создание СНГ вселяло надежду, что руководителям государств хватит политической мудрости, взвешенности и выдержки, чтобы решить эту острейшую проблему достойно, в интересах дальнейшего укрепления обороноспособности Содружества в целом и каждого входящего в него государства в отдельности.
Поначалу события так и развивались. Выделение стратегических сил под единым командованием, казалось, устраивало все стороны и способствовало сохранению боеготовности костяка Вооруженных Сил — гарантии надежной обороны СНГ.
Но после минских договоренностей у руководителей ряда независимых государств, и прежде всего Украины, изменилось представление о составе стратегических сил. Украина, желая иметь свой флот (что вполне логично и не вызывает возражений), вдруг решила, что Черноморский флот к стратегическим силам не принадлежит и, стало быть, к Содружеству никакого отношения не имеет. А потому следует немедленно подчинить его Министерству обороны Украины и привести личный состав к присяге на верность народу Украины.
Все это накалило сравнительно спокойную обстановку в городе, что вылилось в митинг представителей общественности города и моряков Черноморского флота, состоявшийся на площади Нахимова 8 января в поддержку единства флота, в защиту его личного состава. Ведь именно с личным составом — матросами, старшинами, сержантами, офицерами, адмиралами и генералами киевские политики и не посчитались.
Казалось бы, чего здесь мудрить: если Украина, как и другие бывшие республики, является правопреемницей Советского Союза, то весь личный состав флота, в том числе и находящийся в запасе и отставке, присягал в свое время на верность своей Родине V своему народу, конечно же, присягал и Украине в том числе. При таком подходе требовать от личного состава повторять клятву на верность Украине, по меньшей мере, нелогично — если, конечно, при этом не преследуются какие-то другие цели.
Истинный воин, патриот своей Родины, присягнув один раз на верность Отчизне, будет верен ей до конца — примеров тому не счесть. Почему того, что так ясно севастопольцам, не могут или не хотят понять в Киеве? Это и ставит воинов-моряков в двусмысленное положение, а севастопольцев повергает в недоумение.
Настало время, когда город, его население должны встать на защиту флота, как когда-то флот встал на защиту города.
Место Черноморского флота — в едином флотском организме, под единым командованием, с чем Украина согласилась в Минске и о чем ей не стоило бы забывать.
Когда верстался номер. В Киеве состоялось заседание комиссий, созданных президентами Б. Ельциным и Л. Кравчуком, для рассмотрения вопроса о разграничении влияния на доставшиеся им в наследство Вооруженные Силы бывшего Советского Союза. Комиссию от России возглавлял вице-премьер С. Шахрай, от Украины — член Президиума Верховного Совета В. Антонюк.
Вместе с другими вопросами решился и наболевший — о Черноморском флоте. Комиссии договорились, что корабли и части обороны морских границ, за исключением стратегических, будут принадлежать Украине, а корабли и части стратегического назначения перейдут в подчинение главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств.