От рокового шага Куницына отделяют сантиметры
(Газета «Крымское время» от 1 ноября 2000 года)
В Совете министров — кадровая перестановка. Ушел вице-премьер Вячеслав Юров, на его место пока посажен Александр Рябков.
С именем Юрова в Крыму связано многое. Мэр Симферополя — не самый худший. Потом вице-премьер. После очередной смены правительства ушел в управляющие трестом «Крымгидроспецстрой». Его снова позвали в Совмин — отвечать за строительство, энергетику, жилищно-коммунальное хозяйство.
По отзывам многих — человек достаточно жесткий, иногда даже переходящий за грань целесообразной жесткости. Редкий профессионал — в этой характеристике сходятся практически все. Однако принадлежность к компартии стала своеобразной уздой для Юрова-профессионала.
В правительство Куницына он пришел именно как коммунист. И с месяц назад написал заявление в числе семи министров-коммунистов об уходе тоже как член партии — по приказу (или рекомендации, или совету — как вам больше нравится) бюро рескома. Он стал заложником «великих» игр, в которые играют крымские политики.
Стал он заложником и решения по повышению коммунальных тарифов. Как профессионал он прекрасно понимал, что, оставив их на прежнем уровне, тем самым он подложит мину своему же «сменщику» — коммунальное хозяйство у нас дышит на ладан, это всем известно. Но компартии всегда было выгодно представать в роли этакого защитника малоимущих, пусть даже ценой разрушения отрасли. Юров здесь был между двух огней.
Точно так же он оказался между молотом и наковальней, когда случился конфликт между Куницыным и Безазиевым. Отстранив коммуниста Безазиева от должности, обязанности первого (фактически) своего заместителя премьер поручил исполнять коммунисту Юрову.
С именем Юрова связано строительство газопровода в Восточном Крыму. Уж так случилось, что в кои-то веки нам дали кусочек жирного пирога — деньги. Он сумел ими распорядиться так, что газ все же пришел к людям.
Ушел. Или ушли? В прошлую субботу Вячеславу Лукичу исполнилось 62 — пенсионный возраст, при котором госслужащему такого (первого) ранга нужно каждый год испрашивать у Киева разрешение на продление контракта. Виктор Антипенко, вице-премьер, который утром в понедельник ознакомил Юрова с распоряжением Сергея Куницына о прекращении срока его контракта и о новом назначенце, уверен, что решение премьера не носит политического оттенка. «У Кабмина Украины сейчас вообще политика никому контракт не продлевать», — заявил он нам.
Александр Ситник, главный консультант-инспектор администрации Президента, курирующий автономию, уточнил: два раза Юрову контракт продлевали, и претензий к нему как работнику нет. «Это уважаемый человек. Его ценили, и вопросов по работе к нему не было. Были отдельные политические моменты, но на них как-то не обращали внимания и в Совмине, и мы здесь». Могли бы дать и на третий год разрешение, если бы было ходатайство со стороны Куницына. А его-то и не было!
Что ж, это право Куницына — выбирать себе соратников. Итак, Рябков. Чем он известен широкой публике? Тем, что вначале поддержал Куницына — в прошлогодней «декабрьской революции». Тем, что всегда был в команде бывшего премьера Анатолия Франчука, которая эту самую «революцию» отыграла назад, сохранив таким образом. Леонида Грача на посту спикера.
Жителям столицы Рябков известен как уже дважды кандидат в мэры. И оба раза он с треском провалился, оставив о себе память на заборах. В последний раз ему не помогло даже обретение партийного билета на волне роста интереса избирателей к компартии. Но Александр Павлович просчитался: он перешел дорогу «официальному» кандидату от КПУ, и «однопартийцы» без сожаления с ним расстались.
Рубаха-парень. Общительный, жизнерадостный. Иногда по-крупному ссорится с журналистами (вспомните скандал с Османом Пашаевым в коридоре ВС, когда он отобрал видеокамеру и исчезла кассета). Как нам рассказали очевидцы, в понедельник он чуть ли не захватил новый для себя кабинет в Совмине. В приемной нам сказали: «был некрасивый захват» помещения. И Юров будто бы на это сказал: «Ребята, я освобожу кабинет, не собираюсь кресло за собой тянуть, но это так не делается». Другие же источники этого, правда, не подтверждают.
Рябков в Совмине не новичок. Работал когда-то здесь по внешнеэкономической линии. Но сможет ли он стать равноценной заменой Юрову? Антипенко намекнул, что возможно перераспределение обязанностей среди вице-премьеров. Значит, это решение скорее не профессиональное (чем обычно гордится Куницын), а политическое.
Означает ли это сближение Куницына с командой Франчука? Накануне новых выборов это было бы несколько опрометчивое решение. А если предположить, зная непритязательность Рябкова», что Куницын просто «купил» себе «лишний» голос в парламенте? Но зачем? Ведь уже всем ясно, что этому составу ВС приходит конец, он уже не может войти в историю как парламент-созидатель. Тем более, что Куницыну как будто не угрожает отставка. Или Президент может передумать?
Куницын уже совершил несколько крупных ошибок. От рокового шага его отделяют сантиметры. До выборов остается всего ничего. Сумеет ли С. В. преодолеть этот срок достойно, превратившись в действительно крупного политика, который умеет не только противостоять искусному политику Грачу, но и играть собственную скрипку?
Наталья ГАВРИЛЕВА