(Газета «Крымское время» от 5 февраля 2008 года)
Даже те, кому не довелось работать в эпоху развитого социализма, знают хотя бы по советскому кино о том, как это было: сотни, а то и тысячи людей дружной колонной под неумолкающий рев заводского гудка втягиваются в ворота, двигаются через проходные промышленных монстров, расходясь затем по своим рабочим местам у станков и конвейеров. Крыму, правда, эта картина была свойственна не в такой степени — наш регион все-таки не сталелитейный и не автомобилестроительный край, но тем не менее крупные, известные на всю страну предприятия были и у нас. Теперь времена изменились, и вместе с ними поменялась жизнь крымской промышленности.
На одних предприятиях она угасла совсем, на других — еле теплится, третьи достаточно успешно работают и при капитализме. Нам показалось, что читателям «КВ» будет интересно узнать о том, что происходит сегодня на промышленных предприятиях автономии, тех самых, куда некогда многие из нас спешили на утреннюю смену. Мы постараемся побывать на самых известных и значимых для автономии заводах и фабриках — конечно, если их руководители пожелают рассказать журналистам о своих проблемах и успехах. Первым согласился на такую встречу генеральный директор ОАО «Пневматика» Николай Васильев, так что с его предприятия мы и начнем.
Этот завод строился в Симферополе как предприятие, комплектующее станкостроение, подчинялся непосредственно Министерству станкостроения СССР и, соответственно, имел союзное значение. Производит пневмоаппаратуру широкого спектра, которая позволяет решать задачи автоматизации и механизации производства в различных отраслях промышленности. Предприятию 36 лет. Когда-то в объединении «Пневматика» работало около трех с половиной тысяч человек, причем 700 из них — в конструкторском бюро.
На сегодняшний день здесь осталось сборочное производство и 350 работников, есть социальный блок, лаборатория метрологии. «Мы — экспортно ориентированное предприятие, работаем на 70 процентов на экспорт, поэтому подтверждаем свое качество международным сертификатом», — комментирует Николай Васильев. Пневматическое оборудование поставляется на Минский тракторный завод, на автозавод в Тольятти, в виде комплектации на танкостроительные заводы.
В августе 2006 года государственный контрольный пакет акций ОАО «Пневматика» (54 процента) был продан. Николай Васильев убежден: сегодня это один из самых удачных примеров приватизации на Украине. Завод фактически просто разделился на две части: половина осталась у коллектива, половина отошла к киевской компании, которая выкупила контрольный пакет. Обычно, говорит директор, приватизация приводит к развалу, а здесь создались два хороших предприятия-партнера, с хорошей перспективой развития. Главное, считает Васильев, чтобы государство не мешало, тогда завод можно будет со временем сделать предприятием европейского уровня.
— Только с того момента, как ушло государство, «Пневматика» вздохнула и начала развиваться. Предприятие с государственной долей не имеет права получить кредит, оно втянуто в рамки тендеров, через которые практически невозможно провести закупки, — Николай Васильевич не перестает радоваться разводу с государством, но при этом критически оценивает нынешнюю государственную политику в отношении всех промышленных предприятий независимо от формы собственности.
— Вот приняли бюджет, в бюджете заложили повышение заработной платы. Это нас радует, мы, как никто, понимаем, что зарплату надо повышать, но есть одно условие: надо эту зарплату зарабатывать. А зарабатывать получается тогда, когда мы изготовили изделие и его продали, получили результат нашего труда и распределили его в коллективе. Сейчас же, для того чтобы выполнить требования закона, необходимо увеличить заработную плату, выплачиваемую за месяц, примерно на 30%, и, соответственно, либо на 35 процентов повысить цену на продукцию, либо сократить 70 человек. Мы пойти на это не можем. Так что, если мы не повысим размер зарплаты, нас накажут. А если мы это сделаем, то… вообще перестанем выплачивать заработную плату. Рынок сложился таким образом, что уровень рентабельности нашей продукции сегодня составляет 3—5 процентов, не более. И когда государство одномоментно повышает стоимость энергоресурсов, материалов, уровень заработной платы... Все это должно отражаться на цене продукции, а наши конкуренты, наоборот, снижают цены, потому что работают в других условиях. Сегодня уровень механизации нашего производства, уровень используемых технологий далеки от совершенства, станки в основной массе выпущены еще в семидесятых — в лучшем случае в восьмидесятых годах прошлого века. Да, мы сегодня вправе закупать материалы без тендеров. Но у нас остались советские установки, структура предприятия. У нас есть социальный блок, нет заработной платы «в конвертах», средний размер зарплаты — полторы тысячи гривен. Мы в разных условиях с теми, кто появился на рынке недавно, образовал несколько ЧП, платит единый налог и рассчитывается со своими сотрудниками «конвертами». Мы не можем с ними конкурировать, потому что более пятидесяти процентов начислений на фонд заработной платы отдаем государству. И вот я объясняю рабочему: я платил бы тебе больше, но государство забирает у меня деньги. А рабочий хочет есть, причем уже сегодня. Существует проблема с кадрами: к нам от конкурентов на более низкую зарплату приходят в основном люди, которым необходимо заработать себе пенсию, ради пенсионных отчислений.
Васильев рассказывает, что симферопольское предприятие необычное, таких на Украине единицы. Есть предприятия, которые занимаются только сборкой оборудования, закупая комплектующие, а здесь все делается с нуля и до конечного продукта. Но станкостроение на Украине и в России практически умерло, и на «Пневматике» вынуждены были заняться диверсификацией производства, то есть определить еще три-четыре иных направления деятельности.
— Идти по пути сокращения численности сотрудников и заниматься только пневматикой — такой путь не имеет права на жизнь, — поясняет директор. — Есть точка, ниже которой численность сотрудников уменьшать нельзя, потому что тогда предприятие превращается в какой-то кооператив, частную лавочку. Промышленное предприятие требует наличия всех циклов, без которых нельзя выпускать высокоинтеллектуальную продукцию.
Сегодня главная задача «Пневматики» — техническое перевооружение. Васильев хочет сделать костяк основных направлений деятельности и потом резко стартовать, но для этого необходимо получить современное европейское, американское, японское оборудование и технологии. Это даст возможность выжить, выпускать конкурентоспособную продукцию, решить кадровый вопрос, то есть привлечь на производство образованных молодых людей. Если сегодня предприятие не сделает шаг к техническому перевооружению, ему не жить, убежден директор.
Кроме пневматики, на заводе начали делать компрессоры и газовые котлы. «Хочешь жить — умей вертеться. Пневматика кормит какую-то часть людей. Но для того, чтобы сохранить коллектив, необходимо что-то еще», — комментирует Васильев по ходу нашей экскурсии. Из немецких блоков здесь делают компрессоры, новое направление деятельности — энергосбережение, то есть выпуск энергосберегающих котлов с высоким КПД. Два таких котла мощностью по 2,5 МВт рассчитаны на 50 тыс. кв. м площади и могут отапливать целый жилой микрорайон. С российскими теплообменниками делают маленькие энергонезависимые котлы, от 17 до 50 КВт. Они сейчас завершают ходовые испытания, вскоре пройдут сертификацию.
Кое-что из нового оборудования на заводе уже установлено и работает, а за деньгами на следующие станки «Пневматика» отправилась... в Японию.
— В прошлом году мы в числе семи предприятий Украины выиграли японский грант на 500 тысяч долларов, с его помощью планируем закупить еще пять единиц серьезного оборудования по экономически очень выгодной схеме, — рассказывает Николай Васильевич. — Но японцы хитрые, они знают, что на Украину дашь денег — украдут, и, чтобы этого не случилось, реализация проекта происходит по очень сложной схеме. В своем бизнес-проекте мы заложили не сумму денег, а пять единиц оборудования для изготовления котлов. Теперь японцы объявили тендер среди мировых компаний на реализацию своих денег. Его выиграла английская фирма, и она будет закупать на мировом рынке за японские деньги для нас оборудование. Наши основные условия: поставка в Симферополь, предмонтаж, обучение персонала, сервисное обслуживание и программное обеспечение. Надеемся уже в этом году получить пять суперсовременных станков. Еще мы выиграли один тендер в Англии, и 13 февраля к нам приедет представитель из Лондона. Дело в том, что Великобритания выделила средства для поиска в Восточной Европе предприятий, в которые можно вкладывать деньги. Британские доноры боятся риска, и, чтобы его уменьшить, Англия помогает им, выделяя деньги на аудит.
Так что теперь на «Пневматике» попытаются убедить и потенциальных английских инвесторов в возможности вкладывать средства в свое предприятие. Помощи от своего государства тут не особенно ждут, главное — чтобы не мешали.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ