Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Третий созыв (1998-2002)

Верховный Совет Крыма: пленарные заседания 3-го созыва (1998-2002)

ПЯТАЯ СЕССИЯ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА (1998-2002гг.)

Пленарное заседание 16 февраля 2000 года

ПАРЛАМЕНТ РАБОТАЕТ В КОНСТРУКТИВНОМ РУСЛЕ

(Газета «Крымские известия» от 17 февраля 2000 года)

16 февраля Председатель Верховной Рады Автономной Республики Крым Леонид Грач открыл пятую сессию крымского парламента третьего созыва и ее первое пленарное заседание.
После вынужденного «простоя», ставшего результатом двухмесячного политического кризиса двух ветвей власти автономии, депутатам пришлось наверстывать упущенное. На февральских пленарных заседаниях планировалось рассмотреть 38 вопросов, однако при формировании повестки дня три из них, касающиеся кадровых перемен в правительстве Крыма и упорядочения пользования охотничьими угодьями, были отклонены.
Депутаты избрали секретариат пятой сессии, утвердили план подготовки нормативно-правовых актов на период ее работы.
Затем они приступили к обсуждению блока вопросов, связанных с изменениями и дополнениями к ряду ранее принятых крымским парламентом нормативно-правовых документов. Эта необходимость была продиктована тем, что в последние месяцы часть депутатов Верховной Рады АРК заявляла о грубом выходе автономии из законодательного поля государства. По их настоянию Главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Украины была проведена экспертная оценка всех принятых в Автономной Республике Крым нормативно-правовых документов, и глава Администрации Президента Украины В. Литвин предложил Верховной Раде АРК привести в соответствие с существующим в Украине законодательством четыре постановления крымского парламента: «О Регламенте Верховной Рады Автономной Республики Крым», «О мерах по усилению кадровой работы в Автономной Республике Крым», «О Крымском доме мира и дружбы народов», «О Счетной палате Верховной Рады Автономной Республики Крым».
Представляя проекты соответствующих постановлений, Председатель. Верховной Рады АРК Леонид Грач пояснил, что нет никакой трагедии в том, что некоторые наши акты подвергаются изменениям. Мы идем по архиважному пути правового урегулирования, синхронизации действий автономии с создающейся правовой базой государства, уточнения объема полномочий республики. К сожалению, не всегда уровень правовой компетенции, в том числе и сидящих в сессионном зале, соответствует этому сложному процессу. Вместе с тем он подчеркнул, что ни одно из упомянутых постановлений не подвергнуто принципиальной корректировке, внесены лишь нюансы стилистического характера, правовой терминологии. Государство фактически признало, что нормотворческая работа крымского парламента соответствует государственным интересам. Доказательством этому служит и тот факт, что предложенные Леонидом Грачом проекты постановлений по вышеназванным вопросам были приняты депутатами практически без обсуждения. Таким образом, депутатский корпус Крыма приобрел опыт правового разрешения возникающих внутри парламента конфликтных ситуаций.
Депутаты заслушали отчет о деятельности Счетной палаты Верховной Рады Автономной Республики Крым в 1999 году, с которым выступил ее председатель Николай Горбатов. Исходя из главной задачи, поставленной перед парламентским аудитом, Счетная палата отслеживала, насколько бережно и рационально использовались в автономии бюджетные средства, то есть средства, поступающие в общую крымскую казну от налогоплательщиков. В результате проведенных за отчетный период проверок выявлены такие недостатки, как низкий уровень компетентности при формировании доходной части бюджетов; несбалансированность местных бюджетов, которую приходилось покрывать из республиканского бюджета, что не планировалось ранее; ухудшение платежеспособности ряда предприятий и рост недоимки; отсутствие системного контроля за прохождением ссуд и инвестиций со стороны исполнительной власти; использование части бюджетных средств не по назначению. По выводам членов коллегии Счетной палаты, допущенные недостатки, а порой и злоупотребления властью привели к тому, что в 1999 году вследствие неэффективного распоряжения финансовыми средствами автономии нанесен ущерб в размере свыше 38 миллионов гривен.
В ходе обсуждения отчета большинство выступающих положительно оценило деятельность Счетной палаты, высказывались пожелания в дальнейшем углублять и совершенствовать анализ прохождения бюджетных средств в республике, предавать широкой гласности выводы и рекомендации коллегии палаты, отрабатывать механизм ее взаимодействия с другими контролирующими организациями. Отчет Счетной палаты Верховной Рады Автономной Республики Крым был утвержден.
На вечернем заседании депутаты продолжили работать по повестке дня.

Пресс-центр Верховной Рады АРК


ПРИЗРАЧНОЕ БЛАГОДУШИЕ

(Газета «Крымское время» от 11 февраля 2000 года)

Читатель, конечно, помнит, сколь громкие бури пронеслись над крымским парламентом с декабря по февраль. А вчера на очередную сессию депутаты, видимо, окончательно обессиленные борьбой, явились достаточно дружно — 84 человека.
Собственно, особого выбора у них и не было. Поступи они иначе — это означало бы конфликт уже с главой государства, который пригрозил: если ВС Крыма до 25 февраля не внесет изменения в четыре нормативно-правовых акта, принятых за последнее время с нарушением законодательства, то он передаст дела в Конституционный суд. А это, знаете ли, чревато. Поэтому Ольга Удовина даже удивилась единодушию депутатов при голосовании за повестку дня: «У нас сегодня такая благодушная атмосфера...»
Впрочем, зубки депутаты, поддерживающие Грача, все же показали, в очередной (пятый? шестой?) раз отказавшись включить в повестку дня вопрос об утверждении вице-премьером Александра Романенко и отказавшись рассматривать вопрос об освобождении Безазиева с должности вице-премьера. Не будет также рассмотрен вопрос об охотничьих угодьях, отодвигаемый в сторону из сессии в сессию. Всего пятая сессия намерена рассмотреть 35 вопросов, большинство из которых — чисто экономические.
Как всегда, даже оправдание за неправомерные действия у Леонида Ивановича превратилось в наступление. Упомянутые четыре решения ВС, которые Президент предложил изменить, не раз обсуждались и на самой сессии, и в прессе, разные люди указывали на их противозаконность. Однако Леонид Грач вчера долго говорил о том, что-де мы молодые-зеленые, не все умеем учитывать, само государство только строится, поэтому неизбежны ошибки, но не по злому они умыслу делаются. И так далее.
Кое-какие решения, впрочем, под эту «дудку» оправдать можно. Но что касается постановления по кадровой политике, по которому, напомним, в руки самого спикера попали мощнейшие рычаги воздействия, его никак нельзя отнести к «недомыслию».
Сессия достаточно быстро справилась с требованиями, изложенными в письме из Киева. Иногда эти изменения выглядели как перестановка абзацев, иногда — как пересказ Конституции. Мы попросили прокомментировать эти действия Сергея Куницына, выступавшего в свое время с их резкой критикой:
— По Счетной палате документ приведен в соответствие с законодательством, а по Регламенту далеко не все исправлено. Например, мы не согласны с тем, что исчез пункт об отчете председателя ВС. Леонид Иванович говорит о том, что он в любом случае зачитывает отчет президиума, а как члена президиума его можно всегда попросить отчитаться. Думай, это не совсем верно. Но самое главное — ВС так и не привел в соответствие с законами Украины постановление по кадровой политике. Я лично голосовал против, потому что по замминистров, руководителям предприятий, зампредседателей республиканских комитетов все осталось по-прежнему.
— То есть политическое содержание этого документа только укрепилось?
— Наверное, так можно сказать. Конституции и Крыма, и Украины дают исчерпывающий перечень должностей, которые подлежат согласованию. А у нас они значительно расширены.
— Как вы думаете, не сочтет ли Президент это отпиской?
— Насколько я знаю, у Президента и главы его администрации была очень жесткая позиция по этому поводу. Посмотрим решения сессии после подписания — уверен, что, если нарушения не будут исправлены, реакция на них из Киева будет неизменно жесткой.
До обеда депутаты успели заслушать и обсудить вопрос об отчете Счетной палаты. По словам ее председателя, Николая Горбатова, правительство нанесло ущерб хозяйству Крыма в сумме 38, 4 миллиона гривен. Однако с этим категорически не согласился премьер-министр. Он ответил практически по каждой цифре, доказав, что правительство не виновно. Значительная часть этой суммы была образована еще до того, как было сформировано это правительство.
«Мы не против того, — сказал Сергей Куницын, — чтобы Счетная палата нас проверяла. Но когда идут необоснованные обвинения о том, что нанесен столь большой ущерб, тогда я говорю о суде. Я не могу согласиться с огульными обвинениями».
Сессия продолжает свою работу.

Наталья ГАВРИЛЕВА


ФРЕЙДИЗМ ПО-ДЕПУТАТСКИ

НА ЭТОТ РАЗ ЧИСЛО ПРОГУЛЬЩИКОВ МЫ НЕ УЗНАЕМ

(Газета «Крымское время» от 18 февраля 2000 года)

Смирившие гордыню депутаты быстро забыли о недавнем бунте на парламентском корабле и вернулись к привычному ритму работы. Впрочем, в среду они даже побили собственный рекорд, рассмотрев до шести вечера все 35 вопросов повестки дня сессии.
Обсуждение отчета Счетной палаты дало прессе немало поводов для иронии. Во-первых, особенно «значительно» на фоне обвинений Совмина в нецелевом использовании 38, 4 миллиона гривен выглядела сумма средств, которую члены палаты сумели вернуть в бюджет республики: 517 гривен (!) — зарплата бухгалтера Совета ветеранов.
Во-вторых, обличительно-поучительные речи депутатов были наполнены фрейдистскими мотивами. Сплошные «члены», «органы» — «хоть в миниатюре, но законодательные...» Виктор ПОПОВ, глава комиссии по экологии: «Счетной палате всего девять месяцев. Могут у нее быть просчеты? Могут!» — а потому исполнительная власть к ним «должна по-отечески относиться, а не становиться в вызывающую позу». Прямо Эдипов комплекс какой-то! Кстати, к вопросу об отеческом отношении: именно на средства Совмина (около полусотни тысяч гривен) палата обзавелась автотранспортом для поездок по автономии. Эти затраты, по словам Афанасия Иванова, «полностью окупаются». Где и как — не уточнил, правда.

* * *

Слово «приватизация» членам фракции «Коммунисты и народовластие» режет слух. «Это факт», как выражается «заслуженный юрист АРК» и полковник милиции Афанасий ИВАНОВ. Но что депутаты даже список объектов, не подлежащих приватизации, не примут — этого мы не ожидали. Тот же Афанасий Яковлевич потребовал его расширить и дополнить. Так что, естественно, и перечень предприятий на приватизацию в 2000 году тоже отправили на доработку. В общем, непонятно, как Фонд имущества АРК умудрится выполнить план по доходам от продаж в 2000 году. По словам и. о. главы ФИАРК Ивана АТЛАСОВА, требуемая сумма составляет «под 20 миллионов гривен»...
Верховный Совет совершил и благое дело - принял обращение к Верховной Раде и Президенту Украины о закреплении в госсобственности контрольного пакета акций Крымского содового завода. Завод содержится в десятке ведущих стратегических предприятий страны, на полной приватизации которых настаивает МВФ, а потому его название постоянно всплывает в кабминовских решениях о продаже.
Крымский премьер Сергей КУНИЦЫН неоднократно обращался к Президенту с требованиями защитить завод и вместе с ним Красноперекопск по его словам, в планах западных инвесторов, в случае приватизации, стоит практически мгновенное увольнение двух из трех тысяч его работников.
Опасность закрытия завода после прихода инвестора подтвердил и директор завода Кирилл ТРАНДАФИЛ. Он заявил, что при том, что строительство подобного завода по западным меркам оценивается в $300 миллионов, официальная балансовая стоимость КСЗ составляет всего около 183 миллионов гривен (без учета уникальнейшей ресурсной базы). В данное время, по его словам, «имущество завода описывается за неплатежи в бюджет и продается за бесценок: заводской «Икарус» оценен в 7 или 8 тысяч гривен, тогда как столько стоят одни колеса!»

* * *

Информацию Евгения МАКСИМЕНКО, главы мандатной комиссии ВС, о том, как исправно депутаты посещали заседания на четвертой сессии, фракция коммунистов попыталась использовать для того, чтобы обличить его как одного из зачинщиков парламентского кризиса. Как, мол, мог председатель комиссии по регламенту нарушать оный документ и бойкотировать сессию? На это Евгений Владимирович заметил, что заседания Президиума он, между прочим, посещал дисциплинированнее всех остальных его членов. И предложил опубликовать список злостных прогульщиков (пропустивших более трети пленарных заседаний) в парламентской газете. К слову, эта форма воспитательной работы, примененная летом, уже подействовала. По словам Максименко, теперь ни одного дня без уважительной причины не пропустили 68 депутатов — втрое больше, чем на третьей сессии.
Однако на этот раз от публикации ВС почему-то предпочел воздержаться. Уж не потому ли, что из-за нее в газете не хватит места для очередных эпохалок пресс-секретаря спикера?..

Кира ИВАНОВА


С ЗАБОТОЙ О СОХРАНЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ КРЫМА

(Газета «Крымские известия» от 19 февраля 2000 года)

16 февраля на вечернем заседании крымский парламент закончил обсуждение вопросов, включенных в повестку дня.
Эффективная работа депутатов со всей очевидностью показала преимущества принятого в июле 1998 года Регламента Верховной Рады Автономной Республики Крым, согласно которому проекты всех решений, выносимых на пленарные обсуждения, должны предварительно обсуждаться на заседаниях комиссий, а также проходить предварительную юридическую и экономическую экспертизу. Как выяснилось в результате скрупулезного его изучения юристами Администрации Президента Украины, Регламент, вызывающий острую критику руководства Совета министров Крыма, части депутатов, содержит современные международные нормы, которых не было в соответствующем документе Верховной Рады Украины и которые сейчас взяты на вооружение украинским парламентом. Это в первую очередь относится к требованию не вносить на так называемой «популистской волне» в повестку дня сессий проекты, требующие дополнительного финансирования, не предусмотренного бюджетом.
Депутаты рассмотрели и вынесли решения по 29 вопросам. Значительная их часть касалась упорядочения управления региональной собственностью.
Так, на ближайшее время определена судьба акционерного общества «Крымхлеб» — предприятия, находящегося в составе имущества Автономной Республики Крым, отчисляющего немалые платежи в республиканский бюджет и позволяющего сохранять стабильные цены на крымский хлеб. Согласно принятому постановлению, приостановка продажи пакета акций «Крымхлеба», принадлежащих автономии, продлена до 31 декабря 2000 года.
С целью расширения возможности влияния на государственную строительную политику, более эффективного управления имеющимися в Крыму строительными мощностями решено включить в Перечень открытых акционерных обществ строительных организаций, пакеты акций которых закреплены в качестве имущества Автономной Республики Крым, — ОАО «Карьер «Мраморный», ОАО «Хозрасчетное строительное управление» и ОАО «Строймеханизация». Единодушны были депутаты и при обсуждении проблем акционерного общества «Крымский содовый завод», контрольный пакет акций которого выставлен на торги, что создает опасность изъятия его из государственной собственности со всеми вытекающими негативными для Красноперекопска, Крыма и в целом для Украины последствиями. Верховная Рада автономии приняла обращение к украинскому парламенту и Президенту Украины с просьбой закрепить «Крымсоду» в государственной собственности.
Принято постановление, которым предусматривается обеспечение сохранности аэродромных комплексов в поселках Мирный и Октябрьское и дальнейшее использование их имущества.
В связи с негативными тенденциями в развитии коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Крыма, многочисленными жалобами населения республики на возрастание тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые этими отраслями, и невозможность их оплачивать из-за снижения доходов парламент рассмотрел вопрос о мерах, направленных на преодоление складывающейся ситуации. В принятом по этому поводу постановлении, в частности, Совету министров Крыма предложено добиться исключения возможностей для монопольных образований этой сферы компенсировать собственные непроизводительные затраты за счет платежей граждан.
Острую социальную направленность имеет и ряд других принятых депутатами постановлении. Так, обсудив состояние лифтового хозяйства в республике, они утвердили меры, стабилизирующие работу специализированного управления «Крымлифт» и повышающие надежность эксплуатации в городах и поселках Крыма вертикального транспорта. Поддержана также региональная программа медико-социальных противотуберкулезных мероприятии. В принятом документе указывается, что при утверждении бюджета автономии отдельной строкой предусматривать финансирование фтизиатрической службы республики.
Депутатский корпус утвердил Программу восстановления и обеспечения сохранности защитных лесонасаждений, рассчитанную на четыре года, и новое Положение о порядке рассмотрения в Верховной Раде Крыма вопросов об изъятии и предоставлении земельных участков, отменив ранее действующий нормативный документ. Рассмотрен также ряд вопросов, связанных с улучшением экологического состояния полуострова, сохранностью достопримечательных и природно-заповедных мест республики.
По представлению председателя Верховного суда АРК депутаты избрали сроком на пять лет народных заседателей Верховного суда Крыма.
Была заслушана информация об участии депутатов Верховной Рады АРК в пленарных заседаниях и работе постоянных комиссий в период четвертой сессии.
Закрывая февральское пленарное заседание парламента, Председатель Верховной Рады АРК Л. Грач поблагодарил коллег за плодотворную работу и выразил пожелание, чтобы и впредь она велась в спокойном конструктивном русле. Следующее пленарное заседание пятой сессии состоится 15—17 марта.

Пресс-центр Верховной Рады АРК

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla