Верховная Рада Украины приняла проект Закона, предлагающего ввести уголовную ответственность за самозахваты
(Газета «Авдет» от 16 сентября 2006 года)
На прошедшей неделе Верховная Рада Украины в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-Процессуальный кодексы Украины относительно ответственности за самовольный захват земельного участка». Если данный законопроект вступит в силу, то самовольное занятие участка может грозить сроком до шести лет.
И снова всё то же, и снова всё те же
Законопроект, ожидающий второго чтения, был разработан и вынесен на рассмотрение народным депутатом Леонидом Грачом. При имени автора законопроекта можно вспомнить не только его «неравнодушное отношение» к крымским татарам, но и печально известный конфликт в Симеизе, который разгорелся, в том числе и вокруг земли, отошедшей экс-зятю Грача. А предлагаемый нардепом проект - мощное средство, чтобы защитить непрозрачно выделенные земли от посягательств крымских татар.
Закон, вынесенный Грачом на обсуждение, является шестым по аналогичному вопросу. Последний раз попытка провести схожий закон принималась народным депутатом, бывшим главой Севастопольской горадминистрации Сергеем Ивановым в марте 2004. Тогда Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины предлагало его отклонить, и по результатам рассмотрения украинским парламентом он не был принят.
Согласно грачовскому законопроекту, самовольное занятие земельного участка карается исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года или штрафом от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов. Группе лиц, договорившейся о захвате заранее, грозит срок от трех до пяти лет. Организаторы и участники группового занятия земель должны быть арестованы на срок до шести месяцев или наказаны ограничением свободы до трех лет, либо лишением свободы на такой же срок. Если же при этом был нанесен существенный ущерб предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным гражданам, то «посадить» могут и на шесть лет.
В первом чтении за принятие такого закона проголосовало большинство членов фракций Партии регионов, Блока Юлии Тимошенко, коммунисты и социалисты.
Мнение Грача
Главным обоснованием важности данного законопроекта её автор назвал необходимость совершенствования системы государственного управления земельными ресурсами, контроля над их охраной и использованием.
«Целью внесения изменений в Уголовный кодекс Украины является усиление ответственности за нарушение земельного законодательства, поскольку эффективность применения санкций за самовольное занимание земельного участка, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, является очень низкой, а этот вид правонарушения приобретает всё большее распространение, - говорится в объяснительной записке к проекту закона. - Реально повлиять на такую негативную тенденцию лишь административными действиями невозможно». При наложении административного взыскания человек платит штраф и продолжает занимать претендуемую территорию. После этого повторно наложить штраф в течение года невозможно. Из этого автор документа делает вывод, что административное взыскание правонарушения не останавливает, а, следовательно, необходимо ввести уголовную ответственность за самовольное занимание земельных участков. В объяснительной записке также отмечена сложность правового механизма принудительного освобождения самовольно занятого участка. Из-за этого, отмечает автор записки, в большинстве случаев закон продолжает нарушаться. «Распространение такого вида правонарушений на всей территории Украины говорит о его повышенной общественной опасности, - делает вывод автор документа. - Принятие закона даст возможность защитить владельцев земельных участков и землепользователей от преступных посягательств на земельные участки, которые находятся в их собственности или пользовании, обеспечить реализацию прав владения, пользования и распоряжения земельными участками».
В объяснительной записке также прогнозируется, что принятие закона об ответственности за самозахваты приведет к уменьшению правонарушений в сфере землепользования и принесет пользу бюджету за счет дополнительных поступлений от уплаты земельного налога и арендной платы.
Выводы экспертов
Специалисты Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины с эффективностью предложенных Леонидом Грачом методов не согласны. Эксперты отмечают, что между предложенными ранее проектами по ужесточению мер за самовольное занятие земель и нынешним законопроектом нет принципиальной разницы, и предлагают проект Грача отклонить.
Максимальный размер штрафа в 170 гривен, по мнению автора законопроекта, неэффективен. «Но зачем устанавливать уголовную ответственность за самовольное занятие земельного участка, внедрять организационно сложный, длительный и связанный со значительными финансовыми расходами уголовно-процессуальный механизм расследования,
судебного разбирательства уголовных дел и выполнения приговоров, если ничто не мешает законодателю просто существенно увеличить размер штрафа?» - вопрошают эксперты.
Они также отмечают, что необходимость установления именно уголовной ответственности за рассматриваемое правонарушение ничем не подтверждается. Без статистических данных о лицах, которые были привлечены к административной ответственности за самовольное занятие земель, а затем продолжали пользоваться участком, любые слова о неэффективности такого наказания являются голословными. Специалисты Главного научно-экспертного управления напоминают, что привлечение к уголовной ответственности является крайней мерой, которая должна применяться лишь в случаях, когда других предусмотренных законодательством мероприятий, которые употребляются для борьбы с этим правонарушением, явно недостаточно.
Уголовную ответственность, по мнению экспертов, всё же можно применить, но только в тех случаях, когда самовольно захвачены земельные участки, расположенные в заповедниках, на территориях и объектах естественно-заповедного фонда, а также если размер захваченного участка больше одного гектара. «Предусматривать же ее за самовольное использование небольших (5-6 соток) участков запущенных земель, из которых кормятся семьи, которые, возможно, не имеют никакого другого дохода, на наш взгляд, аморально (напомним, что бедность в Украине еще не преодолена)», - отмечают эксперты.
Кроме того, специалисты главного научно-экспертного управления заявляют, что рассматриваемый законопроект не может быть взят за основу и по той причине, что он не согласован с Уголовным кодексом и содержит существенные недостатки технико-юридического характера.
Радость правоохранителей
А вот для крымской милиции принятие в первом чтении законопроекта Грача стало праздником. Как бодро сообщили в Центре общественных связей Главного управления МВД в Крыму, принятие этого законопроекта в перспективе намного облегчит работу крымских правоохранителей по стабилизации криминогенной обстановки на полуострове.
Крымские милиционеры вторят Грачу, заявляя, что «уплатив штраф, самозахватчики со спокойной совестью продолжают пользоваться незаконно занятой землей, поскольку повторно привлечь их к ответственности за эти же правонарушения в течение года невозможно».
Несмотря на то, что предложенный Леонидом Грачом законопроект ещё не принят, в крымском главке уже планируют отработать соответствующую программу с участием правоохранительных органов, юридических служб автономии и Кабинета Министров в Крыму.
«Остается надеяться, что многих принятие этого законопроекта заставит задуматься!» - заявляют в Центре общественных связей.
В крымской прокуратуре считают, что не всё так радужно. Как прокомментировал принятие в первом чтении вышеуказанного законопроекта прокурор АРК Виктор Шемчук, введение уголовной ответственности за самозахваты земли остудит горячие головы, но надеяться, как на панацею, на одни только репрессивные методы не стоит.
По сообщению пресс-службы прокуратуры АРК, Шемчук заявил, что проблему нужно решать в комплексе. «По поручению Президента проанализировано исполнение в автономии Законов Украины и Указов Президента страны, - отметил прокурор Крыма. - Например, в 1997 году, кстати, в бытность спикером Крымского парламента Анатолия Гриценко, было принято очень разумное решение о резервировании земель для выделения возвращающимся на родину репатриантам. Подобных документов, которые впоследствии игнорировались местными властями, мы имеем целый список. Я опасаюсь, что в результате разрубить «гордиев узел» снова предложат правоохранителям. Мы надеемся на взаимопонимание и сотрудничество с местными советами, ведь мы не можем заменить власть, которая должна выполнять свои обещания и обязанности».
Виктор Шемчук не отрицает необходимости ввести уголовную ответственность за самозахваты, но в то же время выражает уверенность, что наболевшую земельную проблему можно решить только после введения прозрачного и честного рынка земли.
Шемчук также прокомментировал недавнее заявление Гриценко о необходимости борьбы со злоупотреблениями в земельной сфере путем придания гласности всех уголовных дел в сфере земельных отношений. «Неужели сам автор заявления верит, что страх огласки остановит преступника, когда все реалии сегодняшнего дня - отсутствие земельного кадастра, самодеятельность чиновников на местах и т.п., будут потворствовать совершению преступлений? - вопрошает Шемчук. - Нам хотелось бы верить, что огласка остановит хотя бы принятие Верховной Радой и Советом министров ряда решений о выделении земли под «хатынки» и «дачки», а прокуратуре не придется судиться с властью по вопросам незаконного выделения земли под различные «укрепительные» сооружения».
Рустем ХАН