Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
С

УЗНАЮТ ЛИ КРЫМЧАНЕ ПРАВДА?

(Газета «С места происшествия» от 2-8 июня 2005 года)

Большой интерес у жителей Крыма вызвала прошедшая недавно в Симферополе пресс-конференция бывшего председателя ВС Крыма Евгения Супрунюка. На ней речь шла о делах десятилетней давности. Для многих молодых журналистов эта тема оказалась настолько далекой историей, что сама пресс-конференция превратилась фактически в диалог между бывшим спикером крымского парламента Евгением Супрунюком и российским писателем и журналистом, собственным корреспондентом Фонда Защиты Гласности в Украине Марком Агатовым, автором трех документальных книг о новейшей истории Крыма. 

Для того, чтобы прояснить позицию писателя, мы попросили его ответить на несколько вопросов. 

- Давно вы знакомы с Евгением Супрунюком? 

- В 1994 году я был аккредитован в Верховном Совете АРК в качестве корреспондента российской газеты «КоммерсантЪ». Писал о работе парламента, изучал деятельность высших должностных лиц Крыма, руководителей правоохранительных органов. Понятно, что и Евгений Супрунюк после его избрания председателем ВС Крыма стал объектом изучения. 

- Говорят, что вам удалось собрать весьма подробное досье на бывшего спикера. 

- Я располагаю практически всеми материалами, касающимися деятельности Супрунюка как в Крыму, так и в республике Коми. Часть из них опубликована на сайте www.compromat-crimea.kiev.ua. 

- Супрунюк в письме президенту Украины В. Ющенко утверждает, что стал жертвой политических преследований со стороны «некоторых оставшихся чиновников старой власти». А в 1998 году его вызвал к себе министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко и «потребовал отказаться от участия в выборах в Верховную Раду Украины в пользу кандидата В. Хорошковского, который (по утверждению Ю. Кравченко) являлся согласованной с Президентом Л. Кучмой кандидатурой от «партии власти»... Ю. Кравченко предупредил меня: если я не выполню этого требования, то «он найдет способ: за что и как «упаковать» меня и членов моей семьи»... 

- Я не присутствовал при этом разговоре, поэтому не буду его комментировать, в то же время могу подтвердить, что выборы в Верховную Раду Украины 1998 года были такие же «грязные», как и президентские 2004 года. Угрозы, шантаж, слив компромата - это обычное дело для «украинской демократии». Лично ко мне тогда обращался один из сотрудников представительства Президента Украины в Крыму с просьбой предоставить компромат на Супрунюка. 

- И вы передали это досье? 

- Нет. Я российский журналист и из принципиальных соображений никогда не сотрудничал с органами власти Украины. Но разговор такой был. Я не исключаю, что правоохранительные органы Украины взяли в разработку Супрунюка в связи с выборами в Верховную Раду Украины. 

- Значит, он - жертва политических репрессий? 

- А вот на этот вопрос должна ответить прокуратура. На пресс-конференции Евгения Супрунюка я сказал, что нужно провести проверку законности действий не только сотрудников милиции и прокуратуры, но и самого Супрунюка. Дело в том, что большая часть обвинений основана на показаниях его брата Сергея Кущенко. Это он сообщил следователям о том, что нападение на Сергея Цекова было организовано Евгением Супрунюком, а после ареста одного из «хулиганов» гражданин К, стал шантажировать Супрунюка, вымогал у него деньги, что, в конце концов, и привело к убийству. Есть вступивший в законную силу приговор. Сергей Кущенко отбывает наказание по этому делу. Один из нападавших на Сергея Цекова отсидел отмеренный ему судом срок, и этот приговор также никем не опротестован. До сих пор не наказан и «заказчик» нападения на Сергея Цекова, хотя в приговоре суда им назван Евгений Супрунюк. И вот, для того, чтобы решить, виновен Супрунюк или нет, надо, прежде всего, разобраться с нападением на Сергея Цекова. 

- Евгений Супрунюк заявил на пресс-конференции, что он будет добиваться пересмотра уголовного дела брата «по вновь открывшимся обстоятельствам». 

- Я не знаю, что это за обстоятельства, а на пресс-конференции о них Супрунюк говорить не стал, но доказать невиновность его брата в убийстве будет весьма сложно. Это дело уже изучали в Верховном Суде Украины и вину Кущенко признали доказанной. Повторяю, приговор вступил в законную силу, и пока суд его не отменит, говорить о невиновности Кущенко преждевременно. 

- На пресс-конференции Евгений Супрунюк упоминал и об убийстве Дмитрия Гольдича. 

- Это еще одна нераскрытая тайна прошлого века. До сих пор не установлены исполнители и «заказчики» убийства одного из помощников Евгения Супрунюка Дмитрия Гольдича. Супрунюк заявил на пресс-конференции, что располагает информацией, которая может вывести на след преступников. Именно поэтому я предложил бывшему спикеру свою помощь в установлении истины. На мой взгляд, надо добиться возобновления расследования по всем этим делам. Причем, следствие должно быть полностью независимым от политической конъюнктуры. Я полагаю, что правоохранители виноваты в том, что на скамье подсудимых оказался Сергей Кущенко. Если бы после нападения на Сергея Цекова расследование дела вели в строгом соответствии с законом, а к ответственности был привлечен и второй нападавший на депутата ВР Крыма, то гражданин К. остался бы жив, так как у него просто не было бы возможности шантажировать Супрунюка. Но кто-то всесильный, похоже, дал команду «спустить все дело на тормозах», что и было с успехом исполнено. К этому выводу можно прийти, изучив материалы уголовного дела и весьма мягкий приговор в отношении «хулигана», совершившего нападение на Сергея Цекова. Этот приговор явно не соответствовал тяжести содеянного. 

- На пресс-конференции Евгений Супрунюк говорил, что располагает информацией о том, кто «заказывал» убийство Леонида Грача. 

- Я полагаю, что прокуратура по этому публичному заявлению должна возбудить уголовное дело и провести полноценное расследование, так как речь идет об особо тяжком преступлении. Если эта информация подтвердится, то «высокопоставленный представитель прежней власти» должен понести наказание в соответствии с законом. 

- Вы не жалеете, что написали книгу о Супрунюке? 

- Нет. Все, что я написал, соответствовало действительности, и на сегодняшний день эта информация не опровергнута. Книга была написана на основе официальных документов и материалов уголовного дела, причем, я без каких-либо искажений весьма подробно цитировал в судебном очерке показания брата Супрунюка Сергея Кущенко. Судите сами. 

Во время допроса Сергей Кущенко рассказал следователю, какие поручения приходилось ему выполнять. 

«... В октября 1995 года Довбня просил меня, как водителя, подвезти их на машине к месту избиения Цекова, к его дому... Но я от этого отказался... На другой день Довбня и Козлов избили Цекова. Довбня был сразу же задержан на месте преступления, а вот Козлову удалось убежать, и на другой день он пришел ко мне и стал требовать деньги от Супрунюка (или от меня, разницы не было, так как Супрунюк - мой брат), чтобы он мог уехать из Крыма и чтобы его не вычислили и не задержали. В противном случае, если его задержат и будут бить, то он расскажет все, т. е. сознается в избиении Цекова, и скажет еще и то, что заказал это избиение Супрунюк. Я рассказал обо всем этом своему брату Супрунюку Евгению, который, поразмыслив, дал мне 2000 долларов США, и я их передал Козлову в тот же день. Это было 10 октября, а уже 11 октября мы вместе с Козловым уехали в Одессу, где жили 7-8 дней, и Козлов спустил все доллары на выпивку и женщин... Мы вынуждены были вернуться в Симферополь. В начале ноября 1995 года я уже был оформлен и работал в качестве сотрудника личной охраны Председателя ВС Крыма, т. е. своего брата Супрунюка Е. В. Дежурил по неделям... На тренировке растянул связки и был болен, больничный не брал. Передвигался я с тросточкой, поэтому Козлову говорил, чтобы он подождал немного, станет лучше, найду ему деньги. Но Козлов надоедал, появлялся у меня дома постоянно, требуя деньги. Наконец, в первых числах декабря Супрунюк, зная от меня, что Козлов не успокаивается, продолжает шантажировать, все-таки решил и дал мне для передачи Козлову требуемые 5000 долларов, все сотенными купюрами. 

... Мы с Козловым заранее договорились о том, что 4 декабря утром встретимся у меня дома, я передам деньги и отвезу его в Ялту, откуда он уедет на теплоходе в Россию. Я взял у Супрунюка автомашину «Москвич-2141» красного цвета для того, чтобы отвезти Козлова в Ялту... В машине я сразу отдал ему 5000 долларов. 

В бутылку водки, которую пил Козлов по дороге в Ялту, я вылил две ампулы клофелина, приняв решение избавиться от него, так как понял, что 5000 долларов Козлову снова хватит ненадолго, значит, выход у меня был только один. 

... Не доезжая до Ялты, мы заехали на пустырь, расположенный над Ялтинским грузовым портом, за поворотом на гостиницу «Ялта» Козлов вышел из машины, и я выстрелил ему в затылок. Пуля вышла над левым глазом. Козлов упал замертво. Я забрал из его куртки 5000 долларов и повез труп на дачу в село Белое. 

... Я привез труп в багажнике машины на дачу в село Белое Симферопольского района. Там, в старом доме, хозяйственным самодельным ножом отчленил голову и кисти рук, чтобы труп не был идентифицирован и опознан. Привез части тела в район Симферопольского водохранилища. Погода была отвратительная. Шел то дождь, то какая-то снежная крупа или мокрый снег с перерывами. Земля была влажная. Там я стал жечь труп, обливая его бензином небольшими порциями, чтобы не было сильного пламени, которое могло привлечь внимание людей. Но сжечь труп не удавалось, горел он плохо. Я бросил все и оставил туловище на том же месте, а голову и практически полностью сгоревшие кисти рук отвез сначала на дачу, где взял лопату, так как решил голову закопать где-то подальше в лесу. Но потом надумал поехать в Красногвардейский район, где знал укромные безлюдные лесопосадки, и там закопать голову Козлова. Было уже темно и поздно. Голову завернул в какие-то тряпки, возможно, одежду Козлова. Кожаную куртку и остальные вещи сжег в орешнике, а что оставалось в разных местах - не помню где. Приехал в лесополосу, расположенную возле полей, неподалеку от дороги, проходившей между селами Пятихатка и Ровное Красногвардейского района, и там закопал голову прямо в тряпках, не разворачивая, в землю на глубину 15-20 сантиметров.

В тот же вечер я заезжал еще на работу к Супрунюку, который очень часто работал до поздней ночи. И я ему все рассказал о всех событиях того дня, в том числе и об убийстве Козлова. Я ему отдал все 5000 долларов, которые забрал у Козлова после убийства». («Карманный спикер», газета «Тюрьма и воля» от 18 марта 1999 года). 

А из этих показаний следовало, что Супрунюк подвергался шантажу, у него вымогали деньги, и бывший спикер парламента знал об убийстве шантажиста. Кроме этого, Кущенко утверждал на следствии, что Супрунюка никто не похищал и не избивал. Сам же Евгений Владимирович скрывался от правоохранительных органов в России и не делал попыток опровергнуть показания своего брата. Но сегодня ситуация изменилась, у Евгения Супрунюка есть возможность не только попытаться доказать свою невиновность, но и помочь правоохранителям раскрыть ряд резонансных преступлений прежних лет. 

- На пресс-конференции вы задали Супрунюку весьма неожиданный вопрос: «Каковы ваши взаимоотношения с ФСБ России?». Похоже, он растерялся и не сразу смог на него ответить. Вы намекали на «особые отношения» бывшего спикера со спецслужбами России? 

- Шпиономанией я не страдаю. Но меня удивил тот факт, что Супрунюк длительное время, находясь в международном розыске, проживал в России под своей настоящей фамилией. Его «не замечали» даже после того, как я через Генконсульство РФ в Симферополе направил информационные запросы в ФСБ и МВД России. 

- Вы хотите сказать, что у Супрунюка в России имелись всесильные покровители? 

- Гадать на кофейной гуще я не привык. В данном случае я предлагаю Прокуратуре Российской Федерации проверить, насколько законно действовали правоохранительные органы в отношении находившегося в розыске гражданина Украины. Это особенно актуально стало именно сейчас, когда несколько весьма состоятельных украинских граждан, объявленных в международный розыск, перебрались в Россию. Я полагаю, что не должно быть двойных стандартов, когда разыскиваемого украинской милицией мелкого воришку весьма оперативно отлавливают в России, а местонахождение объявленных в международный розыск бывших высокопоставленных чиновников сопредельного государства не могут установить годами. 

- Ваши книги о крымских политиках сопровождают громкие скандалы и судебные процессы... Причем «жертвами» Агатова себя объявляют высшие должностные лица полуострова: спикер парламента, премьер-министр. Что вами движет: личная ненависть к этим людям или попытка рассказать правду о них? И получат ли отражение на страницах новой книги Марка Агатова «вновь открывшиеся обстоятельства» в деле Евгения Супрунюка? 

- Я пишу только о публичных политиках, занимающих высшие должностные посты в Автономии. От их деятельности зависит жизнь, здоровье и благосостояние многих людей. Избиратели должны знать все о тех, кого они наделили правом руководить Автономией. Вместо того, чтобы воевать с журналистами и бегать по судам, я бы посоветовал этим господам думать перед тем, как они принимают то или иное незаконное решение. По материалам моих журналистских расследований возбуждены уголовные дела в отношении высокопоставленных сотрудников крымского Совмина и их близких родственников, которые сейчас расследуются Прокуратурой АРК. Но не это главное в моей работе. Я считаю важнейшей обязанностью парламентского журналиста говорить правду о том, что происходит в Верховной Раде и Совмине Крыма. Те, кто принимает сегодня незаконные решения, должны знать, что их предательство, трусость и подлость не останутся незамеченными, а за совершенные преступления рано или поздно им придется ответить в суде. В настоящее время я готовлю к изданию книгу «Новейшая история Крыма глазами российского журналиста». В этой работе будут широко представлены документальные материалы о руководителях Крыма, правоохранителях, лидерах оргпреступных группировок, депутатах ВР Крыма, журналистах, правозащитниках. А в разделе, посвященном бывшему спикеру крымского парламента Евгению Супрунюку, найдется место представленным им документам, проливающим свет на недавнее прошлое Крыма. Думаю, что история жизни Евгения Супрунюка будет весьма поучительной для тех, кто сегодня рвется во властные кабинеты и пытается услужить новым хозяевам, голосуя за незаконные решения.

Интервью записал Александр ИВАНОВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla