Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Партии

Политические партии и общественные организации

В НДКТ ПРОИЗОШЕЛ РАСКОЛ

(Газета «Голос Крыма» от 5 мая 2000 года)

В совмещенных №3-4 газеты «Арекет» от 29 февраля 2000 г. было распространено Заявление региональной встречи национального движения крымских татар (НДКТ) от 26.02.2000 г., в котором отмечается, что «государство в период кризиса своей политики ищет и находит новые способы и фигуры исполнителей для дезориентации, раздробления и подавления НДКТ». Далее в документе подчеркивается, что в таком неблаговидном качестве проявила себя «группа лиц во главе с В.Абдураимовым, Г.Баевым, С.Усеиновым и Л.Валиевым, которые, используя налаженный в результате двухкратной подачи иска контакт с некоторыми иностранными посольствами, пошла на скрытые от Движения сепаратные действия: прикрываясь именем НДКТ, получить денежную сумму на осуществление собственного группового коммерческого проекта».

В конце пространного Заявления отмечается, что «граждане В.Абдураимов, Г.Баев, Р.Касаев и другие открыто нарушили пятый пункт Наказа народа, поставив себя вне движения», также за рамки движения вывели себя те, кто подписал Протокол № 1 в с. Победное (19.02.2000 г.). Мы попросили В.Абдураимова дать пояснения по поводу этого Заявления.

— Что произошло в рядах НДКТ, что послужило поводом для размежевания тех, кто поддерживает вас, и группы, которая выпустила два последних номера вестника «Арекет»? В чем все-таки кроется, причина ваших разногласий?

— Как это ни странно, главная причина того, что произошло — выход НДКТ из состояния глубокого организационно-идейного кризиса и поиска, в котором оно находилось с осени 1993 года после злодейского убийства Юрия Османова. Долгих пять лет понадобилось Движению, чтобы собраться с силами, проанализировать ситуацию, разобраться в интригах, плетущихся против народа и НДКТ. Разобрались, провели 53-ю Генеральную (всенародную) встречу представителей (17-18 октября 1998 г., г. Симферополь), развернули подписную кампанию под иском с требованием созыва международного трибунала по расследованию всех преступлений, совершенных против крымскотатарского народа и, наконец, доставили документы и собранные под иском более двадцати тысяч подписей адресатам: ООН, Парламентской Ассамблее Совета Европы, Организации Исламская Конференция, Лиге Арабских Государств, странам СНГ. Кстати, недавнее рассмотрение крымскотатарского вопроса в Страсбурге, выработанные там рекомендации - это первая реакция международного сообщества на наш иск. И это только первый шаг. На новый уровень издания вышел информационный вестник НДКТ «Арекет», что сделало его еще более интересным и востребованным широкими кругами крымской, и не только, общественности. То есть «Арекет» становился не просто газетой, а действенным инструментом воздействия на массовое сознание и фактором бесструктурного управления общественными и политическими процессами в Крыму и Украине. Мы поставили задачу консолидировать не только собственную национальную общину, но и все крымское сообщество, отказавшись от идеологии бескомпромиссной борьбы и конфронтации (прежде всего внутри крымскотатарской общины). Взяли на вооружение идеологию диалога и конструктивного сотрудничества со всеми субъектами и объектами крымской политики, понимая, что только на этой основе возможно решение крымскотатарского вопроса. Суть его — в восстановлении национальной целостности, компактности, государственности, прав и состояний крымскотатарского народа, как того требует его Наказ своим представителям, чего мы будем последовательно добиваться. Ломая тесные рамки национальной замкнутости, НДКТ стало одним из инициаторов начала широкого внутрикрымского диалога по поиску взаимоприемлемой безопасной модели развития Крыма как части общей геополитической и социокультурной системы, в которой есть достойное место всем субъектам «островного» сообщества: и крымским татарам, и русским, и украинцам.

Такая позиция НДКТ по крымскому вопросу объективно противоречит конституционно закрепленной государственной доктрине официального Киева, пытающегося в противовес существующим в стране реалиям строить в Украине унитарное государство. Не получится, конечно. Но таков официальный курс Киева. Так вот, пока НДКТ было замкнуто на самом себе, занималось сугубо «внутритатарскими» разборками и только декларировало свою оппозиционность Киеву и Симферополю, оно не представляло серьезной угрозы ни для кого и никем не принималось всерьез. Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Инициативы НДКТ более чем предметны, они ломают привычные схемы управления крымским регионом. Поэтому Движение опять стало объектом нападок и обструкции. Поскольку внешнее воздействие только бы консолидировало как само Движение, так и народ вокруг него, то был использован классический, не раз испытанный метод - привнесение конфликта внутрь, с целью «заболтать» инициативы, увести от полезного дела участников Движения, раздробить силы, дискредитировать Движение, что, собственно, и было сделано. В таких случаях всегда находятся слабые люди, чьими руками это делается. Как правило, «инициаторов» бывает не так много, один-два, остальные «по инерции» втягиваются в конфликт, выйти из которого потом бывает совсем не просто.

Если же подойти с формальной точки зрения, то все выглядит абсолютно тривиально. Собственно, и конфликта как такового не было и нет. В полном соответствии со своими полномочиями Информационная рабочая группа (ИРГ) НДКТ на своей открытой встрече 15 января, в с. Приветное Кировского района приняла решение «в связи с нарушением принципа подотчетности и подконтрольности, неявкой на специально созванную встречу ИРГ для полного отчета о финансово-хозяйственной деятельности за период с 1994 по 2000 годы, недостойное морально-этическое поведение, дискредитацию Движения, непрофессионализм и неумение работать в современных условиях признать работу Меметова Сейдамета в качестве управделами неудовлетворительной и выразить ему недоверие». Это решение ИРГ родилось не на пустом месте и не спонтанно. Тому есть серьезные основания и конкретные веские причины. Несмотря на то, что ИРГ и все реально действующие региональные инициативные группы оказали Меметову недоверие, это решение им оспаривается. А пока, пользуясь тем, что у него на хранении находятся юридические реквизиты НДКТ (печать, доступ к расчетному счету, учредительные документы и т. д.), которыми в настоящий момент Меметов пользуется незаконно, он и Джемалединов Юсуф, директор фирмы «Адет», спровоцировали ничем не обоснованные нападки на меня и других членов ИРГ, в том числе и на страницах двух последних совмещенных номеров лже- «Арекета». Почему лже- «Арекета»? Да потому, что шесть членов ИРГ, двум из которых, Меметову и Джемалединову, официально выражено недоверие, смеют выступать от имени всей Информационной рабочей группы, всего Движения, выдавая собственные измышления как позицию всего НДКТ.

— Есть ли у вас доступ к тому же «Арекету» или другим СМИ, читаемым крымскими татарами, чтобы публично выразить свою позицию?

— Несмотря на то, что с 15 января решением встречи ИРГ я назначен и. о. главного редактора газеты «Арекет», доступа к изданию до сих пор у меня нет. Этот вопрос сейчас в стадии правового решения. До тех пор, пока информационный вестник НДКТ «Арекет» фактически захвачен группой самозванцев, нельзя всерьез воспринимать то, что публикуется на его страницах, хотя ответственности за такую «самодеятельность» с них никто не снимал и снимать не собирается. Из других же средств массовой информации ваша газета первой обратилась ко мне с просьбой прокомментировать случившееся, за что я вам благодарен. Нельзя сказать, что у меня вообще не было возможности публично отреагировать на клевету и инсинуации Меметова и К°. У меня достаточно много хороших друзей и знакомых среди редакторов и журналистов ведущих крымских, и не только, СМИ. Просто у меня не было и нет никакого желания ввязываться в абсолютно бесплодные дискуссии с людьми, ставшими балластом в Движении. Зачем же опять наступать на старые грабли, втягиваясь в очередные «внутритатарские» разборки? Есть оппоненты посерьезнее...

— Кто является инициатором обвинений, выдвинутых против вас?

— Думаю, меня и моих товарищей, в целом НДКТ «заказали» последователи тех, кто ответственен за геноцид и другие преступления, совершенные в отношении крымскотатарского народа, кто сегодня препятствует восстановлению его национальной целостности, компактности, государственности, прав и состояний, те, кому выгодно насаждать на полуострове ксенофобию, возбуждать национальную и религиозную нетерпимость с тем, чтобы, не считаясь с интересами живущих в Крыму людей, управлять Крымом по принципу: «После меня — хоть потоп!».

— Ваша позиция всегда была достаточно жесткой в отношении Меджлиса. Сохранилась ли она в такой хранилась ли она в такой форме и по сей день или пересматривается с учетом реалий жизни? Президент контактирует с Меджлисом, местные власти также вынуждены работать с ним...

— Мой ответ на этот вопрос, видимо, многих разочарует и прежде всего Президента. Я по-прежнему не считаю Меджлис самостоятельным субъектом крымской политики. Он как был, так и остался послушным инструментом, посредством которого украинское государство манипулирует и управляет крымскими татарами так, как это ему выгодно. Мифы, которые довольно долго искусственно поддерживались в головах людей, с одной стороны, что Меджлис — это единственный единый полномочный представительный орган крымскотатарского народа, а с другой — что это крайне радикальная экстремистская незаконная организация крымских татар (то есть и сами крымские татары словно все экстремисты и вне закона), сегодня тают на глазах. Только в Киеве все еще продолжают забавляться любимой игрушкой, да в Совмине Крыма. Этот инструмент был хорош, когда надо было создать у крымских татар иллюзию наличия у них собственной татарской власти, а среди славянского населения Крыма — страшилку, вот, мол, что ожидает вас, если будете выступать против существующей власти. Ни те, ни другие при этом от таких «властей» ничего не получили. Жизнь не стала лучше, жизнь не стала радостней...

Историю перехитрить не удастся. В Крыму будет иметь перспективы только одна, единая для всех власть, в которой есть место и представителям крымскотатарского народа, и славянского населения, и представленных на полуострове национальных групп и общин, объединенных одной благородной целью сделать наш благодатный край регионом устойчивого развития, конструктивного сотрудничества, мирного безопасного совместного жития славян и тюрок, православных христиан и мусульман-суннитов, регионом, гармонично вписанным в глобальную мировую систему. Никакая отдельная «татарская», а равно «русская», «украинская» или безликая «территориальная» администрации здесь не будут иметь никакого разумного смысла.

Поэтому, я думаю, «эпоха» Меджлиса заканчивается. Это вовсе не означает, что заканчивается эпоха людей, которые по тем или иным причинам были причастны к Меджлису. У каждого человека всегда есть шанс проявить себя в новых условиях. Если кто-либо будет востребован обществом, тот всегда сможет реализовать себя в том или ином качестве, в том числе и на ниве служения крымскотатарскому народу. При этом вовсе не обязательно быть членом Меджлиса или коммунистической партии.

— Контактируете ли вы с теми, кто по различным причинам ушли из Меджлиса, которые заявляют, что они против нынешнего руководства Меджлиса, но не против, в принципе, института Меджлиса. Есть ли у вас с ними общие точки соприкосновения?

— За более чем десять лет активного участия в национальном движении и публичной политике у меня сложился достаточно устойчивый круг друзей, соратников, единомышленников. Но круг моих интересов и контактов, конечно же, шире и не ограничивается только полем НДКТ. Если было бы так, то это тоже означало бы определенную замкнутость. Я знаком со многими людьми, которые прошли достаточно горькую школу Меджлиса, и почем зря клянут его сегодня. Есть и те, которые действительно считают институт Меджлиса полезной и необходимой народу структурой, занятой не совсем достойными людьми. Это их мнение, их позиция. Если у меня по данному конкретному вопросу отличная, чем у них, позиция, почему нельзя контактировать и даже, если хотите, сотрудничать там, где подходы и видение вопросов близки? И в этом плане НДКТ открыто для диалога и конструктивного сотрудничества со всеми, кто искренне болеет за Крым и готов внести свою посильную лепту во благо его жителей. Крымскотатарский народ — малочисленный народ. И если мы хотим сохраниться как нация, сохранить свою идентичность, национальные и культурные ценности, пора прекратить заниматься самобичеванием и самоуничижением. Мы должны научиться прежде всего по-человечески общаться друг с другом. Надо наладить постоянно действующий открытый диалог внутри общины, не замыкаясь в себе, видеть и слышать соседей, чувствовать их проблемы и страхи. Но начать надо, конечно, с себя. Научимся говорить друг с другом — будем услышаны и другими. В этом я твердо убежден.

— Что вы думаете о национальном движении, его перспективах, нынешнем этапе НДКТ? Не лучше ли участвовать в выборах нового состава Курултая, если выборы делегатов Курултая совместят с выборами депутатов Верховной Рады АРК 2002 года?

- НДКТ как одна из форм политического волеизъявления крымскотатарского народа в отсутствии каких-либо государственных форм самоорганизации убедительно доказало свою жизнеспособность и эффективность в решении поставленных историей и самой жизнью задач во второй половине XX века. Построенное по сетевому принципу (типа Интернета) НДКТ наименее подвержено внешнему воздействию и в этом смысле совершенно самостоятельно в выборе путей развития и при решении конкретных задач. Возможности для развития сетевых систем не ограничены. Поэтому перспективы Движения, как и Интернета, самые радужные. Более того, мне кажется, именно такая форма организации обществ и государств позволит всему человечеству сделать прорыв к совершенно новым возможностям для самореализации каждой цивилизации, каждого народа-нации, каждого человеческого индивидуума... Нынешний этап НДКТ прежде всего неразрывно связан с осмыслением происходящих глобальных процессов, как они отражаются на Крыме и месте Крыма в мировой системе координат во всем многообразии его внешних и внутренних связей. Только ясное понимание и видение места крымскотатарского народа во всей этой сложной многоуровневой системе позволит с перспективой смотреть в будущее. Только тогда имеет смысл конкретизировать и решать более приземленные тактические задачи.

После всего сказанного как-то даже неловко возвращаться к разговору о Курултае и Меджлисе. А что касается выборов 2002 года, то надо консолидировать все силы народа с тем, чтобы добиться и получить, наконец, достойное представительство в реальных структурах власти, в том числе и путем максимального использования возможностей современных выборных технологий. Мы должны показать, что крымские татары не только умеют хорошо митинговать, но и вполне цивилизованно конкурировать в рамках закона и по тем правилам, по которым живет цивилизованное общество.

Беседу вел Р. БУЛАТ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla