Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Мост

Мост через Керченский пролив

МОСТ ЧЕРЕЗ ПРОЛИВ: ВЫБОР ПРОЕКТА

(Газета «Крымские известия» от 12 июня 2007 года)

В крымском парламенте под председательством спикера Анатолия Гриценко состоялась презентация проекта моста через Керченский пролив. Новую разработку двух вариантов моста представил директор российской фирмы ООО «ПСФ «Спецфундаментстрой» (г. Геленджик) Георгий Дьяченко. На презентации присутствовали заместитель Председателя Верховной Рады АРК Михаил Бахарев, председатель Постоянной комиссии ВР АРК мандатной, по депутатской этике, организации работы Верховной Рады и средствам массовой информации Григорий Иоффе, первый заместитель главы Совета министров АРК Азиз Абдуллаев, председатель Республиканского комитета по охране окружающей природной среды Евгений Бубнов и другие официальные лица, представители научно-технической интеллигенции, журналисты.

ДАВНЯЯ МЕЧТА

Через Керченский пролив проходит граница не только между двумя государствами — Украиной и Россией, но и континентами — Азией и Европой. Издавна людей, живущих на крымском и таманском берегах, объединяли и родственные узы, и стремление к общению, торговле, сотрудничеству, и мечта о том, что в будущем будет сооружен мост, который упростит возможность контактов.

 Ныне появилась возможность для ее воплощения в интересах взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между Украиной, Россией и другими государствами, в том числе Черноморья и Средиземноморья. Сейчас в районе пролива действуют государственная судоходная компания «Керченская паромная переправа», перевозящая пассажиров, автотранспорт, и почти три года назад созданное предприятие «ТИС-Крым», задействованное на транспортировке грузов в вагонах и цистернах. Но по прогнозам экспертов, после строительства моста пассажиро- и грузопотоки через Керченский пролив значительно увеличатся.

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ — ОПТИМАЛЬНЫЙ

Представив директора ООО «ПСФ «Спецфундаментстрой» кандидата технических наук Георгия Игнатьевича Дьяченко, Анатолий Гриценко сообщил о том, что ранее с участием разработчиков, ученых и практиков были уже рассмотрены два проекта строительства транспортного перехода через пролив.

 — Оба они, в том числе и разработанный в Киевском институте имени Е. Патона, оказались слишком сложными, капитало- и трудозатратными, для их реализации потребовалось бы длительное время, — констатировал спикер. — Киевляне предложили строительство двух тоннелей под дном Керченского пролива протяженностью 15 километров. Причем автотранспорт по ним двигался бы не своим ходом, а перемещался на специальных платформах. В противном случае пришлось бы монтировать еще и мощную вентиляционную систему для очистки воздуха от выхлопных газов. Стоимость проекта — 1,5 миллиарда долларов. Проект, предложенный фирмой «Спецфундаментстрой», в три раза дешевле и может быть реализован в сравнительно короткие сроки. Поэтому он для нас наиболее оптимальный и привлекательный.

 Экономическая целесообразность строительства моста не вызывает сомнений. В этом объекте заинтересованы не только Украина и Россия, но и Казахстан, азиатские, закавказские и европейские страны. Проявляют интерес Корея и Япония, ибо откроется кратчайший транспортный коридор из Азии в Европу. Например, для грузов из Краснодарского края в Херсонскую область, идущих через мост, расстояние сократится на 450 километров. Мост будет востребован и затраты на его сооружение быстро окупятся.

УБЕДИТЕЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

Прежде чем перейти к характеристике будущего моста (были представлены макеты моста двух модификаций: арочный и с обычными пролетами), Георгий Дьяченко рассказал, что возглавляемая им проектно-строительная фирма имеет богатый опыт сооружения крупных гидротехнических объектов.

— За полтора года по заказу объединения «Тольятти—Азот» мы в порту Тамань с использованием 280-тонного крана (при его массе 208 тонн) построили морскую эстакаду длиной в 2,5 километра. Сейчас коллектив фирмы трудится на строительстве крупнейшего терминала по перевалке угля в порту Ванино. Обладая знаниями и опытом, владея современными технологиями строительства и использования прочных материалов, мы способны реализовать проект моста через Керченский пролив. Не смущает нас и тот факт, что при максимальной глубине Азовского моря 10 метров (в Керчь-Еникальском судоходном канале —16 метров) слой ила 70 метров. У нас есть технические возможности для закрепления свай несущих опор моста на глубину 15—20 метров твердых материковых пород, что гарантирует высокую прочность конструкции, в том числе с учетом сейсмичности данного района на границе тектонических плит.

Длина моста составит 4,5 километра, высота над поверхностью воды — 50 метров, что позволит судам типа «Волга—Дон» свободно, с запасом 8 метров, проходить под его пролетами. Пролеты между опорами составят 33 метра. На мосту будут две полосы для одностороннего движения автотранспорта (каждая шириной в 7,5 метра), а также одна колея железнодорожного полотна. Считаю, что этого достаточно, так как расстояние в 4,5 километра состав преодолеет за 3—4 минуты. По личному указанию мэра Москвы Юрия Лужкова в конструкции моста предусмотрены три коридора 7х3,3 метра для последующей прокладки водовода для подачи в Крым воды из реки Кубань. А нефтепровод до Феодосийского нефтетерминала в целях техногенной безопасности предполагается проложить по дну моря.

Стоимость моста, который при подготовительном периоде шесть месяцев фирма способна построить за два года, оценивается в 480 миллионов долларов.

ЭКОЛОГИЯ И ФИНАНСЫ

Анатолий Гриценко и Георгий Дьяченко ответили на вопросы журналистов относительно экологической безопасности объекта и источников финансирования.

 — Перед утверждением и реализацией проекта будут проведены проектно-изыскательские и другие работы, ряд экспертиз, в том числе и экологическая, — сообщил Председатель Верховной Рады АРК. — Для экологии, обитания рыбы и других водных живых ресурсов строительство моста не представляет серьезной угрозы. На мой взгляд, больший ущерб приносит перевалка грузов (более 4 млн т) в южной части Керченского пролива по схеме «борт-борт», что ведет к загрязнению акватории. Что касается финансов, то это могут быть средства из бюджетов Правительства Москвы, Краснодарского края и Автономной Республики Крым на принципах долевого участия. Не исключен вариант концессии, то есть использования средств крупного инвестора.

 Этот факт подтвердил Г. Дьяченко, отметивший, что такие средства найдутся в бюджете Москвы. Ведь, по его мнению, когда стоимость предлагаемых проектов составляла 1,5—2 млрд долл., то это вынуждало каждую из сторон-участниц проекта вносить свою долю, что создавало трудности. Главное, чтобы на высшем уровне, между главами государств и правительствами России и Украины, были достигнуты соглашения.

 — Со стороны Кабинета Министров Украины и лично премьер-министра Виктора Януковича поддержка обеспечена, — заверил А. Гриценко. — Параллельно с обсуждением предлагаемых проектов мы обеспечиваем их политическое продвижение, вносим предложение в центральные органы власти Украины, занимаемся поиском потенциальных и надежных инвесторов, то есть содействуем сокращению периода до практической реализации. Есть, конечно, проблемы, связанные с тем, что до сих пор не проведена демаркация государственной границы по Азовскому морю и Керченскому проливу, не определен статус приграничных коммуникаций, и другие. Но при наличии доброй воли с обеих сторон эти проблемы вполне разрешимы.

Владимир ЖУКОВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla