Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Криминал

Криминальная ситуация в Крыму

СИСТЕМЫ «ВИРТУАЛЬНЫЕ»

Прокуратура заинтересовалась

(Газета «Крымское время» от 22 июня 2000 года)

Скандал, связанный с задержанием и освобождением из-под стражи министра финансов Крыма Людмилы Денисовой продолжается. Уголовное дело против министра прекращено. Киевское начальство объявило взыскания должностным лицам прокуратуры АРК.

Масла в огонь подлило заявление Денисовой, которое она сделала 13 июня в интервью корреспонденту газеты «День»: «Я буду подавать в суд иск к прокуратуре Крыма о защите чести и достоинства, я считаю, что мое задержание было незаконным, а возбуждение уголовного дела необоснованным».

Людмила Денисова также обвинила прокуратуру в «дестабилизации экономической ситуации». По мнению главы Минфина, это делается для того, чтобы не дать правительству «улучшить ситуацию в экономике» — с этой целью «они стали уничтожать «прогрессивную», «исключающую всякие злоупотребления» систему электронных платежей. «Их не устраивает прозрачность системы», — заявила Денисова.

С другой стороны, судя по материалу Татьяны Коробовой «Афера», появившемуся в июньском номере (№ 5) газеты «Севастопольский меридиан», одной из главных причин того, что с ней произошло, министр считает желание некоторых известных в автономии людей скрыть крупномасштабную аферу с облигациями Крымского республиканского займа, выпущенными в 1996 году. В результате этой «операции», как полагают Денисова и Коробова, около 250 миллионов долларов ушло в течение трех лет за рубеж через оффшорные компании.

Вырисовывается весьма любопытная картина. В 1996 году крымское правительство по поручению Верховного Совета придумало Крымский республиканский займ — и в итоге, по мнению Денисовой, Коробовой и «независимых экспертов», на которых ссылается последняя, почти 250 миллионов долларов были извлечены из карманов крымчан и отправлены на счета в зарубежных банках.

Три года спустя новое правительство придумало новую «панацею» для многострадального крымского бюджета в виде системы электронных платежей. «Прелести» этого нововведения в полной мере допытали на себе работники бюджетной сферы, ставшие обладателями пластиковых карт ООО «Объединенная платежная система Украины» (ОПСУ). Именно этой коммерческой структуре, уставный капитал которой на 99% сформирован швейцарскими фирмами, Минфин доверил роль оператора на крымском рынке электронных платежей. О проверке деятельности ОПСУ по преимуществу и шла речь на пресс-конференции, состоявшейся в субботу в прокуратуре Крыма.

Итак, уставный капитал ООО «Объединенная платежная система Украины», согласно данным, озвученным на пресс-конференции начальником отдела надзора за соблюдением и применением закона прокуратуры АРК Олегом Геращенко, составляет 10 тысяч гривен и распределен следующим образом:

— АО «МИИТ С. А.», Швейцария — 7. 200 гривен, или 72%

— АО «Гроузако», Швейцария — 2. 700 гривен, или 27%

— МП «Черноморское рекламно-информационное агентство», г. Симферополь — 90 гривен, или 9%

— Акционерный банк «Крымкредит», г. Симферополь, — 10 гривен, или 0, 1%. (Кстати, этот лопнувший банк фигурирует в деле о пропаже почти миллиона долларов пенсионных средств, которое расследуется прокуратурой, — но об этом чуть позже).

Полагаю, крымчанам будет интересно узнать, что, по информации прокуратуры, за предоставленные услуги коммерческая структура с уставным капиталом в 10 тысяч гривен получила в течение четырех месяцев 2, 6 миллиона гривен. Это 1, 5% суммы электронных операций за период с 21. 12. 99 г. по 01. 04, 2000 г. Для сравнения: месячный фонд заработной платы РКБ им. Семашко составляет 500 тысяч гривен. Но еще интереснее то, что эта прибыль, согласно уставу ООО, распределяется между его членами пропорционально их долям в уставном фонде. То есть 99% указанной суммы по праву принадлежит швейцарским; «операторам». А чтобы они работали еще лучше, ОПСУ передали купленные за бюджетные деньги компьютеры, которые предназначались для Минздрава и Минобразования.

Однако это еще не все. Как явствует из выступления на пресс-конференции начальника управления прямых и косвенных налогов с юридических лиц ГНА Ольги Солодовниковой, ОПСУ имеет право продавать долговые обязательства. Продажа осуществлялась с дисконтом, который, по словам Солодовниковой, достигал 25 процентов. Осуществлять такого рода операции ОПСУ имело возможность благодаря суммам, полученным в качестве оплаты за услуги по электронным платежам.

Ольга Солодовникова провела для журналистов небольшой экономический «ликбез», пытаясь объяснить, как работает этот механизм. Схема, судя по ее объяснениям, получается примерно такая: допустим, некий субъект предпринимательской деятельности должен заплатить в бюджет 100 у. е. акцизного сбора. Он покупает у ОПСУ долговое обязательство за 70 у. е. (деньги попадают на счет «операторов») — и за это ему дают обязательство погасить в электронной форме задолженность перед бюджетом в размере 100 у. е.

В результате, как считают в ГНА и прокуратуре, бюджет становится все более «виртуальным» (или, если угодно, «электронным»). Таким образом проблема неплатежей, по большому счету, не решается, а наоборот — усугубляется. А потом неизбежно наступает момент, когда врачу, учителю, журналисту или пенсионеру предлагают пластиковый суррогат и говорят: «Берите, это ведь все-таки лучше, чем ничего». И тогда электронная спираль выходит на новый виток.

О «популярности» электронных платежей в «широких народных массах» красноречиво говорит следующий факт, приведенный в прокурорском пресс-релизе: «За январь-май 2000 г. на территории АР Крым данным способом получения пенсий воспользовались 16 (шестнадцать) пенсионеров».

Зато все остальные участники «процесса» довольны: правительство рапортует о сокращении задолженности по зарплате и коммунальным платежам, предприниматель тихо радуется, что заглатил 70 у. е. налогов вместо ста или сбыл втридорога залежалый товар, а швейцарские фирмы зарабатывают свои «кровные» миллионы. Все нормально. Все законно. И главное — совершенно прозрачно.

Я не случайно акцентирую внимание на этих обстоятельствах, ибо, по утверждению должностных лиц прокуратуры, на сегодняшний день никаких уголовных дел в отношении должностных лиц ОПСУ или же по фактам злоупотреблений не возбуждено. Ольга Солодовникова пообещала, что цифры, акты и факты, на основании которых должно приниматься решение о возбуждении (или невозбуждении) дела, будут уже в ближайшие недели.

А теперь к вопросу о прозрачности системы. Заместитель начальника КРУ в АРК Владимир Левандовский сообщил журналистам, что «операторы» почему-то вот уже целую неделю не допускают к себе проверяющих, которые вознамерились рассмотреть получше их «прозрачную» систему.

Новый руководитель пресс-службы прокуратуры Алексей Сикорский в порядке юридического «ликбеза» заявил на пресс-конференции, что существование системы электронных платежей противоречит статьям 60 и 26 (4) Закона о бюджете на 2000 год и даже зачитал выдержки из последней: «Запретить осуществление оплаты труда работникам бюджетных организаций и выплату пенсий, в том числе за прошедшие годы, в неденежной форме». (Это на заметку всем гражданам, получающим жалованье или пенсии натуроплатой).

Кроме того, в поручении Президента Украины премьеру Ющенко от 28. 04. 2000 г. сказано: «Обеспечить дальнейшее ограничение безденежных форм бюджетных расчетов и усиление ответственности руководителей экономических служб за их проведение. Провести служебное расследование фактов осуществления в 2000 году несанкционированных правительством безденежных бюджетных расчетов и привлечь к ответственности лиц, которые допустили нарушение бюджетной дисциплины».

Наконец, «КВ» уже цитировало высказывание министра финансов Игоря Митюкова о системе электронных расчетов: «Минфин Украины не рекомендует этот механизм для тиражирования в других регионах... Я глубоко убежден, что это тупиковый путь решения проблемы задолженности».

В то же время в своем интервью газете «День» Людмила Денисова заявила, что Минфин Крыма получил разрешение на использование системы в 2000 году от ГНА Украины и... министра финансов Украины. Без комментариев.

Так или иначе, но судьбу инструкции о введении в действие электронных систем расчетов предстоит решать Верховному суду АРК.

А теперь есть смысл сказать несколько слов об исчезновении в 1996-1997 годах почти миллиона пенсионных долларов — поскольку, во-первых, именно этим объясняла прокуратура свои претензии к Денисовой, а во-вторых, в деле фигурирует банк «Крымкредит», один из учредителей ОПСУ. Еще раз позволю себе дословно процитировать отрывок из пресс-релиза прокуратуры: «... Крымским республиканским управлением Пенсионного фонда Украины (начальник управления — Денисова Л. Л.) в 1996-1997 годах, в нарушение требований действующего законодательства Украины, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения, осуществлен прием от предприятий-должников векселей Министерства финансов АР Крым на сумму 8, 7 млн. грн. при наличии задолженности перед фондом в сумме 7, 9 млн. грн.

В дальнейшем задолженность предприятия была списана, векселя переданы акционерному банку «Крымкредит», который обязался их реализовать, а денежные средства перечислить в Пенсионный фонд в размере задолженности — 7, 9 млн. грн. Указанные векселя банк реализовал и получил в качестве вознаграждения дисконт в сумме 797, 7 тыс. грн., но денежные средства банком в полном объеме в Пенсионный фонд перечислены не были, и на момент его ликвидации 01. 03. 99 г. непогашенная задолженность банка перед фондом, не учитывая дисконта, составила 3 млн. 455 тыс. 589 грн. (на момент ликвидации банка задолженность 000 «Объединенная платежная система Украины» перед АБ «Крымкредит» за полученные векселя Минфина составляла более 1 миллиона гривен).

Прокуратурой Крыма 18 августа 1999 года возбуждено уголовное дело по факту халатности, повлекшей тяжкие последствия со стороны должностных лиц Крымского республиканского управления Пенсионного фонда Украины (следственным отделом производится предварительное следствие).

Почему этим вопросом не интересуется пресса? Где почти миллион долларов пенсионных средств?..»

Пресса в лице «КВ» интересуется этим вопросом. И просит, нет, просто требует ответа на этот вопрос. «КВ» также просит прокуратуру, ГНА и КРУ проинформировать нас о результатах проверки ООО «Объединенная платежная система Украины». Наконец, «КВ» просит правоохранителей дать оценку информации об афере с облигациями Крымского республиканского займа, стоившей крымскому бюджету почти 250 миллионов долларов, — о чем писала Татьяна Коробова. «Можно ли предполагать, что это — оказание услуг предприятиям Украины по уходу от уплаты налогов?» — такой вопрос задает Коробова правоохранителям, имея в виду деятельность структур, занимавшихся операциями с облигациями займа. Учитывая все то, что прозвучало на пресс-конференции в прокуратуре из уст должностных лиц, мы вправе задать такой же вопрос, имея в виду вполне легальную и узаконенную деятельность ОПСУ. Все остальные вопросы мы зададим позже: после того, как будут известны результаты проверок. А впрочем, кое-что можно спросить уже сейчас: не являются ли авторами всех этих «блестящих» идей одни и те же люди, покинувшие солнечный полуостров и пребывающие ныне под сенью швейцарских Альп? Или под сенью уютных особняков одноэтажной Америки...»

Олег МАРКЕЛОВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla