Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
К

"К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ... СИЛУ? "

(Газета «Свободный Крым» от 6 мая 1995 года)

15 апреля 1995 года в Симферополе состоялся Учредительный съезд Союза офицеров крымских татар «Арбий бирлиги». В работе съезда приняло участие более 80-ти делегатов, из них 14 офицеров проходит действительную военную службу.

По  свидетельству  прессы («Крымская газета» 72 (700) от 21.04.1995 г.), основные задачи Союза — подготовка призывников к службе в Вооруженных Силах Украины, содействие в возвращении на свою историческую родину военнослужащих, в настоящее время проходящих службу в странах СНГ, а также в обустройстве и адаптации их на новом месте службы. 

В другой газете — «Голос Крыма» 16 (75) от 21.04.1995 г. отражен более широкий спектр задач, стоящих перед Союзом — помимо социально-бытовых  проблем офицеров и их семей и подготовки призывников к службе обозначена тема необходимости создания в Крыму мусульманских частей. 

Так что же все-таки происходило на съезде? 

Председатель Временного комитета съезда полковник С. Таиров выступил с докладом «Основные цепи, задачи съезда». 

В нем, в частности, говорилось, что в городах и районах республики созданы отделения будущего Союза офицеров. Одной из причин создания Союза офицеров крымских татар является существование в Крыму Союза русских офицеров «Честь имею» (при этом не было уточнено, что названная организация объединяет офицеров запаса и демобилизованных, но не офицеров действующей армии). 

В задачи Союза офицеров крымских татар (как явствует из доклада, входят: подготовка призывников к службе в Вооруженных Силах, их социальная защита, способствование (по согласованию с Минобороны Украины) возрождения отдельных воинских частей национальной (т. в. крымскотатарской) гвардии в составе Вооруженных Сил Украины и др. 

В своей деятельности Союз будет руководствоваться Конституцией и Законами Украины и решениями Меджлиса. А как же Конституция и Законы Республики Крым? О них почему-то не сказано ни слова. Очевидно, разгадку следует искать в политике, проводимой Меджлисом. Эта организация категорически не желает оформить свой юридический статус и зарегистрироваться в официальном порядке в Минюсте Крыма. 

Целью Меджлиса, зафиксированной в официальных документах организации, провозглашается, что — Крым является национальной территорией крымскотатарского мародере которой только он обладает правом на самоопределение, и ставится задача создания национального крымскотатарского государства, причем земля и природные ресурсы Крыма «являются основой национального богатства крымскотатарского народа» и «не могут использоваться помимо воли и согласия крымскотатарского народа». 

Курултай (Меджлис) в своих документах отказался признать Конституцию Республики Крым. По существу Меджлис претендует на особый статус параллельного, а в перспективе, с преобразованием Крыма в национальное государство, и единственного органа государственной власти Республики Крым. 

По мнению политологов и идеологов Меджлиса, свой вклад в осуществление этой цели может и должна внести Украина. 

Из выступлений на съезде: 

Абдолитов: «Крымская АССР в 1991 году была создана по территориальному признаку в составе Украины, и теперь Украина кусает локти, жалеет, что Крымская Республика создана не по национальному признаку, по которому желал крымскотатарский народ. 

Нашему Союзу нужно добиваться создания мусульманских частей, и Украина должна это хорошо уяснить». 

Сомневаться в том, что Украина жалеет о свершившемся 20 января 1991 года референдуме, на основании результатов которого была воссоздана Крымская Республика, не приходится. По этому поводу неоднократно звучали заявления Вячеслава Черновила и других «демократов», исповедующих национал-имперскую идеологию. 

В настоящее время, когда Верховный Совет Украины отменил Конституцию и ряд Законов Республики Крым и лишил республику права собственности на землю и природные ресурсы, поставлены под вопрос деятельность Верховного Совета Крыма, да и само существование Республики Крым, можно не сомневаться, что вопрос о восстановлении национально-территориальной государственности крымских татар на территории всего Крыма будет поставлен. 

И это нашло свое подтверждение в выступлениях делегатов съезда Союза офицеров крымских татар. 

Полковник Куртиев, член Меджлиса: «Я призываю всех к главному — быть вместе с народом нашим, помочь ему соорганизоваться, чтобы наш крымскотатарский народ твердо встал на ноги. Всем вам надо вливаться в национально-освободительную борьбу крымских татар, которые являются коренной нацией, тысячелетиями создававшейся здесь, в Крыму. 

Нашей с вами задачей является добиться такого положения, чтобы наши дети служили в мусульманских частях, где могли бы соблюдать шариат». 

Подполковник Халилов: «Одной из задач будущего Союза должна быть подготовка молодежи для учебы в военно-учебных заведениях, чтобы наша молодежь составляла костяк (?) будущих мусульманских частей, которые будут создаваться здесь, в Крыму». 

Из приведенных выступлений можно сделать вывод: 

1. С образованием Союза офицеров крымских татар у Меджлиса появилась еще одна организованная сила, на которую он может опереться в нужный для него момент, например, для реализации своей основной задачи — создания национального крымскотатарского государства. 

2. Одна из главных задач, которую ставит перед собой Союз,— добиваться создания мусульманских частей. 

Можно не сомневаться, что Украина пойдет навстречу этим пожеланиям и решит-таки вопрос о прохождении воинской службы призывниками— крымскими татарами на территории Крыма в мусульманских частях. 

В период с мая 1992 г. по май 1994 г. Комитет солдатских матерей Республики Крым добивался от Верховного Совета Крыма прошлого созыва, Минобороны и ВС Украины принятия решения о прохождении воинской службы крымчанами (вне зависимости от их национальной принадлежности) на территории Крыма. Но, увы! решение принято не было. 

20 мая 1994 г. вновь избранный Верховный Совет Крыма принял постановление «О прохождении срочной службы гражданами Республики Крым», в котором в соответствии со ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины...» и ст. 7 Закона Украины «О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым» от 30. 06. 1992 г. предлагалось: «... Осуществлять призыв для прохождения срочной службы в части, дислоцирующейся на территории Крыма...» Необходимо отметить, что депутаты фракции «Курултай» в голосовании участие не принимали. 

Несмотря на принятое постановление, правительство Крыма, возглавляемое А. Франчуком, которому сессия ВС Крыма неоднократно поручала договориться с Минобороны Украины по данному вопросу, ничего не предприняло для реализации постановления. В конце марта 1995 года все решилось «естественным» путем — Верховный Совет Украины отменил постановление, а заодно и свой закон. 

Что же касается создания мусульманских частей, то очевидно, что власти Украины поддержат это предложение, и рано или поздно исламские части в Крыму будут сформированы. Очень уж велик соблазн для определенных сил в Украине создать конфликтную ситуацию в Республике Крым, разыграв крымскотатарскую карту. 

Похоже, что трагедия, разыгравшаяся в Югославии, ничему не научила горячие головы на Украине да и руководство Меджлиса тоже. А ведь очевидно, что югославский  конфликт  порожден стремлением ряда этнических групп реализовать в многонациональном обществе свое, исключительное право на самоопределение путем размежевания. 

Кстати, в международном сообществе (на которое так любят ссылаться) предполагается соблюдение принципа «развитие прав одного не может происходить за счет ущемления прав иных этнических групп». Будет ли это услышано на Украине и в Крыму? 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

При написании статьи я старалась не высказывать своего отношения к излагаемым фактам, пытаясь проанализировать сложившуюся ситуацию и найти выход из нее. Говорят, надежда умирает последней. Вот и я надеюсь, что мы сможем, проявив выдержку и консолидировав наши усилия, решить общие для крымчан проблемы правовым путем. И основание для подобных надежд дает наша совместная деятельность в парламенте вместе с депутатами фракции «Курултай». Несмотря на различные, зачастую полярные идеологические позиции и разный подход к решению проблем, мы находим приемлемые для большинства решения. Наиболее ярким подтверждением тому может служить принятие Закона о выборах в местные Советы. Мне было интересно работать в комиссии по законодательству вместе с Н. Бекировым и А. Абдурешитовым. Это компетентные специалисты, имеющие высокую степень профессиональной подготовки. И жаль видеть, как рушится возникшее взаимопонимание, разводя нас по разные стороны. 

Во всем происходящем вижу три основных фактора: 

— Внешний фактор. Ситуация нестабильности в Крыму инспирируется провокационной деятельностью спецслужб, действующих в интересах определенных сил на Украине. Это и дискредитация властей Крыма, и деструктивная деятельность средств массовой информации, постоянно насаждающих мнение о «российской экспансии», «руке Москвы» и т. п. То есть используется старый как мир принцип: «Разделяй и властвуй» — вот нас и разделяют. 

Внутренние факторы: 

— радикализм некоторых руководителей Меджлиса, с которым вынуждены считаться депутаты от фракции «Курултай»; 

— четко обозначенная заинтересованность ПЭВК и близких к ней коммерческих структур в бесконтрольном проведении приватизации и распределение крымской собственности в своих личных интересах. А рыба, как известно, лучше ловится в мутной воде. Поэтому-то и провоцируется ситуация (не без участия заинтересованных лиц в коридорах власти Украины) создания конфликта. И дай нам всем, Бог, мудрости и выдержки противостоять этим отнюдь не благим намерениям.

И. о. председателя Симферопольской городской организации РПК/РДК, 

депутат Верховного Совета Крыма 

Н. КРАСНОВСКАЯ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla