(Газета «Крымская правда» от 6 июля 2000 года)
Сегодня в Верховном Совете Украины будет рассматриваться в первом чтении важнейший законопроект - Земельный Кодекс Украины. А накануне в Киеве состоялось совещание по этому вопросу под председательством главы украинского парламента Ивана Плюща, на котором выступил и зам, председателя ВС Крыма Юрий КОРНИЛОВ. Мы попросили Юрия Петровича рассказать о том, что же представляет собой проект Земельного Кодекса Украины и о том, учтена ли в нем специфика Крыма?
- Проведение на Украине широкомасштабной административной реформы, реформирования права собственности на землю требуют определения четкого порядка осуществления правоотношений между государством, Автономной Республикой Крым, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами.
Вопросы реформирования права собственности на землю особенно остро ощущаются в АРК в связи с возвращением ранее депортированных граждан. Эти правоотношения и должны быть урегулированы в Земельном Кодексе Украины.
Однако в проекте не нашли отражения вопросы, которые касаются собственности АРК (республиканской) на землю. Понятие собственности Автономной Республики Крым не противоречит Конституции Украины.
Статьей 138 Конституции Украины к ведению Автономной Республики Крым относится управление имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым. Принадлежность имущества предусматривает осуществление права собственности на это имущество, поскольку в соответствии со статьей 4 Закона Украины «О собственности» собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Частью 2 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым, которая утверждена Законом Украины и имеет силу Закона Украины, определено, что Верховный Совет Автономной Республики Крым как представительный орган республики осуществляет права собственника на землю и природные ресурсы в пределах территории Автономной Республики Крым, за исключением земель и природных ресурсов, отнесенных к государственной собственности, собственности местного самоуправления физических и юридических лиц.
Однако разработчики проекта совершенно не учли эти положения.
Собственность АРК на землю - это собственность территориального коллектива граждан Украины, которые постоянно проживают в Крыму, от имени которых права собственника осуществляет Верховный Совет автономии как представительный орган.
Мы считаем, что полномочия и интересы, гарантии Автономной Республики Крым, которые касаются собственности на землю, должны быть урегулированы Земельным Кодексом Украины в полном объеме.
К сожалению, в проекте полностью проигнорированы и права автономии в части формирования бюджета, гарантированные государством Украина в Конституции Украины и Законе Украины «Об утверждении Конституции Автономной Республики Крым».
В частности, в соответствии со статьями 68 и 69 проекта состав доходов АРК формируется за счет 25% доходов бюджетов местного самоуправления, которые собираются на территории автономии, и трансфертов из государственного бюджета. Тем самым из доходов бюджета Автономной Республики Крым полностью исключены все налоговые поступления, и он формируется за счет дотаций из местных бюджетов, составляющих около 2% от общего объема доходов.
Такой подход по сути полностью уничтожает экономические права и полномочия автономии.
А раздел, касающийся бюджетов Автономной Республики Крым, областных, районных и местных бюджетов, который назван «Бюджеты местного самоуправления», вообще не выдерживает никакой критики. В нем бюджет Крыма отнесен к бюджетам местного самоуправления, хотя по Конституции Украины Автономная Республика Крым не входит в систему местного самоуправления.
Кроме того, в проекте кодекса налицо явное нарушение норм Конституции и законов Украины в части приостановления или отмены нормативно-правовых актов Верховного Совета Крыма и местных Советов по вопросам бюджета должностными лицами исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления.
В последнее время Конституция Автономной Республики Крым и заложенные в ней права автономии грубо попираются высшим законодательным органом государства. В марте 2000 года при принятии государственного бюджета Украины Верховным Советом Украины были проигнорированы принципы Конституции Автономной Республики Крым по формированию республиканского бюджета на 2000 год, в результате чего бюджет автономии не досчитался почти 300 млн. грн. В итоге Верховный Совет Крыма вынужден защищать свои права в Конституционном суде Украины. Сейчас это просматривается в проектах земельного и бюджетного кодексов.
Очевидно, что подобное отношение центра к конституционным правам автономии ведет лишь к накалу политических страстей, чего допускать нельзя. Обо всем этом я и сказал, выступая в ВС Украины.
Записал О. ВОЛОДИН