Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
К

ОТСТАИВАЯ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА АВТОНОМИИ

(Газета «Крымские известия» от 7 июля 2000 года)

4 июля в Верховной Раде Украины, у Председателя украинского парламента Ивана Плюща прошло совещание с руководителями Верховной Рады АРК, областных, Киевского и Севастопольского городских советов, на котором обсуждался вопрос подготовки к рассмотрению в Верховной Раде Украины проекта Земельного кодекса Украины. В совещании принимал участие заместитель Председателя Верховной Рады АРК Юрий КОРНИЛОВ. Вот что рассказал Юрий Петрович корреспонденту «Крымских известий»: 

— Проведение в Украине широкомасштабной административной реформы, реформирование права собственности на землю требуют определения четкого порядка правоотношений между государством, автономией, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами. Сегодня это одна из актуальнейших проблем, поскольку земельные вопросы напрямую касаются прав человека, реализации его потребности в ведении личной хозяйственной и предпринимательской деятельности. Они также связаны с использованием земельных ресурсов, размещением производственных и других сооружений. 

Реформирование права собственности на землю особенно остро ощущается в республике в связи с возвращением на полуостров ранее депортированных граждан. Эти правоотношения должны быть урегулированы Земельным кодексом. Однако в проекте не нашли отражения вопросы, касающиеся собственности Автономной Республики Крым (республиканской) на землю. 

Необходимость учета в восьмой статье проекта, определяющей формы собственности на землю, собственности АРК, аргументирована тем, что статьей 138 Конституции Украины к ведению Автономной Республики Крым относится управление имуществом, принадлежащим республике, а принадлежность имущества предусматривает осуществление права собственности на него. К тому же в части 2 статьи 18 Конституции АРК, утвержденной Законом Украины и имеющей силу Закона Украины, определено, что Верховная Рада АРК как представительный орган республики осуществляет права собственника на землю и природные ресурсы в пределах территории Автономной Республики Крым, за исключением земель и природных ресурсов, отнесенных к общегосударственной собственности, собственности местного самоуправления, физических и юридических лиц. 

Собственность АРК на землю — это собственность территориального коллектива граждан Украины, постоянно проживающих в Крыму и от имени которых права собственника осуществляет Верховная Рада АРК в порядке и пределах, определенных Конституцией Украины, Конституцией АРК и законами Украины. Эти положения необходимо учесть в статье 10 проекта кодекса. 

В статье 5 документа не учтены полномочия ВР АРК в сфере регулирования земельных отношений. К тому же проект необходимо дополнить статьями 13 — «Право собственности на землю АРК» и 99 — «Порядок передачи земель из республиканской (Автономной Республики Крым) собственности в государственную, коммунальную или общую собственность территориальных громад сел, поселков, городов и из государственной, коммунальной или общей собственности территориальных громад — в республиканскую (Автономной Республики Крым) собственность». 

Полномочия и интересы, гарантии Крыма, касающиеся собственности на землю, должны быть урегулированы Земельным кодексом Украины в полном объеме, и, я надеюсь, что глава Верховной Рады Украины и профильный комитет парламента поддержат изменения и дополнения в документ, гарантирующие права автономии, закрепленные в Конституции и законодательных актах Украины. 

Пользуясь тем, что в совещании принимали участие не только представители Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений, но и руководители других профильных комитетов Верховной Рады Украины, я затронул и иные волнующие Крым проблемы, разрешение которых лежит в сфере компетенции украинского парламента. 

В первую очередь — это проект Бюджетного кодекса, предлагающегося ко второму чтению в Верховной Раде Украины. Он концептуально отличается от проекта кодекса, принятого в первом чтении, полностью переработан и направлен на достижение максимальной и жесткой централизации бюджетных доходов в Государственном бюджете Украины. В проекте Бюджетного кодекса полностью проигнорированы права автономии в части формирования бюджета, гарантированные ей в Основном законе государства и Законе Украины «Об утверждении Конституции АРК». В частности, в соответствии со статьями 68 и 69 проекта состав доходов республики формируется за счет 25 процентов доходов местных бюджетов, собирающихся на территории Крыма, и трансфертов из госбюджета. То есть из доходов бюджета Автономной Республики Крым полностью исключены все налоговые поступления и он формируется за счет дотаций из местных бюджетов, составляющих около двух процентов от общего объема доходов. Такой подход полностью уничтожает экономические права и полномочия автономии. А раздел кодекса, касающийся бюджета Автономной Республики Крым, областных, районных и местных бюджетов, названный «Бюджеты местного самоуправления», вообще не выдерживает никакой критики. В нем бюджет АРК отнесен к бюджетам местного самоуправления, хотя по Конституции Украины Автономная Республика Крым не входит в систему местного самоуправления. 

Кроме того, бюджетам районов предусмотрены функции, связанные с финансированием делегированных им полномочий, но районным советам не делегируются полномочия, наоборот, они свои исполнительные полномочия делегируют администрациям. В проекте Бюджетного кодекса также грубо нарушаются нормы Конституции и законов Украины в части приостановления или отмены нормативно-правовых актов Верховной Рады АРК и местных советов по вопросам бюджета должностными лицами исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления. 

Хочется задать вопрос: Конституция Украины, годовщину которой мы несколько дней назад отметили, является Основным законом для всех или нет? Почему должностные лица органов исполнительной власти постоянно пытаются игнорировать Конституцию Украины и законы Украины? 

Верховная Рада Автономной Республики Крым нынешнего созыва сделала все возможное, чтобы вернуть Крым в правовое поле Украины. С принятием Конституции Автономной Республики Крым и ее утверждением Верховной Радой Украины была урегулирована многолетняя геополитическая проблема. Конституцию Автономной Республики Крым ценит и уважает мировое сообщество. Однако в последнее время Конституция АРК и заложенные в ней права автономии грубо попираются высшим законодательным органом государства. В марте этого года при принятии государственного бюджета Верховной Радой Украины были проигнорированы принципы Конституции АРК по формированию республиканского бюджета на 2000 год, в результате чего бюджет автономии не досчитался почти трехсот миллионов гривен. В итоге Верховная Рада АРК вынуждена защищать свои права в Конституционном суде Украины. Парламентские слушания по проблемам урегулирования государственной политики в обеспечении прав крымскотатарского народа, проходившие 5 апреля этого года, несмотря на остроту и актуальность этого вопроса для автономии, вразрез с крымской Конституцией, были проведены без официального представителя Верховной Рады АРК. Более того, представитель парламента Крыма не был официально приглашен на слушания, а проект рекомендаций разрабатывался без участия Верховной Рады АРК и не отправлялся официально в наш адрес. Снова Верховной Радой Украины попраны права Верховной Рады АРК, нарушена Конституция автономии. 

Обо всех этих проблемах я и говорил на совещании по проекту Земельного кодекса Украины. Понимаю, что затронул ряд вопросов, не совсем связанных с повесткой дня, но ведь не часто выпадает возможность обсудить в Верховной Раде Украины то, что действительно актуально. Думаю, мы должны не только говорить о наболевшем, но и добиваться конкретного решения проблем. Ведь никогда государство не будет сильным, если не будут сильны его регионы.

Записала А. РЯБИНИНА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla