(Вебсайт «Крымское эхо» от 10 февраля 2017 года)
У меня для вас хорошая новость: к нам с долгосрочной археологической экспедицией едут ученые из Великобритании, точнее, из старейшего Бристольского университета. Своим сегодняшним визитом на полуостров военные историки Патрик Мерсер, Нил Фолкнер и Роджер Вард дали старт большой исследовательской работе — изучать будут места, где прошли основные события Крымской (на Западе ее называют Восточной) войны 1853/56 годов.
Только что эти ученые-историки провели десяток археологических сезонов в Иордании — их интересовали военные кампании во время Первой мировой войны, они написали книги, провели выставки, отчитались в видеоблоге (его вел Роджер Вард). Выдохнули — и отправились в Крым.
Патрик Мерсер — мне показалось, что он возглавляет эту небольшую делегацию, уточнил: первый раз он к нам приехал в далеком 1993 году, потом не раз заглядывал сюда — написал несколько статей для военно-исторических журналов и даже издал две книги об Инкерманском сражении. Только вот в российском Крыму еще не был ни разу. Да и новый Крым еще не видел англичан — ну если не считать тех, кто приезжает к нам с исключительно частным визитом.
Визит ученых из Бристоля немало порадовал крымские власти: ведь та программа, которая предложена англичанами, просто великолепна: западные археологи умеют из археологических раскопок делать настоящее шоу, приманку для туристов. А западные туристы очень любят путаться под ногами у археологов, рассматривая только что найденные артефакты.
А где туристы, там и деньги…
Но про деньги пока разговор совсем другой: гости уже попросили местных чиновников помочь с разрешением проводить земляные работы в местах бывших сражений и по возможности — с финансированием. Алексей Черняк, председатель Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму, представлявший на встрече в Госсовете крымский парламент, уверенно сказал одно: поможем! Он знает, что программа привлечет не только так нужных экономике Крыма западных туристов, но и не менее нужных и важных российских туристов.
Ученых конкретно интересует, как жили, как воевали солдаты и офицеры почти два века назад. Интересное то было время… И сегодня малоизученное. Хотя мы специально спросили: есть ли упоминание о той войне в школьных учебниках? Есть! А вот в советской школе эту войну мы «проходили» парой абзацев — идеологически невыгодная она тогда была.
Любой найденных предмет той эпохи многое может рассказать специалисту, открыть тайны, о которых мы, может, и не подозревали. Подчеркнем одну деталь: все найденное в любом случае должно остаться в том регионе, где были сделаны находки — а это означает, что фонды крымских музеев будут пополнены.
А вот кстати: рад ли будущим богатствам генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин? Почему его не было на встрече в Госсовете? Разве изучение истории, которым английские гости хотят здесь заниматься, не входят в епархию Андрея Витальевича? Глядишь, он им еще и помочь сможет… «Я только что прочитал об этом визите в интернете», — удивляется директор. Его никто не предупредил о приезде, никто не подключил к работе, его совет и помощь не нужны?
Андрей Мальгин не уверен, сможет ли эта экспедиция, скажем, получить «открытый лист» — разрешение на проведение археологических раскопок: «Его не так просто выдают». Да и вообще, объясняет, иностранным специалистам лучше работать в тесной связке с местными учеными — но они про эту английскую программу ничего не слышали…
Или все же слышали? Александр Герцен, декан исторического факультета Таврической академии КФУ сообщение о визите тоже с удивлением прочитал в интернете: его так же не подключили к столь значимому в ученом мире событию. По его словам, и глава института археологии Вадим Майко явно был удивлен, когда журналисты обратились к нему за комментариями.
Прошу Александра Германовича дать оценку намерениям англичан: хорошо ли это для Крыма? В политическом смысле — безусловно да. Ах, вы нам санкции — а мы всему миру открыты и интересны для него! В этом смысле та война, которая нас когда-то разъединяла, теперь вполне может сблизить.
"Но я бы подчеркнул, - говорит профессор, -- что Крымская война у нас изучена недостаточно в археологическом отношении: здесь приоритет у грабителей, которые основательно, можно сказать, тотально перекопали все места расположения лагерей армии союзников, да и русских тоже. Можно было бы упомянуть о музейном комплексе в Михайловской батарее, созданном братьями Шереметьевыми. Там представлено уникальное собрание предметов различного назначения, связных с событиями той войны, но подавляющее большинство было выкуплено и не имеют четкой археологической привязки. Специальные археологические раскопки проводились на поле боя Альминского сражения в 1983 г. группой студентов-практикантов исторического факультета СГУ под руководством В.Н.Гурковича, И.И.Лободы (зам директора БИАМ) и В.Н.Хоменко (зав. археологическим отделом БИАМ). Благоустройством дороги к полю сражения занимался тогдашний директор совхоза им. XXII-го партсъезда Авидзба. Хорошие публикации о Крымской войне принадлежат перу ученых КФУ профессоров Орехова В.В. и Ищенко Н.А. (она защитила докторскую диссертации по английской литературе о Крымской войне), прекрасного военного специалиста С.В.Ченныка, севастопольских исследователей В.Шавшина иП.Ляшука, ну и, конечно, В.Гурковича".
Но английские наши гости все время упоминают о земле, о запачканных в земле руках! Значит, собираются не по Михайловскому равелину ходить, а производить археологические раскопки. А вот здесь, как говорит Герцен, главные "специалисты" у нас лишь черные археологи. Вот они бы рассказали много чего интересного! Александр Германович даже употребил слова «абсолютно химерные, виртуальные» намерения. «С кем они будут общаться?»
И тут мы призадумались… Эти ребята из Бристоля в Иордании изучали славный путь Лоуренса Аравийского (кто не знает про этот персонаж, посмотрите одноименный фильм — впечатляет). Каждый журналист обязан быть немного конспирологом — в нашем Крыму быть таковым легче легкого, особенно когда речь заходит о Балаклаве, Бахчисарайском районе, Евпатории — местах, связанных с давними годами, но используемые и ныне действующим Черноморским флотом.
Нынешняя делегация приехала из Великобритании на рекогносцировку — сегодня они побывали в Совмине, теперь поехали в Севастополь договариваться с местными властями. Следующий раз приедут через какое-то время, чтобы найти место для раскопок, для расположения лагеря. Кто приедет в составе расширенной делегации?
А, может, зря я засомневалась в чистых помыслах англичан, может, это «счастливое соседство» с недостраной заставляет дуть на воду? Но, согласитесь, как-то смущает то, что люди, в сферу интересов которых попадает эта идея гостей из Бристоля, ничего о ней не знают.
Но если всё срастется, раскопки начнутся, как обещает Патрик Мерсер, весной 2018-го…
Наталья ГАВРИЛЕВА