(Газета «Крымские известия» от 28 мая 1997 года)
В отдел парламентской работы «Крымских известий» приходит немало писем, в которых читатели интересуются структурой Верховного Совета Крыма, его функциями. Некоторые предлагают сократить аппараты Верховного Совета и Совета министров, считая, что они слишком многочисленны и являются обузой для бюджета. Но вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что без грамотной, хорошо подготовленной, квалифицированной «инфраструктуры» не может обойтись ни один орган власти. Рассказать о том, как организуется работа Секретариата Верховного Совета Крыма, мы попросили руководителя Секретариата, депутата Верховного Совета Крыма Александра ФРОЛОВА.
— Конечно же, кадры — главное, решающее звено во всякой работе. От их правильного подбора и расстановки зависит успех всех начинаний. После проведенной реорганизации и сокращения численность Секретариата Верховного Совета составляет 96 человек. Это тот минимум, который необходим для обеспечения нормального функционирования парламента. Более 80 процентов наших работников имеют высшее образование, некоторые закончили несколько вузов. Есть у нас и кандидаты наук. Средний возраст работников Секретариата составляет чуть более 40 лет — возраст свершений, творческой, профессиональной реализации. Большинство специалистов имеет опыт практической работы в органах представительной и исполнительной власти на местах.
Работу с кадрами мы проводим в строгом соответствии с Законом Украины «О государственной службе». Прием осуществляется только на конкурсной основе. Сформирован и утвержден резерв кадров, проводятся стажировки, организована учеба сотрудников по категориям. Рабочий день у нас практически ненормированный: сотрудникам аппарата зачастую приходится задерживаться допоздна, участвовать в подготовке и проведении мероприятий в выходные и праздничные дни.
— Не «взвалил» ли Секретариат на себя и часть задач, которые должен выполнять депутатский корпус Крыма?
— В соответствии со статьей 104 Регламента Верховного Совета Крыма Секретариат должен обеспечивать эффективную работу парламента, его органов и депутатов. Это прежде всего организационное, правовое, документальное, информационное обеспечение деятельности парламента, Президиума, комиссий, депутатов, содействие в осуществлении парламентского контроля за исполнением Конституции Крыма и нормативно-правовых актов Верховного Совета, а также организация взаимодействия парламента с государственными и республиканскими органами власти, органами местного самоуправления, райгосадминистрациями, предприятиями, учреждениями, организациями, партиями и общественными объединениями.
Общее руководство деятельностью Секретариата Верховного Совета Крыма осуществляет Президиум и Председатель Верховного Совета Крыма.
— Качественная и эффективная деятельность Секретариата, вероятно, во многом зависит от слаженного взаимодействия всех структурных подразделении, четкого определения обязанностей каждой службы и каждого работника?
— Этому мы уделяем первостепенное внимание. Разработаны и утверждены положения о всех структурных подразделениях, должностные инструкции работающих в них, определена единая система планирования работы, проведения совещаний, учебы сотрудников, отлажен механизм контроля за выполнением принятых решений.
Структура Секретариата постоянно совершенствуется и изменяется в соответствии с объемом полномочий и компетенцией Верховного Совета. Сегодня в его состав входят правовая служба, служба организационного обеспечения и служба документального обеспечения, а также отдел кадров и секретного делопроизводства, редакционно-издательский отдел, пресс-центр, информационно-аналитический центр, сектор межпарламентских связей и сектор наград. Думаю, такая структура оптимальна.
— И у каждого подразделения свои функции?
— Правовая служба осуществляет юридическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, правовой анализ действующих актов республиканских и местных органов власти, готовит предложения по вопросам толкования, разъяснения и применения Конституции Крыма и нормативно-правовых актов парламента, занимается учетом и систематизацией действующего законодательства, оказывает правовую помощь депутатам.
В сферу деятельности службы организационного обеспечения, кроме чисто организационных забот, входит и работа с постоянными комиссиями Верховного Совета, их организационное, консультативное и методическое обслуживание, осуществление связи и взаимодействия Верховного Совета с местными Советами, оказание методической и практической помощи органам власти на местах, организация и обеспечение проведения личного приема граждан руководством Верховного Совета, подготовка необходимых для объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения и разрешения обращений граждан документов и материалов.
Служба документального обеспечения прежде всего занимается обслуживанием пленарных заседании и заседаний Президиума, протокольной работой, подготовкой стенограмм, сохранением документов и формированием архива.
В рамках одного интервью невозможно детально рассказать обо всех функциях подразделений. Хочу только добавить, что сотрудники Секретариата в установленном порядке дорабатывают все документы, принимаемые Верховным Советом и Президиумом, и готовят их на подпись председателю парламента, оформляют и рассылают адресатам, публикуют в СМИ. Еще они осуществляют организационную и редакционно-издательскую работу по изданию журнала Верховного Совета Крыма «Собрание законодательства Республики Крым». В него, кроме законодательных и нормативно-правовых актов Верховного Совета Крыма, входят постановления и распоряжения Совета министров. Наши сотрудники подготавливают и оформляют документы для представления граждан к награждению, организуют проведение пресс-конференций, брифингов, прием парламентских делегаций в Верховном Совете.
В целом аппарат трудится слаженно. Большой объем работы выполняют руководители служб, отделов. Творчески и ответственно подходят к своему делу закрепленные за Постоянными комиссиями консультанты А. Анфалов, Н. Козицкий, М. Обринская и другие.
— Многие крымчане считают, что зарплата у работающих в органах власти очень высока. Так ли это?
— Наши сотрудники, как и все государственные служащие, получают зарплату в порядке, установленном Законом Украины «О государственной службе». Она состоит из должностного оклада, доплаты за ранг, надбавки за выслугу лет на госслужбе. Размеры должностных окладов определены Кабинетом министров Украины. Для большинства работников они составляют 70-100 гривен.
— Александр Иванович, вы уже пятый руководитель Секретариата Верховного Совета Крыма нынешнего созыва. С чем связана такая частая сменяемость? Не вредит ли она работе?
— Безусловно, такое положение дел негативно сказывается на организации труда, вносит нервозность в работу аппарата, неуверенность в завтрашнем дне.
Смена руководителей Секретариата прежде всего была связана с тем, что они, поддерживая определенную часть депутатского корпуса, втягивались в политическую борьбу сами и втягивали в нее аппарат. И в этом была их главная ошибка. В Положении о Секретариате записано, что его сотрудники в своей деятельности независимы от решений политических партий, общественных организаций, движений. И одна из моих задач как руководителя состоит в том, чтобы исключить участие аппарата в политических противоборствах депутатских фракций, групп. Думаю, пока что мне это удается.
Во многом помогает то, что я депутат Верховного Совета Крыма и знаю специфику как парламентской работы, так и управленческой деятельности.
Беседовала Алексина ДОРОГАНЬ