(Газета «Первая Крымская» от 14-21 декабря 2007 года)
Об этом визите не сообщали пресс-службы и пресс-секретари. Не далее как в конце ноября на уровне первых лиц автономии в Крыму встречали… Анушавана Даниеляна.
Нет-нет, вы ничего не напутали, несмотря на одну лишнюю букву, появившуюся в фамилии, это тот самый Анушаван Суренович. Поначалу комсомольский работник и скромный директор ПТУ, выросший впоследствии до председателя постоянной комиссии по межгосударственным и межнациональным вопросам, затем конституционной комиссии, и, наконец, первый вице-спикер парламента автономии. Это его официальная биография. Чтобы пересказать неофициальную, надо обратиться к изданиям типа «Бандитский Крым». Впрочем, о том, кто такие Анушаван Данелян, Владимир Шевьев, Партия экономического возрождения Крыма и группировка «Сейлем», многие в Крыму помнят не по книжкам.
Как это было
Нет смысла пересказывать всю историю «Сейлема» и подведомственной ему ПЭВК, о которых много написано в прессе, издано несколько документальных и полудокументальных книг, сняты телесюжеты, и, надо думать, эта история ждет своего сценариста для киносаги в духе «Однажды в Крыму». Напомним только, что к середине 90-х годов «Сейлем» стал самым могущественным кланом на полуострове. По данным милиции, на выборах 1994 года в местные советы попали 44 участника и лидера ОПГ. Львиная доля этого «бандитского корпуса» в представительной власти принадлежала «Сейлему» или подконтрольным ему структурам. Такая «работа в массах» принесла результаты. В октябре 1997 года Крымский центр гуманитарных исследований провел социологический опрос на тему: «Кому принадлежит реальная власть в Крыму?». На этот вопрос 61% респондентов ответили — мафии.
Но вот в конце 90-х началась операция по зачистке Крыма от криминального элемента. В середине марта 1998 года ЦОС ГУ МВД Украины в Крыму сообщил, что должностные лица СП «Свенас», АО «Селена» и ЧП «Гард» (владел всеми этими фирмами Шевьев) «в период с 1990 по 1997 год… при соучастии должностных лиц исполнительного комитета Железнодорожного совета Симферополя… и Фонда имущества АРК путем обмана и злоупотребления доверием присвоили 20 объектов государственного ресторанного комплекса «Селена», куда входили рестораны «Селена», «Кечкемет», «Ани», кафе «Космос» и др.». Но к тому времени Шевьева и Данеляна в Крыму уже не было, поэтому милиции пришлось объявлять их в розыск. Они подались на свою историческую родину, и на некоторое время их след оборвался, но ненадолго.
«Арменикум» и «туркменбаши»
Очень скоро Анушаван Суренович объявился в Ереване, но почему-то решил изменить фамилию, добавив одну гласную букву. Теперь он Даниелян. Недолго потрудившись в качестве директора Ереванского кабельного завода, в июне 1999 года Даниелян возглавил правительство Нагорного Карабаха и пребывал на этом посту вплоть до сентября нынешнего года. Журналистам Анушаван Суренович рассказывал, что его отношения с правоохранительными органами АРК обострились после того, как он назвал конституцию Грача «уставом срочной службы». Якобы автор «устава» не простил ему это.
Немного погодя неподалеку от Даниеляна замелькал и Владимир Ильич Шевьев. Правда, после Крыма он тоже почему-то решил изменить паспортные данные. Перейдя на фамилию отца, Шевьев стал Гаспаряном. Владимир Ильич и в Армении развернул бурную деятельность. Открыв в Шуши чайную фабрику, умудрился продать травяной чай не только карабахской армии (по утверждениям поставщика, регулярное употребление напитка снизило заболеваемость солдат на 80%), но и под маркой «Туркменбаши» экспортировать его в Туркмению. Но целебный чай был только разминкой. Шевьев-Гаспарян приложил руку к афере под названием «Арменикум» (помните о новости, потрясшей весь мир, — в Армении найдено средство от СПИДа?), отстроив в Ереване медицинский центр и наладив прием ВИЧ-больных, со всего мира потянувшихся сюда за чудо-лекарством. По утверждению руководителя Российского федерального центра «СПИД» Вадима Покровского, в начале 2000-х, на пике этой авантюры, стоимость курса лечения доходила до $50 тыс. Но Шевьев не был бы Шевьевым, если бы его не потянуло в политику. В этот период имя Гаспаряна довольно часто фигурировало в прессе в связи со скандалом, вызванным противостоянием между Даниеляном и министром обороны НКАР Самвелом Бабаяном. Вскоре последнего обвинили в организации покушения на жизнь президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, совершенного 22 марта 2000 года. Шевьева-Гаспаряна в карабахской прессе даже стали называть «Березовским местного значения», при этом часто вспоминая его крымское прошлое. Тем не менее сейчас Владимир Ильич респектабельный бизнесмен, владеет самым большим ночным клубом Еревана.
Десять лет спустя…
Но вернемся к Даниеляну. В день ноябрьской сессии крымского парламента теперь уже экс-премьер Нагорного Карабаха прилетел в Крым. По причине высокого депутатского собрания спикер Анатолий Гриценко не смог лично встретить гостя. Вместо него это сделал первый вице-спикер Михаил Бахарев. Зато несколькими днями позже провожали высокого армянского гостя уже оба должностных лица. Как выяснилось, за последнее время это уже не первый приезд Анушавана Суреновича в Крым. В прошлом году он с семьей отдыхал в санатории «Россия». Теперь вот опять приехал, что-то зачастил…
А мы-то думали, что Даниелян и Шевьев в розыске и носа не кажут в Украину. Ан нет, ничуть не бывало. Даниелян у себя на родине рассказывал журналистам, что, прежде чем согласовать его назначение премьером Карабаха, правоохранительные органы Армении не только делали запрос в МВД Украины о прошлом претендента, но и присылали в Крым специальную следственную группу, чтобы проверить слухи о нем. Оказалось, все вымысел! Нечто подобное утверждал и Шевьев-Гаспарян. В одном из интервью, озаглавленном «Я устал оправдываться», «наш пострел» показывал журналистам справку из ГУ оперативной информации МВД Украины, датированную 17 апреля 2000 года, о том, что уголовное дело в отношении него закрыто за отсутствием состава преступления, а розыск прекращен. В этом же интервью Шевьев заявил: «Как истинный армянин, я сегодня нахожусь на своей родине, чтобы принести хоть какую-то пользу своему народу». Оказывается, в дорогу его позвал патриотизм. Впрочем, зная украинскую правоохранительную систему, в уверения обоих охотно верится. Ведь вернулся же из небытия другой «герой нашего времени» и друг Шевьева с Данеляном экс-спикер Евгений Супрунюк. Причем для убедительности передал «1К» справку из прокуратуры о том, что это ведомство никаких претензий к нему не имеет. А как же обвинения в тяжких преступлениях, разосланные милицейской пресс-службой в конце 90-х? Как же цитирование признательных показаний подельников Супрунюка, совершавших убийства? Молчок, никаких объяснений. Извинились бы перед человеком, что ли.
«Да Гриценко с Бахаревым и немцев бы встречали хлебом-солью, если бы они вернулись, — прокомментировал «1К» новость еще один главный участник истории Крыма конца 90-х Геннадий Москаль. — Были уголовные дела, был розыск, но потом все похерили… У нас такое государство, что можно выкупить уголовное дело хоть в прокуратуре, хоть в МВД. Когда в стране системный кризис, то поражены все, от Верховного Совета до сельсовета. Дальше будет еще хуже».
Ну так что же, ждать продолжения? Может, и Шевьев-Гаспарян скоро пожалует?
Влад СМИРНОВ