Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Д

А.С. ДАНЕЛЯН: «Я ВЫБРАЛ САМЫЙ ТРУДНЫЙ ОКРУГ»

(Газета «Крымская правда» от 26 марта 1998 года)

Наша беседа с заместителем председателя Верховного Совета Крыма А. С. Данеляном состоялась сразу же после его рабочей поездки в Джанкойский район, где он баллотируется кандидатом в депутаты нашего парламента по избирательному округу № 67. Первым делом я поинтересовался у Анушавана Суреновича, почему он выбрал именно этот округ, расположенный в степном Крыму, хозяйства которого пребывают ныне, прямо скажем, в бедственном положении. В чем причина такого выбора? 

- Необходимо сказать, что в поддержку моей кандидатуры на предстоящих выборах высказались несколько трудовых коллективов Симферополя, Старого Крыма, Евпатории, ряда сельских районов. Я изучил обстановку во всех этих округах и выбрал самый трудный из них. Хотя сейчас тяжело всем, не секрет, что в самом ужасающем положении оказались именно сельские труженики, по сути брошенные государством на произвол судьбы. И здесь надо подчеркнуть, что мои рабочие поездки в Джанкойский район (на этой неделе я вновь побывал там) вовсе не носили характера какой-то пропагандистской кампании, с целью «показать себя». Моей главной задачей было глубоко вникнуть в проблемы этого края - а проблем здесь столько, что одномоментно их не решить. За неделю я побывал в 20 населенных пунктах Джанкойского района, встречался с руководителями и трудовыми коллективами КСП имени 8-е Марта, «Ясная Поляна», «Перекопский», «Обильный», «Завет Ленина», имени Ю. Гагарина, агропромышленной ассоциации «Северный Крым». 

- Какие же впечатления вызвали у вас встречи с сельской глубинкой? 

- Еще раз убедился, что развал Союза стал не только трагедией для отдельных республик, но и для каждой семьи, каждого человека, где бы он не проживал. Людей разделили «по живому», и теперь граница с ее таможенными ограничениями, поборами чиновников является зачастую непреодолимым барьером для бедствующих людей, желающих, но не могущих повидать своих близких родственников в той же России. Это политический аспект развала единой страны. Но есть еще и экономический. Украина и Крым лишились традиционного, можно сказать, необъятного российского рынка. Склады а хозяйствах степного Крыма буквально забиты овощной консервированной продукцией. Она отличная по качеству, но расфасовка ее не отвечает западным стандартам. Поэтому на западе эту продукцию нельзя реализовать. А российский рынок, где на нее есть спрос, закрыт для нас из-за политических несуразиц. 

Отсюда и полный провал в социально-экономической сфере. В хозяйствах нет денег на приобретение лекарств, хлеб выдают по нормам военных сороковых годов, по три-четыре раза в день отключают свет. Летом по этой причине портится продукция, хранимая в холодильниках, а зимой люди сидят без света и тепла. 

А каково приходится пенсионерам, не получающим пенсию уже полтора года? Пожилые люди, проработавшие в своих хозяйствах многие годы, теперь унижаются государством: вместо пенсии их отоваривают некачественными лежалыми продуктами и даже... водкой, причем по цене более высокой, чем в магазине. В сельских школах нередки случаи голодных обмороков, не только детей, но и их учителей, не получающих зарплаты. 

Я сам родился и вырос в семье сельского учителя, и хорошо знаю цену его нелегкого труда. Во время одной из бесед с бедствующими сельчанами, ответив по мере возможности на их вопросы, я сам задал вопрос: «Как вы ухитряетесь жить в таких невыносимых условиях и как терпите весь этот кошмар?!» Ведь все, что творится нынче на селе, за пределами здравого смысла. 

- Но от кого же зависит решение всех этих кричащих проблем? 

- Эти проблемы надо разделить на две части. Решение одних зависит от государства в целом, другие вполне можно решить на местах, однако они не решаются, я бы сказал, из-за бездушия чиновников. 

Главный вопрос, волнующий сегодня тружеников села, это отсутствие ГСМ, запчастей для сельхозтехники, семян и удобрений. Надо сказать, что мне удалось решить в своем округе эти проблемы. Технику хозяйствам выделили в долг на 5 лет, а ГСМ - под будущий урожай. Причем я ходатайствовал, чтобы по возможности расчет затем проводился не главным богатством земледельцев - зерном, а, допустим, овощной или садоводческой продукцией. 

Но есть, повторяю, вопросы, которые можно решить на месте, в том же районном Совете. К примеру, в селе Столбовое люди жалуются на то, что полгода даже холодной воды не видят (о таких благах цивилизации, как горячая вода, здесь и не мечтают). Глубинные насосы не работают. А стоит-то ремонт одного насоса всего 1000 гривен. Неужели нельзя было решить этот вопрос на уровне райсовета? Или разве можно считать нормальным, что в сельских амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах нет лекарств, даже валидола и анальгина. Все телефоны отключены. Поинтересовался, велика ли задолженность за телефонное обслуживание? Оказывается, все сельские школы в моем округе вместе задолжали за телефон 500 гривен. Неужели для района это «неподъемная» сумма? 

В агропромышленной ассоциации «Северный Крым» уже много лет работает геотермальный источник, с помощью которого в хозяйстве обогревают школу, детсад, другие помещения. И все это время хозяйство платит за источник некой организации, находящейся в Евпатории. Источник является госсобственностью... В течение недели этот вопрос был решен - Верховный Совет Крыма принял постановление, в соответствии с которым источник переходит в ту собственность, в которой он и должен быть, то есть в собственность сельского Совета. 

Побывал и во всех сельских библиотеках в округе. Там уже забыли, когда в последний раз видели свежую газету. Вот так и живут - газет нет, телевизор не смотрят из-за отключений электроэнергии. Постарался решить и проблему подписки на газеты местных библиотек. Ну а куда опять-таки смотрели районные власти? О каких выборах можно вести речь в условиях такой «информационной блокады»? 

Тотальное безденежье на селе ведет к преступности, к воровству. Возле каждой дождевалки или поливного насоса охрану не поставишь. Подлинным бичом для многих хозяйств стали хищения медного кабеля, без которого агрегаты, естественно, работать не могут. Удивительно, но практически в каждом селе есть коммерческий пункт по приему меди (1 грн. 50 коп. за 1 килограмм). Неужели нельзя навести здесь порядок? 

- Но все же многие проблемы села (и не только его) можно разрешить только на государственном уровне. 

- Из них на первое место я бы поставил кабальную систему налогообложения в сельском хозяйстве, и эту проблему должна решать Верховная Рада Украины. Многое будет зависеть от наших бюджетных взаимоотношений с Киевом. Когда у нас действовала одноканальная система, то, помнится, в Джанкойском районе, на Азовском ликеро-водочном заводе был проведен экономический эксперимент. За счет высвободившихся налоговых средств удавалось решить проблему выплаты зарплаты бюджетникам во всем районе. Но одноканальную систему отменили, практически все налоги, собранные в Крыму, пошли в госбюджет и мы «получили то, что имеем». 

- В Верховный Совет Крыма нынче баллотируются почти 1000 кандидатов. У каждого из них свои программы, все они заверяют избирателя в том, что только они способны вывести Крым из кризиса. 

- Где же они были со своими программами раньше? Нельзя создать рай в отдельно взятом округе. Поэтому претенденты на депутатские мандаты должны не только обещать и советовать, они должны делом доказать, что им по силам реализовать обещанное. На первый план сегодня выходит компетентность народного избранника. Могу сказать откровенно: мне не стыдно смотреть в глаза своим избирателям, большинство их наказов я выполнил. Но речь идет не только о конкретных наказах, но и о выработке стратегического курса развития крымской экономики. В свое время я участвовал и в разработке концепции одноканальной бюджетной системы, и нового крымского закона о плате за землю (сегодня его прогрессивность, наконец, оценили и в столице Украины). Могу сказать и о новой программе реструктуризации крымской экономики под названием «Крымский проект», который одобрен Верховным Советом и Советом министров Крыма. 

Если же конкретно говорить о Джанкойском районе, то для решения многих вопросов я вновь поеду туда. По каждому из 7 хозяйств, в которых уже побывал, мною подготовлены конкретные программы по решению их проблем. И это работа, рассчитанная на определенную перспективу и вовсе не связанная с конъюнктурой предстоящих выборов. 

- Анушаван Суренович, вы, как известно, являетесь председателем Конституционной комиссии Автономной Республики Крым. Какой вы видите Конституцию Крыма? 

- Чтобы реализовать «Крымский проект» и вывести нашу республику из кризиса, мы должны принять такую Конституцию, которая дала бы нам возможность решать эти проблемы, то есть, чтобы Крым обладал реальной экономической самостоятельностью. 

Интервью взял В. ЛАРИОНОВ 

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla