(Газета «Крымская правда» от 26 марта 1998 года)
Наша беседа с заместителем председателя Верховного Совета Крыма А. С. Данеляном состоялась сразу же после его рабочей поездки в Джанкойский район, где он баллотируется кандидатом в депутаты нашего парламента по избирательному округу № 67. Первым делом я поинтересовался у Анушавана Суреновича, почему он выбрал именно этот округ, расположенный в степном Крыму, хозяйства которого пребывают ныне, прямо скажем, в бедственном положении. В чем причина такого выбора?
- Необходимо сказать, что в поддержку моей кандидатуры на предстоящих выборах высказались несколько трудовых коллективов Симферополя, Старого Крыма, Евпатории, ряда сельских районов. Я изучил обстановку во всех этих округах и выбрал самый трудный из них. Хотя сейчас тяжело всем, не секрет, что в самом ужасающем положении оказались именно сельские труженики, по сути брошенные государством на произвол судьбы. И здесь надо подчеркнуть, что мои рабочие поездки в Джанкойский район (на этой неделе я вновь побывал там) вовсе не носили характера какой-то пропагандистской кампании, с целью «показать себя». Моей главной задачей было глубоко вникнуть в проблемы этого края - а проблем здесь столько, что одномоментно их не решить. За неделю я побывал в 20 населенных пунктах Джанкойского района, встречался с руководителями и трудовыми коллективами КСП имени 8-е Марта, «Ясная Поляна», «Перекопский», «Обильный», «Завет Ленина», имени Ю. Гагарина, агропромышленной ассоциации «Северный Крым».
- Какие же впечатления вызвали у вас встречи с сельской глубинкой?
- Еще раз убедился, что развал Союза стал не только трагедией для отдельных республик, но и для каждой семьи, каждого человека, где бы он не проживал. Людей разделили «по живому», и теперь граница с ее таможенными ограничениями, поборами чиновников является зачастую непреодолимым барьером для бедствующих людей, желающих, но не могущих повидать своих близких родственников в той же России. Это политический аспект развала единой страны. Но есть еще и экономический. Украина и Крым лишились традиционного, можно сказать, необъятного российского рынка. Склады а хозяйствах степного Крыма буквально забиты овощной консервированной продукцией. Она отличная по качеству, но расфасовка ее не отвечает западным стандартам. Поэтому на западе эту продукцию нельзя реализовать. А российский рынок, где на нее есть спрос, закрыт для нас из-за политических несуразиц.
Отсюда и полный провал в социально-экономической сфере. В хозяйствах нет денег на приобретение лекарств, хлеб выдают по нормам военных сороковых годов, по три-четыре раза в день отключают свет. Летом по этой причине портится продукция, хранимая в холодильниках, а зимой люди сидят без света и тепла.
А каково приходится пенсионерам, не получающим пенсию уже полтора года? Пожилые люди, проработавшие в своих хозяйствах многие годы, теперь унижаются государством: вместо пенсии их отоваривают некачественными лежалыми продуктами и даже... водкой, причем по цене более высокой, чем в магазине. В сельских школах нередки случаи голодных обмороков, не только детей, но и их учителей, не получающих зарплаты.
Я сам родился и вырос в семье сельского учителя, и хорошо знаю цену его нелегкого труда. Во время одной из бесед с бедствующими сельчанами, ответив по мере возможности на их вопросы, я сам задал вопрос: «Как вы ухитряетесь жить в таких невыносимых условиях и как терпите весь этот кошмар?!» Ведь все, что творится нынче на селе, за пределами здравого смысла.
- Но от кого же зависит решение всех этих кричащих проблем?
- Эти проблемы надо разделить на две части. Решение одних зависит от государства в целом, другие вполне можно решить на местах, однако они не решаются, я бы сказал, из-за бездушия чиновников.
Главный вопрос, волнующий сегодня тружеников села, это отсутствие ГСМ, запчастей для сельхозтехники, семян и удобрений. Надо сказать, что мне удалось решить в своем округе эти проблемы. Технику хозяйствам выделили в долг на 5 лет, а ГСМ - под будущий урожай. Причем я ходатайствовал, чтобы по возможности расчет затем проводился не главным богатством земледельцев - зерном, а, допустим, овощной или садоводческой продукцией.
Но есть, повторяю, вопросы, которые можно решить на месте, в том же районном Совете. К примеру, в селе Столбовое люди жалуются на то, что полгода даже холодной воды не видят (о таких благах цивилизации, как горячая вода, здесь и не мечтают). Глубинные насосы не работают. А стоит-то ремонт одного насоса всего 1000 гривен. Неужели нельзя было решить этот вопрос на уровне райсовета? Или разве можно считать нормальным, что в сельских амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах нет лекарств, даже валидола и анальгина. Все телефоны отключены. Поинтересовался, велика ли задолженность за телефонное обслуживание? Оказывается, все сельские школы в моем округе вместе задолжали за телефон 500 гривен. Неужели для района это «неподъемная» сумма?
В агропромышленной ассоциации «Северный Крым» уже много лет работает геотермальный источник, с помощью которого в хозяйстве обогревают школу, детсад, другие помещения. И все это время хозяйство платит за источник некой организации, находящейся в Евпатории. Источник является госсобственностью... В течение недели этот вопрос был решен - Верховный Совет Крыма принял постановление, в соответствии с которым источник переходит в ту собственность, в которой он и должен быть, то есть в собственность сельского Совета.
Побывал и во всех сельских библиотеках в округе. Там уже забыли, когда в последний раз видели свежую газету. Вот так и живут - газет нет, телевизор не смотрят из-за отключений электроэнергии. Постарался решить и проблему подписки на газеты местных библиотек. Ну а куда опять-таки смотрели районные власти? О каких выборах можно вести речь в условиях такой «информационной блокады»?
Тотальное безденежье на селе ведет к преступности, к воровству. Возле каждой дождевалки или поливного насоса охрану не поставишь. Подлинным бичом для многих хозяйств стали хищения медного кабеля, без которого агрегаты, естественно, работать не могут. Удивительно, но практически в каждом селе есть коммерческий пункт по приему меди (1 грн. 50 коп. за 1 килограмм). Неужели нельзя навести здесь порядок?
- Но все же многие проблемы села (и не только его) можно разрешить только на государственном уровне.
- Из них на первое место я бы поставил кабальную систему налогообложения в сельском хозяйстве, и эту проблему должна решать Верховная Рада Украины. Многое будет зависеть от наших бюджетных взаимоотношений с Киевом. Когда у нас действовала одноканальная система, то, помнится, в Джанкойском районе, на Азовском ликеро-водочном заводе был проведен экономический эксперимент. За счет высвободившихся налоговых средств удавалось решить проблему выплаты зарплаты бюджетникам во всем районе. Но одноканальную систему отменили, практически все налоги, собранные в Крыму, пошли в госбюджет и мы «получили то, что имеем».
- В Верховный Совет Крыма нынче баллотируются почти 1000 кандидатов. У каждого из них свои программы, все они заверяют избирателя в том, что только они способны вывести Крым из кризиса.
- Где же они были со своими программами раньше? Нельзя создать рай в отдельно взятом округе. Поэтому претенденты на депутатские мандаты должны не только обещать и советовать, они должны делом доказать, что им по силам реализовать обещанное. На первый план сегодня выходит компетентность народного избранника. Могу сказать откровенно: мне не стыдно смотреть в глаза своим избирателям, большинство их наказов я выполнил. Но речь идет не только о конкретных наказах, но и о выработке стратегического курса развития крымской экономики. В свое время я участвовал и в разработке концепции одноканальной бюджетной системы, и нового крымского закона о плате за землю (сегодня его прогрессивность, наконец, оценили и в столице Украины). Могу сказать и о новой программе реструктуризации крымской экономики под названием «Крымский проект», который одобрен Верховным Советом и Советом министров Крыма.
Если же конкретно говорить о Джанкойском районе, то для решения многих вопросов я вновь поеду туда. По каждому из 7 хозяйств, в которых уже побывал, мною подготовлены конкретные программы по решению их проблем. И это работа, рассчитанная на определенную перспективу и вовсе не связанная с конъюнктурой предстоящих выборов.
- Анушаван Суренович, вы, как известно, являетесь председателем Конституционной комиссии Автономной Республики Крым. Какой вы видите Конституцию Крыма?
- Чтобы реализовать «Крымский проект» и вывести нашу республику из кризиса, мы должны принять такую Конституцию, которая дала бы нам возможность решать эти проблемы, то есть, чтобы Крым обладал реальной экономической самостоятельностью.
Интервью взял В. ЛАРИОНОВ