(Газета «Республика Крым» от 28 июля 1995 года)
На вопросы корреспондента «РК» отвечает заместитель председателя Верховного Совета Крыма А. Данелян.
— Как Вы, Анушаван Суренович, относитесь к постоянно муссированному тезису о том, что происшедшие недавно перемены в руководстве Верховного Совета Крыма являются не столько победой парламентской оппозиции, сколько поражением блока «Россия»?
— Я бы вообще сегодня не стал говорить о поражениях и победах. Пока еще никто не победил, а вот в проигрыше до последнего времени были все крымчане. В числе проигравших были и те, кто находился у власти, и те, кто был в оппозиции. Да и как могло быть иначе, если парламентские междоусобицы длились, не прекращаясь, буквально с первого дня работы нынешнего Верховного Совета Крыма. Вот один из поразительных фактов, показывающий, что ситуация зашла в тупик. Я поинтересовался в государственно-правовом отделе: какие законы, принятые за последний год Верховным Советом Крыма, сегодня действуют, работают? Оказалось — лишь один. Причем это закон об отмене другого закона... Так о какой победе можно вести речь!
— Тем не менее не станете же Вы отрицать, что сама идеология блока «Россия» находится в состоянии кризиса.
— Здесь нужно разделить идеологию, так сказать, в чистом виде и идеологический инструментарий. Российская идея, провозгласив которую организаторы одноименного блока пришли к победе на выборах, находит живой отклик у подавляющего большинства жителей полуострова. К этой идее можно по-разному относиться, но ее нужно уважать и понимать. Другое дело, что этой идеей просто попользовались те люди, кто сделал популизм своим кредо. К сожалению, на начальном этапе сама идея, ее привлекательность и кажущаяся простота так блистали, что как бы поставили в тень политиков, не скупившихся на разные обещания, порой безответственные и даже просто фантастические. И мандат доверия таким способом был получен.
Прошло время. Идея сближения с Россией для большинства людей, как я уже говорил, не потеряла актуальности. Но люди задумались: а что сделали в этом направлении их вчерашние кумиры, где их обещания... В результате — недавние выборы в органы местного самоуправления бывшим блоком «Россия» были полностью проиграны. Это хороший урок всем политикам, забывающим, что от идеи и до ее воплощения — огромный и тернистый путь.
— В связи с этим сразу возникает вопрос. Если пророссийские настроения настолько сильны у большой части наших граждан, то может ли рассчитывать на их поддержку нынешнее руководство крымского парламента. Ведь буквально в первые дни после своего избрания новый спикер заявил о твердом курсе Верховного Совета Крыма в фарватере Украины. А в своем политическом заявлении Евгений Супрунюк, что называется, наложил табу на всяческие разговоры о территориальной принадлежности Крыма.
— Никакого противоречия здесь нет. Я убежден, что здравомыслящие крымчане, даже из числа тех, кто исповедует российскую идею, поддержат реалистический курс нового руководства парламента. Ведь мы не собираемся просто пассивно следовать, как Вы выразились, в фарватере Украины. Мы будем всячески стремиться наполнить автономный статус нашей республики таким содержанием, которое позволит Крыму в дальнейшем выйти на новый качественный уровень интеграции не только с Россией, но и с другими государствами бывшего СССР. И правовое поле Украины, в котором мы намерены действовать, не будет служить препятствием.
Власть не имеет права на эмоции, а ее действия не могут строиться по принципу субъективной трактовки существующих реалий. К чему привели подобные эмоции и субъективизм, видно на примере трагических событий в Приднестровье, Абхазии, Чечне, в Югославии. Допустить подобное мы не имеем права. Историческая несправедливость отличается от исторической справедливости количеством времени. Разрушить первое можно росчерком пера в течение секунд, а чтобы восстановить второе, порой требуются столетия.
— Итак, новое руководство Верховного Совета Крыма, которое уже поспешили окрестить «проукраинским», отнюдь не чурается российской идеи, имея в виду постепенное сближение и сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях. Конечно же, в соответствии с существующим законодательством. Но как эта стратегическая цель будет достигнута без участия исполнительных структур? А ведь еще недавно отношения правительства и законодателей носили явно ненормальный характер.
— Действительно, «родив» собственное правительство, парламент тут же начал его воспитывать, ставить в угол, а иногда и шлепать. Все это явно показывало неспособность конструктивной работы законодательной и исполнительной ветвей власти. Президент Украины, дабы сохранить управляемость народнохозяйственным комплексом Крыма, в такой ситуации был вынужден замкнуть наше правительство непосредственно на Кабинете Министров Украины. Сегодня положение существенно изменилось. Сделан первый шаг — рассмотрен и утвержден бюджет. Затем парламент фактически снял мораторий с приватизации. Я непосредственно осуществляю связь Верховного Совета с правительственными структурами и могу с удовлетворением констатировать, что напряженность снята, возвращается доверие, идет взаимный поиск оптимальных путей решения возникающих проблем. В связи с этим президиум Верховного Совета Крыма намерен обратиться к президенту Кучме с предложением вернуть крымское правительство под юрисдикцию высшего законодательного органа автономии. Мы надеемся встретить в этом вопросе понимание президента.
— Анушаван Суренович, Вы долгое время возглавляли парламентские комиссии по межнациональным отношениям, хорошо владеете ситуацией. Как бы Вы прокомментировали недавнее заявление Вашего коллеги — заместителя председателя Верховного Совета Крыма Рефата Чубарова о том, что ему известны намерения определенных криминальных структур совершить убийства лидеров крымских татар?
— Мне об этом известно, так как вместе с Рефатом Чубаровым мы долго анализировали эти сведения. Он написал соответствующее заявление и передал его недавно лично в руки премьер-министру Украины Е. Марчуку. Силовые структуры и здесь в Крыму, и в целом в стране внимательно отслеживают ситуацию и делают все возможное, чтобы не случилось несчастья. К сожалению, мы вновь сталкиваемся с тем фактом, что определенные силы, конечно же, криминального характера, вошедшие в контакт с политическими экстремистами, очевидно, не только в Крыму, но и далеко за его пределами, пытаются разыгрывать крымскотатарскую карту. Для их целей им как воздух нужна ситуация политической и экономической нестабильности. Увы, но крымские татары с их нерешенными экономическими и социальными проблемами выступают в качестве удобной мишени для производства общественного взрыва. Кому-то при этом очень выгодно закамуфлировать свои преступные намерения межнациональной напряженностью. Тема, которую мы затронули, очень тонка и требует максимальной деликатности. А провокаторы, я убежден, получат достойный отпор.
Беседовал Г. ДЕНИСОВ