(Газета «Крымские известия» от 22 июля 1995 года)
Прошедшие дни наш парламент практически полностью посвятил решению «застоявшихся» экономических вопросов. А посему подвести итоги парламентской недели мы попросили заместителя Председателя Верховного Совета Крыма, курирующего работу правительства, А.ДАНЕЛЯНА.
— Анушаван Суренович, эта неделя, кажется, была довольно продуктивной. Однако решение в каких именно вопросов вы считаете наиболее важными для парламента и Крыма в целом?
— Для меня самым главным событием этой недели оказалось даже не принятие программы приватизации, бюджета республики. Вы, наверное, заметили, что у нас на табло уже давно не высвечивались такие цифры, как нынче: семьдесят, семьдесят восемь, восемьдесят и более депутатов голосуют за принятие того или много решения. Практически больше года парламент был расколот надвое, эти же цифры говорят о том, что с избранием нового руководства произошла все-таки какая-то консолидация. Конечно, я далек от мысли, что все противостояния уже закончились. Работу по объединению внутри парламента надо продолжать. А также работу по консолидации всех ветвей власти. Год у нас был тяжелый, казна республики, как стало понятно в ходе обсуждения бюджета, практически пуста. Сейчас надо мобилизовать все усилия, чтобы ее пополнить, иначе крымчане останутся после сентября без зарплаты.
— То есть, вы хотели бы обнадежить крымчан хотя бы в том, что политические «чаши» пришли к какому-то равновесию. И на них уже можно взвешивать экономические решения?
— После пяти-шести месяцев роботы, а мы начали рассматривать проект бюджета где-то в феврале, наконец удалось его принять. Хотя вопросы по нему еще остались. Нежелательно, конечно, чтобы был такой большой дефицит в бюджете. Но, с другой стороны, я думаю, это будет стимулировать правительство на изыскание дополнительных возможностей, и не только с помощью драконовских мер по увеличению налогов, но каких-то новых путей по наполнению нашей казны. Такие предложения, кстати, от правительства уже поступили, и до первого августа они будут внесены на обсуждение.
Вторая тема, которую хотелось бы затронуть, — более сложная и более глобальная — приватизация. Здесь мы изрядно отстали не только от всех регионов СНГ, но и от всех областей Украины. Я думаю, может быть, с одной стороны, было правильно, что депутатский корпус, как прошлый, так и нынешний, с большой осторожностью подходил к этому вопросу. Мы, несмотря на то, что приватизация будет проходить согласно украинскому законодательству, постарались учесть специфику Крыма, то есть утвердили собственную программу. Кстати, это тоже один из источников пополнения бюджета.
В общем, прошедшие заседания показали, что настоящий состав парламента, наш депутатский корпус, если захочет, то может конструктивно работать. Вы видели радостные лица членов правительства, а ведь ту же программу приватизации мы до этого дня обсуждали, пожалуй, не один десяток раз. Вот все основные моменты недели.
— Председатель Верховного Совета вылетел в Киев. Там будут решаться немаловажные вопросы...
— Евгений Супрунюк примет участие в заседании Кабинета министров.
— Вместе с нашим премьер-министром А. Франчуком. То есть уже пошла совместная работа...
— Я отмечал и на пленарном заседании Верховного Совета, что де-факто мы восстановили те отношения с нашим правительством, которые были раньше. Мы работаем вместе практически ежедневно. Я, как курирующий правительство, постоянно встречаюсь с руководящим звеном исполнительной власти, у нас установились нормальные человеческие отношения. Что же касается юридических моментов, над этим мы сейчас работаем. Вопрос обсуждается с руководством Украины.
— Анушаван Суренович, психологи считают, что организации и люди развиваются и с помощью кризисов. В парламенте заметны перемены: распадаются прежние фракции, образуются новые. Это, что — развитие или перегруппировка сил?
— Действительно, идет брожение между депутатами, политическими течениями, некая притирка, фракции реорганизуются даже независимо от политических взглядов. Видимо, последние события заставили парламентариев больше думать. Что будет дальше, время покажет, но, надеюсь, все к лучшему.
— Я слышала, что в аппарате Верховного Совета намечается сокращение?..
— Да, мы вместе с руководителями исполнительной власти приняли решение сократить аппарат не только Верховного Совета, но и правительства за счет более мобильной организации их структуры. Освободившиеся средства, конечно, пойдут в бюджет, на нужды работников здравоохранения, образования. Этот процесс уже начался.
Л. ЧЕВЕЛЬЧА