Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Черноморский флот

Черноморский флот Российской Федерации

АНДРЕЕВСКИЕ ФЛАГИ: БУНТ НА КОРАБЛЯХ, ДАНЬ ТРАДИЦИЯМ ИЛИ КУРС НА ВЫХОД ИЗ ТУПИКА?

(Газета «Крымские известия» от 18 июня 1993 года)

Последние события на Черноморском флоте и в Севастополе вновь удостоились особого внимания на самом высоком уровне: позвали я дорогу двух министров иностранных дел, сориентировали президентов России и Украины на будущую встречу. Возможно, новые решения на деле помогут флоту, а вместе с ним городу и Крыму. 

Большому кораблю — большое плавание. Думаю, что если отбросить переносный подтекст этой, пословицы, то в прямом смысле она — о военных кораблях, чье основное назначение — именно дальние морские походы, где в особой атмосфере оторванности от родных берегов и преодолении неизбежных трудностей многомесячного пути призывники на деле постигают романтику суровой службы, учатся ею дорожить. 

Но, кажется, время такой естественной передачи морских традиций кануло в Лету вместе с распадом нашего бывшего Отечества. Теперь никто не несет службу на дальних морских рубежах. Боевые корабли и вспомогательные судна ЧФ теснятся вдали от внешнего рейда у причальных стенок бухт, где тихие воины расстилаются на легком ветерке мягкими серебристыми складками. 

Штормит в бухтах в переносном смысле, и апогеем этого шторма стал подъем андреевских флагов на более чем двухстах судах вспомогательного флота. 

Среди них — плавмастерская ПМ-26 9-й бригады судов обеспечения. У причала она с марта позапрошлого года, с тех пор, как пришла из Польши после планового ремонта. Во время перебоев с электроэнергией коптят небо в буквальном смысле слова. Старослужащие экипажа уже не говорят о квартирах, участках — не потому, что все обеспечены, а просто давно убедились: пообещать — не значит сделать. Да и как не испытывать чувство безысходности, если последние основные поставки оборудования были здесь в 1989 году? В том же году экипаж был в горячей точке — зоне Персидского залива. Под обстрелами, с риском подорваться на мине обслуживал боевые корабли. Бывшие там же тихоокеанцы давно получили награды и удостоверения воинов-интернационалистов, а о них, черноморцагх, словно забыли... 

Неподалеку от плавмастерской стоит белоснежное госпитальное судно «Енисей». Роскошная коралловая ветвь на голубой стене столовой тоже напоминает об экзотических местах, в которых в свое время побывала эта «океанская скорая». «Скорая» — определение верное (потому что, несмотря на габариты, «Енисей» — корабль очень быстроходный, есть на нем и вертолеты), но не исчерпывающее: ведь на корабле есть прекрасно оснащенная поликлиника и госпиталь на 100 коек. Оборудование там — совершенство человеческой мысли, как справедливо сказал помощник капитана по работе с личным составом Владимир Евгеньевич Дятчик. «Работали, чувствовали себя нужными людьми, поскольку не одного человека с того света достали, и по заслугам были и уважение, и почет» — говорил и капитан Михаил Митрофанович Шрам, 32 года назад начинавший в бригаде службу с матроса, а сейчас капитан дальнего плавания. Мог ли предположить, что придет время, когда он не сможет на нынешнюю зарплату свести концы с концами? 

Да, получилось, что военный персонал «Енисея» (78 человек), попав под юрисдикцию России, обеспечен более или менее приличным денежным содержанием, а 91 человек гражданской команды поставлен Минфином Украины на грань нищеты, так же, как и 15 тысяч рабочих и служащих флотских предприятий. Мыслимо ли прожить сейчас на 6—8 или даже 19—20 тысяч карбованцев? Кстати, 19 тысяч капитана — это гораздо меньше оклада военной санитарки — ну не полный ли это абсурд?! 

Михаил Митрофанович особо подчеркивает, что подъем андреевских флагов вовсе не политическая акция, а единственно возможная (так как стачки и забастовки на флотских предприятиях запрещены) попытка обратить внимание властей на истинно бедственное положение. Главный механик Виктор Николаевич Филипович добавляет, что все просто вернулось на круги своя: спущен флаг несуществующего государства — СССР и вновь поднят Андреевский, развевавшийся на мачтах три столетия.» Да и вообще, говорили мне многие моряки, какая же это политическая акция, если экипажи не вышли из подчинения командования ЧФ, по-прежнему выполняют все приказы и распоряжения командующего Э. Д. Балтина и его зама по тылу Б. Е. Богданова? Однако украинская сторона остается при своем мнении — акция политическая, организованная сверху. 

Но вот что интересно. Когда точно такие же андреевские флаги еще год назад подняли 42 экипажа 37-й бригады спасательных судов, ни командование ВМС Украины, ни Министерство обороны не придали этой «политической акции» особого значения. Может, просто упустили ее из виду, потому что сами по горло были заняты подготовкой и проведением собственных акций по одностороннему захвату флота. Достаточно вспомнить попытку захвата комендатуры Севастопольского гарнизона (результатом стало расхищение имущества на 2 млн. рублей), угон СКР-112 в Одессу с массой печальных последствий, вплоть до гибели одного из членов экипаже захват военно-морских училищ и другие действия, изрядно нагнетавшие тогда обстановку на флоте. Как, например, расценить запланированный было запрет министра обороны Украины направить военные корабли на Кавказ для спасения людей? (В итоге все-таки было послано четыре корабля, и они, рассчитанные примерно на 2 тысячи человек, вывезли тогда 17 тысяч, в том числе около 5 тысяч человек — госпитальное судно «Енисей». М. М. Шрам до сих пор не может забыть те трагические рейсы — плачущую толпу на причале людей, прыгающих вслед за кораблем и отчаянно цепляющихся за борт — прямо как в войну...) 

Но те односторонние акции успеха не возымели. Ялтинскими соглашениями было предусмотрено: флот будет делиться не сразу — поэтапно, цивилизованно. Однако время показало, что принятые соглашения оказались не такими конструктивными, как предполагалось теоретически, и, может быть, потому и не выдержали испытания жизнью. К тому же, жизнь внесла немало корректив — процесс суренизации пошел и повлек за собой экономическую изоляцию Украины, инфляцию купона, космический взлет цен, нелепые новоиспеченные погранично-таможенные кордоны — короче, целую цепочку неурядиц, вызвавшую вполне естественную реакцию протеста. Сыграли свею роль и непрекращающиеся визиты на корабли и суда обеспечения, в воинские чести агитаторов из ВМС Украины, уговаривавших экипажи перейти под украинскую юрисдикцию. Но эта агитация обернулась антиагитацией — скорее заставила экипажи поднять андреевские флаги. 

Тут бы Министерству обороны Украины принять произошедшее, как говорится, к сведению и попытаться найти разумный компромисс. Однако министр обороны К. Морозов издает приказ № 103 о снятии «крамольных» экипажей со всех видов довольствия, И что же? На тот же «Енисей» тут же пришли горожане, принесли собранные продукты... А к приезду министров иностранных дел организовали солидный пикет. Наверное, дрогнуло сердце российского министра, услышавшего на площади Нахимова решительное «Крым, Россия или смерть!», если, проходя вдоль ряда, как рассказывали потом пикетчики, он трижды повторил: «Россия!». И официально тоже заявил, что интересы России должны быть на флоте соблюдены, Да и украинский его коллега воспринял пикет не в штыки. И все-таки у офицеров, присутствовавших на встрече с министрами, да и вообще у горожан, осталось чувство определенного разочарования от высокого визита. Все конечно понимали, что министры и не могли однозначно ответить на все наболевшие вопросы. Тревожило людей другое: осознали ли высокие гости обстановку и сумеют ли должным образом проинформировать глав государств? 

Всерьез беспокоило это и председателя Севастопольского горсовет» В. М. Семенова, решившего поехать в Москву и встретиться С А. В. Козыревым и Б. Н. Ельциным. Сразу после возвращения он дал интервью Севастопольскому телевидению. Газетчиков, к сожалению, не пригласили, но главный редактор Севастопольского телерадиообъединения Борис Михайлович Эскин любезно предоставил мне возможность посмотреть запись беседы и сделать необходимые заметки до выхода передачи в эфир. 

Разумеется, содержание сугубо конфиденциальных получасовых бесед с А. В. Козыревым и Б. Н. Ельциным В. М. Семенов по вполне понятным причинам раскрывать не стал. Из рассказа было ясно одно: информация о городе, его особой специфике оказалась нужной и своевременной. Предстоит и разговор председателя Совета с Президентом Украины, и вновь красной нитью в информации В. М. Семенова пройдет мысль: нам здесь жить, поэтому выслушайте и наше мнение, ибо баз его учета решения не сработают. Смело, но, думаю, вполне в духе нашего времени, так молниеносно меняющегося, с точки зрения истории. 

Каким будет результат встречи двух президентов? Недавно на городском митинге, приуроченном к Дню независимости России, кто-то предложил послать Ельцину и Кравчуку телеграмму: «Господа президенты! Не будьте страусами. Решайте проблемы Севастополя в Севастополе». Курьез, конечно, но пусть тоже останется в памяти как часть нашей городской истории. Да и, если вдуматься, в намеке на страуса есть Определенный конструктив, резонное напоминание, сколь небезопасно следовать такой тактике. Вспомним хотя бы политический финал Горбачева... 

Кстати чего уж никак не ожидала увидеть в капитанской каюте «Енисея», так это красивый цветной портрет: бывшего генсека-президента. В экипаже невесело шутят, что вывешен он с чисто утилитарной целью — закрыть пробоину в корпусе корабля... 

... Время, и только оно определяет истинную и мнимую ценность и людей, и символов. Как знать, может, Андреевский флаг — давняя святыня отечественного флота — сейчас активно работает на будущее и в конце концов поможет флоту сохранить в жестоком политическом шторме достоинство, боеспособность и верность курсу. Курсу на выход из тупика. 

Ольга СИГАЧЕВА, 

наш собкор.  

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla