Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Б

Лиля БУДЖУРОВА: "ЭТО КАЗАЛОСЬ УЖАСНО СЛОЖНО, ОЧЕНЬ ДОЛГО, НО БЕЗУМНО РОМАНТИЧНО"

(Газета «Авдет» от 16 июня 2008 года)

– С какого времени Вы начали работать в газете "Авдет"?

– Я присоединилась в процессе подготовки первого номера. Сначала я была заместителем главного редактора, а через несколько месяцев стала главным редактором.

– Каким образом Вы оказались в "Авдете"?

– Мой приход в "Авдет" был сопряжен с большим элементом случайности. Через две недели после моего приезда был очень большой праздник в долине Озенбаша, на который приехали несколько десятков тысяч крымских татар. По дороге к этому месту мы встречались с Мустафой Джемилевым, который предложил мне поработать в газете. Это был для меня серьезный выбор, так как я никогда не работала в газете. Но, приехав в Крым, я сама себе организовала перемену судьбы, поэтому произошла и перемена судьбы в моей профессиональной деятельности.

– В каких условиях выходили первые номера газеты?

– В первые годы газета выходила в частном доме в Бахчисарае у Сервера Керимова. Огромное спасибо Серверу и его жене Зекие, которые терпели нашу шумную, иногда очень скандальную братию, которую кормили, поили и держали в уюте. То, что это было именно в Бахчисарае - это, на самом деле, было очень знаково. Это было очень по-домашнему. Конечно, каждый день приходилось добираться из Симферополя. Я помню, что практически каждая моя поездка длилась несколько часов и стоила больших нервов, потому что в это время в Крыму в каждом автобусе и каждом троллейбусе были шумные политические дебаты, как правило, переходящие на личности и национальности. И когда я приезжала в Бахчисарай, мне казалось, что каждая стена дышит старым татарским духом и я попадала в старый дом Керимовых, где была очень дружеская обстановка. Я думаю, что такого в моей жизни больше никогда не было.

– Оказывалось ли какое-либо давление со стороны государства?

– Давления, по большому счету, мы ждали всегда. А учитывая, что это была первая крымскотатарская независимая газета, мы всегда думали, что что-то может быть. Поэтому издание этой газеты было сопряжено со всякими шпионскими страстями. У нас не было компьютеров, мы не делали сами макет. Мы просто печатали бумажки, потом вырезали ножницами, бритвочками (Ильми Умеров часто этим занимался), потом наклеивали их на кусочек ватмана и отправляли эти листы в Москву. Там макетировали газету на базе редакции "Экспресс-хроника" и потом эти макеты отправляли в Ригу на печать. После этого, пряча стопки газет, прикрывая какими-то сумками привозил тираж газеты из Прибалтики Ленур Фазылов, став с той поры нашим бессменным техническим редактором. Прошел год или два, когда мы сами начали делать макет. В начале 90-х годов вообще мало кто в Крыму умел пользоваться компьютером и приезжали наши ребята крымские татары из Москвы, чтобы научить Майе Умерову и Зекие Керимову набору на компьютере. Это казалось ужасно сложно, очень долго, но это было безумно романтично. Газета, конечно, теряла своей оперативности, но мы были рады тому, что она просто есть. По сути, это была газета, которая отражала хронику самостроев и хронику национальной борьбы того времени.

Итак, мы всегда ожидали. Особенно мы ожидали в дни путча. Зная, что в стране происходит что-то страшное, мы понимали, что день-два и до нас доберутся. Я знаю, что все члены редакции дома в шифоньерах припасали вещь-мешочки с нижним бельем и с гигиеническими принадлежностями. И первое, что мы сделали - увезли и спрятали компьютеры, потому что боялись конфискации. Все эти дни путча над редакцией газеты, которая располагалась в доме  Ильми Умерова, летал вертолет. Мы думали, что это нас выслеживают. Поэтому ночью грузили и вывозили технику. Мы ощущали всегда слежку. Но, к счастью, этого не произошло.

– Что Вы чувствовали, когда брали в руки очередной номер газеты?

– Вот тогда было ощущение, что мы делаем историю. То есть, это не было работой, это не было бытом, каждый номер - это была история. Каждый из нас в то время, каждый крымский татарин, который приехал в Крым и начал просто строить дом, знал, что он делает историю. И мы все были страшно горды тем, что мы участвуем в издании первой независимой крымскотатарской газеты.

– Каким материалам отдавали первоочередное предпочтение?

– Первое - это всегда информация с самостроев, это информация по поводу притеснения прав крымских татар, это информация о противостояние крымских татар и власти. С первых же номеров мы пытались показать людям, что не может быть речи о межэтническом противостоянии, это был конфликт между крымскими татарами и властью. И, конечно, мы отдавали приоритет также историческим материалам. У нас было большое количество публикаций историка Валерия Возгрина.

– Лиля ханум, Вы назвали уже несколько фамилий, непосредственно участвующих в издании газеты. Кто еще был причастен к "Авдету"?

– Первым редактором газеты был Рустем Джелилов, также у нас работала профессиональный журналист Гульнар Курталиева ну и я. Да и все, по большому счету. Нас было трое журналистов, потом уже приходили, уходили. А у истоков газеты стоял Сервер Керимов, Ильми Умеров и их чудесные жены. Стоит отметить, что техническую часть они брали на себя.

– Ваши пожелания редакции газеты "Авдет".

– Я бы хотела, что бы те журналисты, которые там работают, понимали, что это огромная ответственность работать в газете "Авдет", потому что она была первой. Мне бы хотелось, чтобы вы снова стали первыми.

Алим АЛИЕВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla