(Газета «Крымские известия» от 24 февраля 1994 года)
После заседания Президиума ВС Н. Багров пригласил журналистов на пресс-конференцию. Коротко рассказав о прошедшем событии, Николай Васильевич ответил на их вопросы.
— Президент Крыма выразил недоумение по поводу того, что сразу два руководителя Крыма ушли в отпуск. В чем же дело?
— Лично я, пройдя такой марафон с таким результатом, должен был получить время на осмысление того, что произошло, и я такой и возможностью воспользовался. Отпуск я провел в Санкт-Петербурге, у родственников, а не на Кипре. Побывал в музеях, театрах, имел возможность почитать, подумать о жизни. Что касается Б. Самсонова, то после избрания Президента его должность автоматически сократилась. Сегодня он в отпуске.
— Что бы вы сказали по тексту своей предвыборной программы: есть ли положения, от которых вы сегодня отказались бы?
— Хотя время быстротечно, у меня нет необходимости что-то в ней менять, я и сегодня считаю, что она наиболее реалистична. То, в какой ситуации сегодня оказались Крым и Украина, еще раз меня убеждает в том, что нам никто не поможет со стороны, самим надо искать выход. Впрочем, моя программа сегодня — это уже история.
— Можно ли считать вас оппозицией Президенту?
— На предыдущей пресс-конференции я отвечал на этот вопрос отрицательно. Взглядов своих по этому поводу я не изменил. Из политики я ушел, я не баллотируюсь в ВС ни Крыма, ни Украины — о какой оппозиции может идти речь? Считаю, что сегодня вообще не время для какой-то оппозиции. Право на существование имеет только конструктивная, которая что-то предлагает для выхода из кризиса. Но я и в такой оппозиции быть не собираюсь. То, что я все-таки вернулся к исполнению обязанностей председателя ВС, говорит об обратном: я готов вместе с депутатами создать нормальные условия для работы исполнительной власти.
— С чем связано ваше возвращение — это спасение команды Ю. Мешкова?
— Когда я говорю, что ухожу из политики, это означает, что это будет через месяц после выборов. Причина возвращения — создать условия для того, чтобы Президент выполнил свою программу и исполнительная власть дала возможность людям жить получше. Почему не вернулся раньше — билет был на тот самолет, который летает раз в неделю.
— Ваше отношение к приглашению на должность вице-премьера Евгения Сабурова?
— Я лично с ним не знаком, узнал о нем, когда он появился в правительстве Силаева. Это серьезный экономист, он разрабатывает различные программы экономического развития России с академиками Абалкиным, Шаталиным, Петраковым. Мне проставляется, что этот человек заслуживает внимания, у него есть имя — теперь надо, чтобы он на практике реализовал свои идеи. Это плюсы.
К минусам я бы отнес то, что на новом месте ему надо изучить ситуацию, найти команду, на которую надо опереться, на это нужно время. Удастся избежать этих минусов? Хотелось бы на это надеяться. Другие вопросы, например, гражданства — это не непреодолимые препятствия.
— Какова будет дальнейшая судьба режима открытой экономики?
— Мне трудно об этом говорить, поскольку это зависит не от меня. Мне хотелось бы надеяться, что ее идеи не пропадут. В интервью с Сабуровым я прочитал, что он намеревается заниматься банковской системой, а это составная часть режима открытой экономики.
режима открытой экономики
— Во время предвыборной кампании вы говорили, что программы пророссийски настроенных кандидатов чреваты осложнениями. Вы продолжаете так считать?
— Я говорил о том, что в них есть элементы конфронтации — например, тот же референдум.
— У вас действительно не осталось сил, чтобы присутствовать на инаугурации Президента?
— Насчет сил — вот я перед вами, полон сил. Но мне пришлось срочно выехать в Москву для консультации с моим лечащим врачом, который уезжал за границу.
— Каким должен быть крымский бюджет, его взаимосвязь с бюджетом Украины?
— Мы получили возможность формирования его по принципу одноканальной системы. Но скажу откровенно, это весьма привлекательно, но создаст нам дополнительные трудности. Например, город должен был получить прибыль в январе 800 миллиардов, а получает только 8… Как жить дальше? Мы выходим из положения только потому, что в местных органах власти работают опытные люди — поэтому, кстати, я выступаю против их перевыборов летом. Бюджет будет формироваться непросто. Своей задачей в оставшееся время я считаю побывать на местах, с помощью специалистов подготовиться к его принятию на сессии.
Крым будет отдавать в бюджет Украины четыре процента — Президент Украины подтвердил эту позицию.
— Как вы относитесь к предложению Президента В. Астахову покинуть пост президента, телерадиокомпании?
— Если бы я всерьез воспринимал претензии к журналистам, то я бы им каждую неделю предлагал уходить в отставку. Сейчас не время политических разборок, нам надо всерьез заняться экономическими вопросами. Лично мы с В. Астаховым были и в дружбе, и в противостоянии.
— Был ли у вас разговор с Президентом?
— Да, разговор состоялся нормальный.
— Как вы относитесь к тем, кто покинул «команду Багрова»?
— Я думаю, еще не вечера и время нас рассудит.
— Что значит «еще не вечер»?
— Все может быть. Люди очаровались, они могут и разочароваться, понимаете? Если человек стоял на принципиальных позициях, то от них отказаться не может, Если он стоял на этих позициях по каким-то другим соображениям, то это рано или поздно проявится. Вот, проявилось.
— Какие уроки вы вынесли из того, что произошло?
— Я не хотел бы перед вами исповедоваться... Я считаю себя причастным к тому, что сейчас происходит. К сожалению, не все зависело от нас. Я походил по Санкт-Петербургу, там в магазинах практически все есть, но все очень дорого, гораздо дороже, чем в Крыму. Мне было очень неприятно видеть у станции метро торгующих жителей Украины. Нисколько не жалею с тем, что сделано, я честно могу смотреть людям в глаза.
— А о чем вы жалеете?
— Я, конечно, сожалею с том, что ту программу, которую я предлагал, крымчане не поддержали.
— Как вы оцениваете работу крымских депутатов в украинском парламенте и какой, на ваш взгляд, эта работа должна быть?
— В начале нашей работы у нас была очень дружная команда, мы вырабатывали общую позицию, если надо — шли в бой. Потом, к сожалению, эта команда распалась на составные части. Я не пытаюсь отнимать у кого-то право иметь свою позицию, но если тебя избрали крымчане, то ты должен отстаивать не свое личное мнение, а интересы крымчан. Сегодня перед нами стоит задача избрать туда достойных людей, которые будут, прежде всего, отстаивать интересы Крыма. Изберем таких — не будет крымского лобби, а будет нормально звучать голос Крыма в парламенте Украины. Для нас это чрезвычайно важно.
Н. ГАВРИЛЕВА