(Газета «Крымское время» от 25 декабря 1997 года)
Во вторник на встрече с журналистами свою позицию по итогам прошедшей в конце прошлой недели сессии курултая (подробности — во вчерашнем номере «КВ») высказал теперь уже бывший член меджлиса, вице-премьер крымского правительства Ленур Арифов. По его оценке, то, что случилось на сессии, превзошло все опасения оппозиции, предупреждавшей о проявлении со стороны Мустафы Джемилева авторитарных замашек. «Теперь то, против чего боролся когда-то молодом Мустафа, он внедряет в возглавляемом им органе», — заявил Ленур Арифов.
По его словам, в преддверии курултая в регионах прошла волна собрании, на которых выражалось недоверие оппозиции, но ее представителей на это собрание постарались не допускать. Кроме того, активный прессинг, устроенный на самом курултае воинствующими сторонниками Джемилева, нежелание дать возможность высказать свою точку зрения оппозиционерам, да и методы, которыми принимались решения, говорят о том, что «в меджлисе поселились реакция и авторитаризм». Как считает Ленур Арифов, «это превращает меджлис и курултай в органы, обслуживающие интересы одного человека и лиц, к нему приближенных».
Причем вице-премьер подчеркнул: «Причиной кризиса являются не финансовые махинации в «Имдат-банке» — они стали лишь поводом. Просто когда мнения в меджлисе разошлись, и Мустафа понял, что большинство поддерживает иную точку зрения, он не нашел ничего лучшего, как попытаться внедрить свой диктат».
Решение делегатов курултая «поддержать политический и экономический курс Мустафы Джемилева» Арифов прокомментировал так: «Мустафа сумел создать такие финансовые органы (банк и Фонд «Крым»), с помощью которых оказывает влияние на некоторых чиновников, в частности, на председателя Госкомнаца и начальника УКСа, что и позволило использовать бюджетные средства не по назначению. Если это и есть экономический курс, то, по моему мнению, ему поддержки быть не должно. Но ведь делегаты курултая вообще не обсуждали эти вопросы, и потому сами не понимали, за что голосуют, и что понимается под словами «экономический курс».
Говоря о дальнейших планах оппозиции, Арифов заявил, что считает нежелательным создание каких-то параллельных меджлису структур. Но члены бывшего состава меджлиса все равно будут стремиться противостоять «творящемуся в этом органе злу», и происходить это может в самых разных формах. По его словам, оппозиция намерена принять активное участие в выборах во все уровни власти и, кроме прочего, использовать предвыборную кампанию для разъяснения своих позиций.
Известно, что сторонники Джемилева решили добиваться лишения депутатских полномочий трех оппозиционеров: Лили Буджуровой, Наримана Абдурешитова и самого Ленура Арифова. Однако последний заявил журналистам: «Да, при избрании нас в ВС Крыма мы давали подписку, что сдадим мандаты, если того потребует курултай. Я долго сомневался, но, видя, что творится, как манипулировали делегатами курултая, не дав нам даже возможности защищаться, я решил, что не могу освободить поле работы только потому, что делегаты под давлением приняли такое решение. Если бы Джемилев не побоялся тайного голосования по подтверждению своих полномочий, то я бы сдал мандат. Но все демократические нормы на сессии курултая были нарушены».
Похоже, что хоть Мустафа Джемилев номинально и победил оппозицию курултая, но задавить ее окончательно ему не удалось. Может быть, председателю меджлиса казалось: пройдет курултай — исчезнет противостояние. Но изгнанные из меджлиса его бывшие члены и их сторонники, как видно, сдаваться, не намерены...
Алексей НЕЖИВОЙ