Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
А

«ПРИНЦИПЫ» ДИСКРИМИНАЦИИ?

(Газета «Крымские известия» от 13 июля 1996 года)

Из доклада председателя Постоянной комиссии ВС Крыма по национальной политике и проблемам депортированных граждан Л.Я. АРИФОВА на сессии ВС Крыма при обсуждении проекта постановления Верховного Совета Крыма «О признании недействительными и приостановлении действия некоторых решений Крымского областного Совета народных депутатов, его исполкома. Совета Министров Крыма по вопросам расселения депортированных». 

С конца 80-х годов после либерализации политического режима бывшего СССР в Крым в массовом порядке стали возвращаться крымскотатарский народ, армяне, болгары, греки, немцы, депортированные в 1941 и 1944 годах. 

С этого момента по настоящее время органы власти и управления в Крыму приняли около 40 юридических актов, касающихся расселения, прописки, выделения земли и иных вопросов, связанных с определением правового положения депортированных. 

Ряд из них сыграл положительную роль в урегулировании возникавших проблем, большая часть продолжает исполняться органами местного самоуправления и Правительством Крыма. Некоторые фактически прекратили свое действие (решения разового характера). 

Однако среди этих правовых актов до сих пор являются формально действующими и такие, которые объективно не только не способствуют урегулированию проблем возвращения и обустройства депортированных, но грубо и в массовом порядке нарушают фундаментальные права и свободы человека. 

Необходимо особо подчеркнуть, что речь идет не о практике нарушения прав человека в реальной повседневном жизни, не о неправовых действиях представителей местных центральных органов власти или чиновников государственных ведомств и учреждений, что само по себе недопустимо, и с чем необходимо бороться в каждом конкретном случае. Речь идет о дискриминации по национальному признаку и нарушении прав человека, юридически закрепленных решениями центральных органов законодательной и исполнительной власти Крыма; о «правовых» актах органов власти Крыма, вступающих в конфликт с конституционными нормами и нормами международного права. Аналогов подобному в современном мире трудно подыскать. 

Начало этому было положено решением Крымского облисполкома от 29 ноября 1989 годе № 331 «О расселении граждан крымскотатарской национальности, прибывающие в Крым на постоянное жительство в 1989—1990 гг.». Принципы дискриминации граждан по национальному признаку, сформулированные в этом решений, была затем узаконены (подчеркиваю, узаконены!) решением Крымского областного Совета народных депутатов от 11 сентября 1990 г. «Об основных принципах расселения крымских татар на территории области» и реализовывались последующими постановлениями Совета Министров Крымской АССР от 19 ноября 1991 года № 258 и Совета Министров Крыма от 17 ноября 1992 года № 253. Согласно этим принципам (цитирую решение Крымского облсовета) "в основу рационального расселения крымских татар на территории области можно было бы взять расселение в местах прежнего проживания при предъявлении доказательств — документов, свидетельских показаний, архивных материалов, подтверждающих депортацию непосредственно выселенных из области или их родственников по первой линии. Исключение может быть для Южного берега Крыма (Алушта, Ялта, Судакский район), г. Севастополя, Бахчисарайского и Симферопольского районов... Здесь можно было бы расселить участников Великой Отечественной войны и партизанского движения, некоторое количество специалистов, нужных для обслуживания курорта из числа крымских татар, которые ранее проживали в этих районах. Оставшуюся часть ранее проживавших в названных регионах расселить в гг. Евпатории, Феодосии, Сакском и Черноморском районах...». 

Согласно этим же принципам рекомендуется не допускать в трехкилометровой зоне побережья Черного и Азовского морей расселения крымских татар и строительства ими индивидуальных домов, но предлагать земли в Джанкойском, Красноперекопском, Ленинском, Нижнегорском, Раздольненском и уже упоминавшемся Сакском районах. 

Следует отметить, что эти «принципы» относятся только к лицам крымскотатарской национальности. Для лиц других национальностей никаких схем расселения не предусмотрено, а выбор места жительства на территории Крыма ничем не ограничен. Указанные правовые акты органов власти Крыма ущемляют право крымских татар в выборе ими места жительства, руководствуясь собственной волей и собственным желанием. Согласно им крымские татары не могут поселяться на Южном берегу Крыма, в Севастополе, Бахчисарайском и Симферопольском районах, если они не являются участниками ВОВ, партизанского движения или их не отобрали в качестве специалистов для обслуживания курортов. Согласно этим актам крымские татары обязаны представлять доказательства того, что они (или их родители) были депортированы именно из тех мест, где они пожелали поселиться. От лиц других национальностей никаких доказательств не требуется, они беспрепятственно могут поселяться в любом месте Крыма. 

Эти «принципы» находятся в прямом и грубом противоречии со статьями 32 и 34 Конституции Украины, статьями 11 и 13 Конституции Автономной Республики Крым, которыми гарантируется равенства перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, а также с международными правовыми актами, ратифицированными Украиной, в частности, со статьей 13 Всеобщей декларации прав человека и статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. В статье, например, 13 Всеобщей декларации прав человека, вступившей в силу еще в 1948 г., говорится о том, что (цитирую) «1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну». 

Напомню слова из послания генерального секретаря ООН Бутроса Бутроса Гали: 

(Всеобщая декларация (прав человека — Л. А.) представляет собой документ величайшего значения, выступающий в своей сфере как советь мира и эталон, на основе которого могут быть измерены позиции обществ и правительств. За Всеобщей декларацией прав человека — документа первостепенного нравственного значения — последовали еще четыре документа, придающие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и два факультативных протокола к последнему». 

В статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах говорится: «1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. 

2. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями настоящего Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в настоящем Пакте». 

Следуя этим международным нормам и в целях исправления правовой ситуации в Крыму Постоянная комиссия Верховного Совета Крыма по национальной политике и проблемам депортированных граждан выносит проект постановления Верховного Совета на обсуждение сессии.  

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla