Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
З

Вячеслав ЗАРУБИН: КРЫМУ ПОВЕЗЛО КАК НИКОМУ

(Газета «Крым.ru» от 19 апреля 2006 года)

Сегодня, по традиции, представители русских общин Крыма возложат цветы к Долгоруковскому шпилю — будут отмечать очередную годовщину принятия Крыма в Россию. О том, что это событие означало тогда и как отражается на современности, мы беседуем с историком Вячеславом ЗАРУБИНЫМ

— 8 апреля по старому стилю, 19 апреля по новому, в 1783 году императрицей Екатериной II был подписан Манифест о принятии Крыма d Россию. Это был закономерный итог многовековой борьбы российского государства за выход к Черному морю, за укрепление своих рубежей и защиту от непрерывной агрессии. Победила Россия и, как победительница, воспользовалась своими правами. 

— Сейчас это событие оценивается вовсе не так однозначно. 

—  В последнее время появились публикации, рисующие Екатерину в негативном свете. Разумеется, фигура такого исторического масштаба не может восприниматься однозначно. При всем при том она хорошо понимала, что ей досталось. Хоть и лакомый кусочек — Крым, однако населенный народом, который будет себя чувствовать побежденным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому Екатерина, чтобы заручиться поддержкой представителей местного населения, предприняла ряд шагов, направленных на укрепление своего влияния. Это наделение всевозможными льготами беев, мурз; это фактически нераспространение крепостного права здесь, на полуострове, и другие, И не только сама Екатерина, но и ее окружение заботилось о том, что положение России в Крыму укреплялось, росло ее влияние. 

— И с этого времени начинается в Крыму... 

—  ...весьма плодотворный период. Конечно же, не все было здесь прекрасно и удивительно, как и во всей России. Но тем не менее началось полноценное освоение этого края. Строились дороги, порты. Здесь весьма преуспел Григорий Потемкин, которого теперь почему-то зачастую представляют в шутливо-ироничном тоне. И Михаил Воронцов — он как-то в тени истории, мы знаем только о дворце в Алупке, а ведь собственно Воронцов продолжил и углубил развитие инфраструктуры нашего края. Мы же помним, как путешествовал по Крыму Александр Сергеевич, держась за хвост татарской лошаденки. Появляется продуктивное сельское хозяйство с использованием новых сортов винограда, новых технологий возделывания. В конце концов, появилась и промышленность, и все то, что мы называем цивилизацией. Все это пришло сюда, когда Крым стал русским. 

— Взошли новые имена. 

— Крыму повезло, как никакому другому уголку государства российского. Имею в виду обилие побывавших здесь лиц, сделавших немало для мировой культуры. Пушкин, Грибоедов, Мицкевич, Толстой, Бунин, Куприн... Список можно продолжать бесконечно. 

Земля крымская тоже внесла достойный вклад в копилку имен, прославивших государство российское. Гаспринcкий. Айвазовский, Аверченко, Сельвинский — они все неотрывны от российской культуры. Когда я говорю о русской культуре, я не замыкаюсь на именах чисто русских, на личностях, русских по происхождению. Люди, которые внесли вклад в русскую культуру, которых невозможно теперь оторвать от нее, — это и армянин Айвазовский, и татарин Гаспринский, и датчанин Даль. Менделеев тоже здесь побывал. Правда, недолго, но была попытка начать свою педагогическую деятельность в Симферопольской гимназии. 1812 год — создание первого учебного заведения на крымской земле, это к вопросу о цивилизации, о прогрессе. 

— Как продолжалось потом развитие полуострова? 

— Если мы посмотрим на 1913 год, год пика развития государства, наверное, времена тогда были гораздо привлекательней нынешних. Я уж не говорю о политической стабильности, которая тогда была, а ныне ее не наблюдается. Достаточно полноценное экономическое положение, а значит, и политическая стабильность. Что было в Крыму в 1905 году? Восстание на «Очакове», стрельба, пальба, расстрелы... И вот 13-й год: край процветает, императорская семья здесь часто гостит. До 1911 году Крым был ссыльным краем, сюда ссылали, видимо, он еще по традиции считался окраиной. Потом здесь появилась императорская резиденция, и он стал тем, что сейчас пытаются создать, — летней столицей. И благосостояние, и процветание. Не идеализирую, были и противоречия, и все прочее, но в целом страна находилась на подъеме. 

— И тут Гражданская война... 

—  Очень интересный период в истории Крыма. Ему опять повезло; практически не было крупных военных сражений, разве что битва за Перекоп в 1920 году, при смене всевозможнейших правительств, которые здесь находились, Крым стал приютом для русской интеллигенции, сотнями можно называть имена писателей, поэтов, ученых. Парадокс, но именно в Гражданскую войну развивалась культура Крыма. При кайзеровских войсках в 1918 году здесь появился университет. А почему он здесь появился? Критическая масса ученых, включая фигур мирового уровня, собралась на полуострове, нужно было найти применение их силам, возможностям, дарованиям. Можно много говорить о том, что дало Крыму российское влияние. 

—  Попытки переписать историю сейчас вас не смущают? Далеко не все столь оптимистично относятся к российскому влиянию на развитие полуострова. 

—  Парадокс в том, что объективная история Крыма подтверждает правоту моих слов. Если мы честно смотрим, как это было в развитии. А попытки переписать историю были и будут. Известный крымский писатель, художник, мыслитель Максимилиан Волошин еще в 1917 году радовался, когда сносили памятник Александру III в Феодосии... Южнобережные дворцы он сравнивал с привокзальными буфетами и так далее. Я это отношу к влиянию времени, когда неразбериха, когда нет какого-то стержня. Вот примерно что-то такое и сейчас происходит 

— И тем не менее... 

— В Крыму сохранился по большому счетe русский менталитет, крымско-русский менталитет я бы его назвал. Это уже в генетической памяти, от этого никуда не денешься, уже несколько поколений причисляют себя не к какой-то национальности, а к крымчанам, они крымские по духу. Сегодня есть неумные, неумелые попытки это сломать. Это все мы уже проходили. 

— Как с этим бороться? 

—  Изучать историю. У нас огромные архивы, богатейшие музейные фонды — читайте, работайте. Выгодно или не выгодно это некоторым ангажированным историкам, второй вопрос. Он же и первый. Вопрос добросовестности ученых. 

— А учебники? Вы их видели — школьные учебники по истории? Дети в архивы не пойдут, с авторами учебников спорить не станут. Им что делать? 

—  Это сложная проблема. Нравственные качества педагогов очень важны. Я знаю педагогов, которые преподают историю и Украины, и Крыма, и России, опираясь на исторические факты, а не на политический заказ. Труды историков изданы, переизданы, не ленитесь, читайте. Все зависит оттого, чего ты хочешь. Стать манкуртом безродным? У нас есть такой президент — глечики, вышиваночки, хуторянская психология. Это европейский выбор?.. 

— Похоже, сейчас у Крыма опять нет выбора? 

— А вы 26-го числа, когда голосовали, чем думали? На бумажечки смотрели, программы читали? Мы знаем, кто такой Геббельс, знаем, как делается то, что теперь называют пиаром и политтехнологиями. На себя теперь надо пенять. 

—  И молча слушать разговоры о том, что Крым — татарский, украинский, какой-то там еще? 

— И это уже было. В 1917 году лидеры крымскотатарского движения выступали с лозунгом «Крым для крымцев». Причем имелись в виду отнюдь не крымские татары, а все, кто живет в Крыму. Правда, сами же они не реализовали эту идею, не смогли. Тогда же была идея с крымским референдумом, который выдвинули большевики, а потом сами ее испугались. У нас богатейшие традиции, даже в 20-м веке, создания крымской государственности. Этот опыт, отрицательный, я тоже рассматриваю как опыт. Чтобы не делать так, как было, не наступать постоянно на одни и те же грабли. Нас должно объединить то, что мы крымчане. Что показал «майдан»? Что можно выйти на улицы и изменить власть. Если мы приспосабливаемся к этой власти — это одно, если хотим менять, можем добиться результатов, можем поддержать те или иные политические силы митингами и протестами, Помните школу в Комсомольском? Не захотели родители учить своих детей на украинском — и добились своего. Можно и нужно добиваться. Или приспосабливаться. Тут уж, что выберем. 

—  У Крыма есть еще и херсонесский опыт республики. 

— Да, кстати. Но мы же говорим сейчас именно о русской эпохе. А до нее и республики у нас были, и государственность. В чем опасность того, что происходит сейчас? Значительная часть политиков сразу забывает о том, что обещали. Где, кстати, наш референдум по языку, о котором так долго говорили? Забыли? Спрашивать надо. И с себя в первую очередь. 

Наталья АСТАХОВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla