Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Я

Арсений ЯЦЕНЮК: ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ УКРАИНУ НЕ ВТЯНУЛИ В ПРОВОКАЦИЮ

(Газета «Крымская газета» от 20 августа 2008 года)

На днях в крымской столице побывал Председатель Верховной Рады Украины Арсений Яценюк. Напомню, что его визит был связан с гуманитарной миссией. Глава парламента представил выставку тактильных фотографий «Прикоснуться и увидеть» для людей с дефектами зрения. Однако крымские журналисты не упустили случая во время брифинга задать вопросы об осложнившейся международной и внутриполитической ситуации. Публикуем ответы спикера на самые актуальные и острые из них.

— Позиция, которую Украина заняла по отношению к Грузии, по-разному трактуется разными политическими силами. Как вы думаете, она продиктована интересами страны или другими соображениями?

— Любая позиция в таких конфликтах должна быть продиктована одним — вопросами международной и национальной безопасности. Поэтому я не считаю, что конфликт между Грузией и Россией сегодня правильно называть двусторонним. Он многосторонний, является вызовом для глобальной безопасности, имеет последствия для всех участников региона, вышел за рамки «замороженного». Льется кровь, значит, мы наблюдаем фактически военный конфликт. Боевые операции прекратились, но война-то не закончилась.

— Решения украинской власти по Черноморскому флоту России вызывают резкие комментарии. Какова ваша позиция?

— Я обратился к руководителям всех фракций украинского парламента, чтобы они представили собственные позиции по грузино-осетинскому конфликту, чтобы парламент Украины принял консолидированное решение. Не исключаю, что парламент может обговорить в том числе и ситуацию по Черноморскому флоту. В связи с этим хотел бы отметить следующее. Первое — Украина является европейским государством, поэтому будет действовать в строгом соответствии с международными договорами, которые подписала. Второе — внутренними документами Украины определяются условия пересечения государственной границы державы. Таким образом, украинская власть действует исключительно в объеме компетенций, предоставленных Конституцией и законами Украины. Третье — в любом случае (и это мы обговаривали с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым) необходимо обсудить эти положения в нормальном режиме, в том числе провести заседание подкомиссии по Черноморскому флоту. Только в рамках консультаций стороны способны достигнуть окончательного согласования всех позиций, отраженных в нормативных актах Украины. И последнее. К огромному сожалению, действующий договор по Черноморскому флоту не предусматривает ряд положений, которые надо легализовать. В том числе и положение, касающееся участия кораблей Черноморского флота РФ в любых зонах военных конфликтов. Думаю, в рамках переговорного процесса такое соглашение может быть подписано. Тем более что проекты подобных документов периодически появлялись ранее. Так что необходимы диалог и создание в рамках двусторонней комиссии дополнительного пакета соглашений, который урегулировал бы взаимоотношения. Хотя, признаюсь, это сложный участок работы. На него накладывается политическая составляющая. Военный конфликт я отдал бы в руки дипломатов. Они со всем справятся.

— Вернутся ли корабли ЧФ на базу в Севастополь?

— Вернутся!

— Прозвучало заявление заместителя начальника Генштаба Вооруженных Сил РФ Анатолия Ноговицына, что командование Черноморского флота не будет выполнять приказы Президента Украины по поводу пересечения границ, поскольку подчиняется исключительно Президенту России. Может ли украинский парламент рассмотреть этот вопрос? Все-таки он способен принять закон, который сильнее президентских указов.

— Военных надо держать подальше от дипломатической стези. Не их дело комментировать какие-либо законодательные и нормативно-правовые акты. Для этого есть министерства иностранных дел. Они же пусть занимаются портупеей и следят за тем, чтобы их корабли случайно не стреляли в отдельных регионах. Что касается отдельного закона, то хотел бы отметить, что действующая Конституция Украины четко предусматривает порядок и нормативно-правовое регулирование, необходимые при определении понятия «пересечение государственной границы». Так что в принципе никакого двойного толкования по этому вопросу не должно быть. Однако в любом случае надо провести совместное заседание комиссии, снять никому не нужную политизацию. Для меня самое главное, чтобы Украину не втянули в провокацию. Это вопрос номер один.

— Многие аналитики проводят параллели между Крымом и Южной Осетией. Есть ли в этом смысл?

— К огромному сожалению, внешнеполитическую карту стали использовать во внутриполитических играх. Надо же готовиться к следующим выборам, показать, кто больше любит электорат. Звучит и антигрузинская, и антироссийская риторика. Надо бороться за электоральные баллы. Это самое вредное, что может быть. Как правило, люди, дающие подобные комментарии, вообще ничего не смыслят ни в международной политике, ни в международных правоотношениях. Не вижу вообще никакой возможности проводить параллели между ситуацией в Грузии — Южной Осетии и Автономной Республике Крым. Украина — целостное государство. Автономия имеет регламентированные Конституцией права и полномочия, так что политические спекуляции вокруг ее статуса и территориальной целостности Украины следует пресекать на корню. Это тот вопрос, который должен объединить все политические силы Украины, независимо от их «цвета».

— Как вы относитесь к идее выхода Украины из большого российско-украинского договора?

— Очень плохо, что деструктивные силы проталкивают подобные идеи для массового обсуждения, будоражат людей. В свое время, когда я был министром иностранных дел Украины, мы с Сергеем Лавровым подписали двусторонний протокол, где четко указано, что Россия и Украина будут подготавливать и подписывать дополнительный пакет договоренностей в развитие большого договора. То есть вопрос о разрыве, расторжении или пересмотре его никогда не поднимался. Это официальная позиция. Мы можем рассуждать только об интерпретации и развитии положений большого договора. Конечно, политики как в России, так и в Украине будут разыгрывать эту карту. Однако в будущем ее цена может оказаться очень высокой. Это точно не козырная карта.

— В чем корень противоречий между Украиной и Россией?

— (Смеется.) Нам надо потратить минимум дня четыре, чтобы в этом разобраться, а начинать придется с истории древних веков. Там мы найдем много интересного. В череде исторических событий происходили большие трагедии. Надо сделать максимум, чтобы не допустить их повтора. Хотя сегодня в рамках конфликта на территории Грузии, к огромному сожалению, международные организации показали полную и тотальную несостоятельность. Война идет, а международного правового механизма для урегулирования конфликта в рамках то ли ООН, то ли Совета Безопасности ООН, то ли ОБСЕ, то ли ПАСЕ не существует. То есть большинство организаций заняли позицию «сидите и ждите», а меньшая часть в силу того, что процедура разработки упомянутого механизма сложна, фактически сдалась, расписалась в собственном бессилии. И только благодаря посредничеству отдельных авторитетных политиков и президентов ведущих европейских стран удалось хотя бы остановить кровопролитие. Впрочем, по моему мнению, самый сложный этап впереди. Разрушена экономика региона, инфраструктура. Их надо восстанавливать. Не определен статус территории. Решение данных проблем может растянуться на добрый десяток лет.

Подготовила Ирина ИВАНЧЕНКО

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla