Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
Ш

ВАСИЛИЙ ШПИЛЬКИН «ЗАЛЕТЕЛ» НА ЧЕТЫРЕ ГОДА

(Газета «С места происшествия» от 18 февраля 1999 года)

Взлет АО закрытого типа «Атлант СВ», негосударственной авиакомпании, созданной в 1992 году уволенными по сокращению штата летчиками и инженерами ВТА (военно-транспортной авиации) ВВС Украины и морской авиации Черноморского флота, пришелся на 1994 год. 

Случалось, что одновременно в ту пору в воздухе находилось до десяти «бортов» из сорока трех тяжеловесов Ил-76 МД и Ан-12, которые компания использовала по договору с командованием отечественных Военно-Воздушных Сил. Причем не только в небе Украины, СНГ, но и Европы, Африки, Азии. Партнерами «Атланта СВ» были тогда ООН, Международный Красный Крест, другие международные организации, которые за приличное вознаграждение с риском для жизни самих экипажей посылали самолетами с эмблемой «Атланта» гуманитарные грузы в самые «горячие точки» планеты. Таким небезопасным образом крымчане сумели вписаться в мировой рынок грузовых авиаперевозок. 

А возглавлял самую большую из 17 действующих по договору с военным ведомством авиакомпанию энергичный президент Василий Шпилькин. Уволенный по оргштатным мероприятиям летчик ракетоносной авиации ЧФ капитан Шпилькин быстрее других смекнул, какую выгоду сулит конверсия военно-транспортного авиационного парка Украины, кстати, самого мощного не только в СНГ, но и в Европе. 

Надо отдать Шпилькину должное — он проделал большую работу, например, по сертификации судов, переобучению летного состава и т. д. С заказчиками тоже вроде бы было все «о'кей». Росла прибыль, исправно поначалу расплачивалась компания и за аренду самолетов. Даже удалось выйти на пассажирские линии, получив по лизингу Ту-154 и Боинг-737. Но финансовое благополучие продолжалось недолго. Уже к концу 1994 года возникли у «Атланта СВ» серьезные проблемы. 

Василий Шпилькин связывал их прежде всего с задержкой платежей по контракту с ООН и другими не менее солидными партнерами. Об этом он не перестал повторять на многочисленных «оправдательных» пресс-конференциях. Называл и «задержанную» сумму — 800 тысяч долларов США. Мол, нам вовремя не заплатили, и мы, в свою очередь, оттягивали с арендной платой, которая вместе с пеней накатывалась, как снежный ком. А еще бизнесмен во всеуслышание обвинял руководство ВВС, что оно, дескать, с первого дня невзлюбило президента процветающей фирмы и потому обложило дополнительным «оброком» и измененными задним числом условиями эксплуатации самолетов. Иных версий депутат-бизнесмен (в 1994 году В. Шпилькин избран депутатом Верховного Совета Крыма. Прим. автора), понятно, не приводил. И всячески открещивался от всех «клеветнических выпадов» в свой адрес. Еще бы. На его стороне — депутатская неприкосновенность, которая, как индульгенция, отпускала ему все грехи. 

А грехов-то у президента к тому времени уже хватало. К примеру, контрольно-ревизионная инспекция Министерства обороны обнаружила фиктивные платежные поручения об оплате «Атлантом» бюллетеней Московскому авиаконтструкторскому бюро имени Ильюшина на сумму свыше 300 тысяч долларов. Компания кормила обещаниями арендодателя — ВВС, долги перед которыми уже достигли одного миллиона «зеленых». 

Чтобы как-то выкрутиться, Василий Шпилькин обещает тогдашнему министру обороны В. Шмарову погасить часть долга 225 квартирами для уволенных в запас военных летчиков. Он даже показал эти квартиры, построенные в одном из районов Симферополя. Но денег на приобретение жилья «Атлант» так и не перечислил. 

Позже в ходе проверки выяснилось, что за пределами Украины авиакомпания оставила имущества ВВС на сумму 634000 долларов, в том числе авиадвигатель. Кроме того, «потеряла» 15 гидроплатформ. Вот почему командующий ВВС генерал В. Антонец приказал в январе 1995 года все самолеты «Атланта» возвратить на базовый аэродром в г. Мелитополе. 19 из 22 крылатых машин шпилькинская фирма вернула неисправными или с отработанным ресурсом. Вот каков был результат «хозяйствования» бизнесмена-депутата. 

Тогда же авиационное начальство передало все документы на злостного должника в Генпрокуратуру и Высший арбитражный суд Украины. Но не смирился с неудачей Шпилькин, к тому времени еще председатель Постоянной комиссии по экономической и бюджетно-финансовой политике Верховного Совета Крыма. В Кабмине и Министерстве обороны он продолжает доказывать, что, мол, если не возвратить «Атланту» самолеты, то они устареют и превратятся в металлолом. А в родном парламенте под эгидой всем известного спикера Е. Супрунюка Василий Александрович сумел протащить постановление о создании на базе бывших аэродромных комплексов в Мирном и Октябрьском АО «Крымтрансавиа», где одним из учредителей числилась и его обанкротившаяся фирма. 

Почти одновременно Следственное управление ГУМВД Украины в АРК возбудило уголовное дело № 23881 по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 148-5 УК. Обвинялся Шпилькин в том, что при получении кредита в Министерстве финансов АРК в сумме 150 тысяч долларов предоставил договор залога самолета Ил-76 МД, который на тот момент был уже заложен в обеспечение кредита Укрсоцбанку г. Ялты. 

В конце августа 1996 года прокурор Крыма Владимир Шуба первый раз обратился в парламент о даче согласия на привлечение В. Шпилькина к уголовной ответственности. Тщетно. Сработала круговая порука и во втором случае, третьем... 

Лишь в начале 1998 года, когда в законодательном порядке снимается депутатская неприкосновенность на уровне местных Советов, а в другом Законе — «О Верховной Раде Автономной Республики Крым» о ней ни слова, киевская милиция, как говорится, с чистой совестью надевает на депутата наручники. «Разбор полетов» состоялся по всей строгости. 

Недавно решением Верховного суда АРК за хищение денежных средств в особо крупных размерах и мошенничество бывший депутат и бизнесмен приговорен к 4-м годам ИТК строгого режима с конфискацией личного имущества. Оказывается, в 1992-95 годах арендную плату в 2, 8 миллиона долларов возглавляемая Шпилькиным фирма «Атлант-СВ» перечислила на счета дочерних фирм за рубеж. Общий же ущерб государству составил 15, 5 миллиона долларов. Правда, часть средств удалось возвратить, но только в 1 млн. 127 тысяч гривен и имущества на 540 тысяч гривен.

В. ВАСИЛЬЕВ

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla