(Газета «Вестник Тавриды» от 26 мая – 1 июня 2006 года)
«Альфа и Омега». По мнению специалистов, эти две буквы греческого алфавита символизируют Дух и Плоть: начало, Альфа, - Дух, конец, Омега, - Плоть, В летописи крымских самозахватов едва не появилась еще одна, теперь уже кровавая страница, грозившая разорвать не только дух спокойствия на полуострове, но и плоть крымской земли. Земли, которую в последнее время тянут в разные стороны. Село в подбрюшине Симферополя с мирным названием Мирное чуть не стало очагом войны...
На «убитой» земле
С 27 марта в селе Мирное проходят две параллельные земельные акции - славянская и крымскотатарская. На прошлой неделе, в ночь на 20 мая, село чуть не оказалось «под огнем». В сторону славянских палаток двинулась группа молодчиков с арматурой, в весьма неадекватном состоянии и с явным намерением устроить «разборку». Предотвратить конфликт удалось благодаря слаженным действиям сотрудников крымского главка СБУ и районной милиции. Правоохранители подтвердили, что драки между славянами и татарами не было, а пыл «горячих голов», жаждавших крутой разборки в селе, охладило присутствие правоохранителей. Если верить тому, что говорят в обоих лагерях, на горизонте появилась сила, пытающаяся «столкнуть лбами» два народа...
К. славянскому лагерю мы подъехали, когда здесь собрался народ. Как рассказал нашему корреспонденту координатор славянской акции - житель Мирного Виктор Мурава, объект притязаний ее участников - нераспаханные земли бывшего совхоза «Дзержинский». Славянское население Мирного решило провести акцию «на основании того, что люди здесь работали и жили по 20-30 лет». Численность участников акции достигла v028 человек, и, похоже, это не предел. В Мирновском сельсовете более 5 тысяч заявлений на выделение земельных участков. Однако сельсовет своей земли практически не имеет. В основном земли принадлежат Украинской Аграрной Академии Наук (УААН), а значит, и распоряжаться ими может лишь Верховная Рада Украины. Загвоздка с возможностью выделения земельных участков всем желающим заключается еще и в том, что границы села до сих пор не установлены. Сие решение, согласно действующему законодательству, может принять Верховная Рада Крыма. Пока же эту землю собравшиеся именуют не иначе, как «убитой». Когда-то здесь были птичники. В эпоху «экономической перестройки» птичники сровняли с землей, а сами земли как-то «не нашли» себе путного применения.
Если бы не спецслужбы...
Куда только жители ни обращались: сельсовет, райгосадминистрация, Верховная Рада и Совмин автономии... Какова реакция чиновников? Письма, письма, письма... Райгосадминистрация Симферопольского района, как выразился В. Мурава, уже «ходатайствует в вопросе выделения земель». Но что такое дела бумажные... При этом отношение к правоохранителям у людей гораздо лучше, чем к чиновникам. Первые, как выразился В. Мурава, «поддерживают народ в момент кризисных ситуаций». Рядом со славянскими палатками - бывшее совхозное поле. Однажды оно оказалось занято крымскими татарами. «Мы не знаем, откуда они. Они сами по себе», - сказал В. Мурава. Вскоре на поле стали завозить стройматериалы. Говорят, видели грузовики без номерных знаков. Начались геодезические работы по разбивке участков.
В субботу, 20 мая, жители попытались выяснить, в чем дело, однако вразумительных объяснений не получили. После обращений в Прокуратуру и Верховную Раду Крыма на место прибыли сотрудники СБУ и районной милиции. «Стемнело. Непонятно было, чего ожидать. И тут выяснилось, что на той стороне собирается порядка 150 человек с прутьями и прочей «амуницией», причем вовсе не для мирного разговора. Когда стало известно, что сюда движется толпа, сотрудники СБУ попросили увести людей, во избежание кровопролития. Если бы не СБУ, это могло бы привести к непредсказуемым последствиям. Если бы под монтировки попали 70-80 находящихся здесь людей, то не думаю, что это уже расценивалось бы мирно», - рассказывает В. Мурава.
Кому это выгодно? По мнению людей, есть определенные силы, которые делают «движения за занавеской». Основная версия - попытка срыва курортного сезона на почве межнационального конфликта. Возможности повторения ситуации здесь не исключают. Почему? Чем больше промедление и бездействие властей по вопросу выделения земли, тем больше шансов для новых провокаций. «Выход прост. Надо подумать о людях и решить вопрос наделения землей людей разных национальностей», - говорит В. Мурава. А тем временем «убитая» земля потихоньку распродается. Говорят, на соседних полях уже определили площади чуть ли не под супермаркеты. Часть земель выкуплена или сдана в аренду на долгие годы. Так, может, в этом и заключается одна из причин того, почему чиновники медлят? Мол, сначала получим «свое» от новых «хозяев», а вы потом разбирайтесь меж собой хоть до скончания века... «Нам предлагают помощь партии, казаки, различные структуры, но мы не идем на это потому, что не хотим обострять ситуацию», - пояснил В. Мурава.
Не пить, не курить, не выражаться!
Посередине поля, наряду с зеленой травой, «растут» остовы домиков из ракушечника. Дальше - палатка крымских татар. Беседовать с журналистом присутствующие соглашались, однако, когда дело доходило до просьбы назвать свою фамилию и имя, следовал вежливый, но решительный отказ. Нам, мол, неприятности ни к чему, мало ли что. Оказаться в поле зрения объектива фотоаппарата люди тоже явно не желали. Объяснение одной из участниц палаточного городка и вовсе показалось странным: на коллективном обращении в прокуратуру указан ее адрес для ответа, из этого ведомства ей уже задавали «неприятные» вопросы, а она не хочет, чтобы ее дети не дождались...
В то же время довелось услышать, что около 300 участников акции правовым путем собираются отстаивать свое право на получение земельных участков. Они собирают все необходимые документы, обращаются в различные инстанции. В общем, все как надо. При этом татары, как и славяне, говорили, что здешняя земля практически «бросовая». А геодезистов приглашали для того, чтобы оценить, сколько участков может быть реально предоставлено на поле.
Инцидент, когда 150 человек двинулись на палатки славян, здесь назвали не иначе, как «враньем». Мол, наговаривают, мы люди мирные. По словам участников палаточного городка, здесь запрещено не только употреблять спиртное, но и курить и даже нецензурно выражаться. Понимаем, что конфликт может быть поводом, чтобы нас разогнать. А здесь «народ грамотный, трезвый и порядочный», констатировали участники палаточного городка.
Так неужели полуостров никогда не вырвется из омута самозахватов? Или конфликт на земельной почве может перерасти в земельную войну? Кто готовит «детонатор»? Неужели нам останется лишь вариант «Омега»?
Виктор ВИНОГРАДОВ