Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
С

Д. СТЕПАНЮК: «ВЕРЮ В КРЫМ И УКРАИНУ»

(Газета «Крымские известия» от 17 апреля 1996 года)

«После многих дискуссий и поисков формы утверждения важного для автономии документа — Конституции — был найден компромиссный вариант... Это говорит о том, что к Автономной Республике Крым сохраняется полное доверие со стороны Украины...» — такой вывод сделал представитель Президента Украины в Крыму Д. П. Степанюк, открывая пресс-конференцию, посвященную конституционному процессу, идущему нынче в Украине. 

Принятием Закона Украины «О Конституции Автономной Республики Крым» подтверждается, что Конституция в автономии сохраняется, сохраняется и понятие Республика. Отмечая это как свершившийся факт, Д. Степанюк подчеркнул, что «через компромиссы можно искать пути решения любых вопросов». 

Далее Дмитрий Петрович подробнее рассказал о причинах, по которым отдельные статьи Основного Закона Крыма не были утверждены ВС Украины. «Так, раздел о языках не совсем удачно подан редакционно, хотя по смыслу верен. Статья 7 неправомерно относит город Севастополь в административное подчинение Симферополю. Положения о символах республики вызывают замечания редакционного порядка... Именно эти статьи принимались с голоса в Верховном Совете автономии, а это всегда чревато какими-то неточностями. Статья 15 на сегодняшний день, как считает Верховный Совет Украины, не раскрывает сути внутреннего гражданства в Крыму. Статья 55 о правозащитниках сегодня вызывает острые дискуссии и возражения, хотя есть и положительные отзывы. По 71-й статье Конституции Крыма о собственности сама Конституционная комиссия Верховного Совета Крыма предложила разработать другую редакцию, юридически более точную... 98-я — практически соответствует Закону о разграничении полномочий и Закону об Автономной Республике Крым от 17 марта 1995 года, однако отдельные положения не учитывают изменившейся ситуации, в том числе и в силовых структурах, поэтому... предложено ее доработать, найти компромиссный подход. Статья 99 не утверждена, поскольку упущено, что вопросы гражданства и пенсионного обеспечения относятся исключительно к ведению  Украины...  102-я статья тоже, как утверждают специалисты и депутаты ВС Украины, составлена юридически не точно, порядок разрешения споров между Симферополем и Киевом сегодня остро дискутируется. Что касается 105-й, она также нуждается в юридической доработке, оспаривается в самом Крыму. Спорна и 107-я статья — по вопросам выборов, в том числе в Севастополе, она и депутатами Верховного Совета Крыма, общественностью и депутатами Верховного Совета Украины сегодня еще обсуждается... В статье 111 крымские депутаты подают Верховный Совет Крыма как последнюю инстанцию при разрешении уголовных дел... В статьях 113, 116, 118 отдельные подпункты выводят Правительство Крыма из вертикали  исполнительной власти — при кадровых назначениях и освобождениях, не соответствуют законам Украины о милиции, СБУ, обороне, Национальной гвардии и т.д. 128-я разрывает целостность судебной системы в Украине. Перечисленные статьи направлены на доработку в Верховный Совет Крыма». Д. Степанюк подчеркнул: «Конституция Крыма — очень важный политический документ, а ее утверждение и введение в действие — очень важный политический шаг Киева, Верховного Совета Украины». По его мнению, значимость этого акта усиливает тот факт, что «Конституция принята самим Верховным Советом Крыма, а не спущена ему из центра, что за нее голосовали практически все политические блоки, силы Верховного Совета Украины, Крыма». «Вхождение автономии в состав Украины территориально  подтверждено этим документом, самим Верховным Советом Крыма как законодательным органом и органом, представляющим население Крыма,— отметил Представитель Президента. — Это политически закреплено сегодня и законом Украины. Хочу подчеркнуть, что очень большие полномочия сегодня даются в области экономики в статье 98. И указ Президента о Республике Крым, который принят 15 марта сего года, тоже подтверждает эти полномочия». 

«Дебаты же по поводу того, стоит ли утверждать Конституцию Республики Крым до принятия Конституции Украины, — пояснил Д.П. Степанюк, — прекратились, когда специалисты проанализировали, а рабочая группа доложила, что когда бы ни была принята Конституция Украины. Конституция Крыма будет соответствовать ей. Кроме того, Конституция Украины, как записано и в Основном Законе Крыма, будет иметь верховенство над Конституцией автономии». 

Д. Степанюк остановился и на вопросе, который нынче также вызывает полемику в политических кругах: нужна ли государству новая Конституция Украины. Он обосновал необходимость ее принятия тем, что процессы в жизни пошли далеко вперед, и отсутствие Основного Закона Украины тормозит нарабатывание новых положений в законодательстве, особенно в области  реформирования экономики. «Поэтому Президент сегодня в соответствии с Конституционным договором представляет разработанный Конституционной комиссией проект новой Конституции Украины». 

Далее Представитель Президента Украины в Крыму ответил на вопросы журналистов. 

О личной позиции: 

— Она была сориентирована и сегодня сориентирована на утверждение государственности Украины, в том числе и в Крыму. Когда Конституция Автономной Республики Крым от 6 мая 1992 года выводила по многим положениям Крым из конституционного поля Украины, мы с Ю. Кармазиным  выступали против этого документа. При разработке нового была создана рабочая группа в Верховном Совете Украины, которую я возглавлял. Мы работали с карандашом в руках, в дискуссиях искали компромиссы, и вы видите, что по большинству статей они были найдены. 

О подчиненности Севастополя: 

— Будут дискуссии, будут острые споры, но не учитывать законодательство Украины при разработке Конституции, и а частности по вопросу о Севастополе, со стороны ВС Крыма будет неправильно, потому что есть Закон «Об Автономной Республике Крым», по которому Севастополь  административно подчинен Киеву. Попытка самостоятельно перевести Севастополь в административную зависимость от Симферополя вызывает проблемы между этими городами, потому что администрация города Севастополя категорически возражает. 

О двойном подчинении силовых структур: 

— Я искренне понимаю руководителя Верховного Совета Крыма в том, что у него есть желание усилить некоторые статьи, в частности и по этому вопросу. Но, когда бывшее руководство Крыма пыталось переподчинить силовые структуры собственными указами, было потеряно доверие. Нынче в процессе работы стало ясно, что доверие можно сохранять, развивать, укреплять. Это самое ценное, что может быть во взаимоотношениях Симферополя и Киева. Оно же и самое хрупкое... 

О сепаратистских настроениях;  

— Я бы не сказал, что у Верховного Совета Крыма сейчас преобладает чувство явного сепаратизма. Появляется много трезвых рассуждений и взглядов на жизнь. А жизнь такова: сегодня есть много трудностей и их надо решать здесь — на полуострове. 

О правомочности депутатов представлять Севастополь в парламенте Крыма: 

— Закон «Об Автономной Республике Крым» от 17 марта 1995 года четко фиксирует, что в административное подчинение Симферополю Севастополь не входит. Отсюда вытекает и вопрос о представительстве в высшем органе законодательной власти автономии. Решение этих непростых проблем — еще в стадии переговорных процессов 

О «двойной» политике ВС Крыма, угрозе референдумом: 

— Я отношусь к этому спокойно. Есть законодательство Украины, сговаривающее условия проведения референдума, есть полномочия автономии... При попытках выходить за пределы этих полномочий соответственной будет реакция ВС Украины, Президента Украины. Но понятно и то, что сегодня автономия, ее руководство хочет получить как можно больше прав для решения многих вопросов. Ничего в этом плохого нет. В региональной политике в целом по Украине накопилось очень много проблем. Нужно посмотреть, зачем региону расширенные права, как он ими будет пользоваться, подумать, нужно ли ему их давать. По 93-й статье все время генерировалась идея о 100-процентном отчислении в местный: бюджет, чего не имеет ни один регион. Это дает огромные возможности полуострову искать пути экономического выживания, экономической  стабилизации, улучшения налоговой системы. Я думаю, что если Верховный Совет Крыма, Правительство Крыма будут творчески работать на пополнение бюджетной части, то это должно ощутить и население, проживающее здесь. Сейчас в Крыму нужно уходить от политической трескотни и дискуссий, заниматься вопросами экономики, думать, как воспользоваться теми правами, которые предоставил Верховный Совет Украины, Президент Украины. 

О возможном противостоянии парламента Крыма: 

— Реалии - жизнь подталкивают и подсказывают... Поэтому многие депутаты, которые были избраны в 1994 году — а сегодня: 1996-й — должны спрашивать себя: что ты сделал как депутат? Я оптимист и верю, что будут найдены компромиссы, которые устроят и Крым, и Украину. 

О законе по ЧФ: 

— Считаю сегодня с этим торопиться не нужно, хотя проект закона уже разработан и рассматривался в оборонной комиссии ВС Украины. Я поддерживаю позицию Л. Кучмы, прежде всего как депутат, и позицию Б. Ельцина. Надо выработать такой договор, который бы потом работал, снять все острые углы. Когда будет подписан договор, тогда: можно будет принимать и закон. 

О предложениях курултая: 

— Думаю, что по этим вопросам еще будут проведены теоретические конференции, дискуссии: какой народ — коренной и кто составляет большинство населения. Сегодня законодательство исходит из того, что Крым — составная часть Украины, а это унитарное государство, в нем гражданство единое и понятие "народ Украины" - единое. Международные экспертные комиссии советуют Верховному Совету Украины принять Конституцию Крыма в ныне существующем варианте.  

На вопрос: можно ли уже говорить о том, что государственная политика Украины по отношению к Крыму определена… окончательно или надолго, Д.П. Степанюк ответил: «Надолго и окончательно».

Л. ЧЕВЕЛЬЧА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla