Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
С

НАДЕЖДУ ТЕРЯТЬ НЕ БУДЕМ

(Газета «Крымские известия» от 4 января 1994 года)

В Новый год принято подводить итоги, как-то планировать будущее. Вот с этой целью мы и пришли к председателю Совета Министров Республики Крым Борису Ивановичу САМСОНОВУ. 

— Борис Иванович, я понимаю, что о конкретных результатах ушедшего года говорить просто рано, но если очень коротко: каким для Крыма был ушедший год? 

— Очень тяжелым — и по экономическим, и по климатическим условиям Специалисты утверждают, что за всю историю наблюдения за погодой такие сложные годы были лишь трижды 1920-й, 1953-й и прошедший. Причем 1993-й по сложности стоит на втором месте он был и холодный, и сухой одновременно. Такое сочетание весьма редко встречается. 

Очень трудно пришлось сельскому хозяйству, многие не сумели вовремя сориентироваться, подготовиться к таким условиям. 

— Скажем так: это был год естественного отбора для руководителей хозяйств? 

— Да, кто смог, тот и выжил те же «Дружба народов», «Славное» нарастили свои объемы. Но некоторых пришлось и менять: на последнем заседании Президиума Совмина мы утвердили пять новых директоров совхозов. 

Сложнее всего пришлось осенью в уборку, так как к ней мы пришли с нулевыми остатками горюче-смазочных материалов. Помог нам танкер, арестованный прокуратурой, который стоял у берегов Феодосии — его держали как вещественное доказательство Мы изъяли из него 20 тысяч тонн топлива — это примерно треть тогдашней нашей потребности. Этот факт говорит о том, что нынешний статус Крыма помогает самостоятельно решать вопросы, беря на себя ответственность, в противном случае я был бы должен много месяцев искать выход. 

Крестьяне сегодня оказались в очень тяжелом положении, но я могу сказать, что хлебом мы себя обеспечили, до нового урожая нам хватит. 

— А насколько сильно пострадало животноводство? 

— К сожалению, буквально за полтора года общественное животноводство съехало на уровень начала восьмидесятых годов, когда населения было почти на полмиллиона меньше, да и дотации были. 

— Можно ли сказать, что надежда еще жива? 

— Да, до катастрофы далеко. Если мы поможем селя нам деньгами — все будет в порядке. В промышленности тоже дела не так уж плохи, темпы спада производства по сравнению с началом года снизились почти вдвое. Причем цифры спада в основном дала одна отрасль — химическая у других дела стабилизировались. 

— Есть ли у нас закрывшиеся предприятия? 

— Нет, но некоторые временно останавливаются — здесь есть элементы неразумной политики со стороны правительства Украины, которое кое положение, как было, например, с последним повышением цен. Я пытался сопротивляться — задержал их введение на целые сутки, но когда мы стали терять из бюджета огромные средства, пришлось сдаться. 

Я встречался с Председателем Верховного Совета Украины по этому поводу. Самое обидное, что прибыль от подобных операций не просматривается. Или вот запретили выдавать кредиты в течение декабря — зачем это делается? Правда, мы добились отмены этой акции, и с 21 декабря такой запрет уже не действует. Но 18-то дней потеряно! 

— Прошедший год был для нас важен «открытием» экономики полуострова... 

— Прежде всего, скажу, что такие крупные вопросы, как переориентация экономики, ее реконструкция быстро не решаются. 

Что греха таить: мы много говорим о самостоятельности Крыма, но в Конституции Украины записано четко, автономная республика, а у нее, по сравнению с нормальной республикой, права усечены. И если кто думает, что мы сами можем принять какое-то серьезное решение без согласования с государственными органами Украины, — ошибается. Эти полгода ушли на согласование многих вопросов, после чего мы получили возможность режим открытой экономики наполнять содержанием. 

— Лично вы почувствовали в руках больше экономической  самостоятельности, чем прежде? 

— Лед что называется, тронулся. Так, мы договорились, что наш крымский банк с первого января будет не просто отделением украинского Национального банка, а получит особый статус, с большими полномочиями.  Например, мы будем иметь право назначения его руководителя. 

Наш банк получил возможность выдавать предприятиям лицензии на торговлю за валюту, за чем раньше надо было ехать в Национальный банк Украины, на что уходили месяцы. Сейчас понадобится лишь два-три дня. 

Кстати, у нас теперь будет и контроль — мы получили право наказывать тех, кто нарушает правила торговли за валюту. Не буду долго говорить, насколько это все для нас важно и какой мощный толчок для развития дает эта возможность. 

Ко всему прочему, в январе заработает Банк регионального развития Крыма. 

Второе — у нас уже практически готово положение о создании крымского управления таможенной службы. После внесения соответствующей поправки в закон Украины она тоже заработает. 

Мы также добились права регистрировать новые банки в Крыму, иностранные предприятия и их представительства. 

— Уместно вспомнить, что у нас уже наработаны тесные связи с разными регионами России... 

— Да, у нас есть соглашения о сотрудничестве, причем неплохие с Татарстаном, Башкортостаном, Краснодаром (это пока в развитии), есть наработки с Республикой Коми, Якутией (Саха) и др. Здесь я хотел бы обратить внимание крымчан на то, что некоторые горячие головы кричат, что нам нужно заключать договор с Россией. Это не входит в полномочия Республики Крым, поскольку мы не являемся самостоятельным государством, и с нами ни Россия, ни США, ни другие страны заключать до говоры не будут. Поэтому мы идем по пути развития межрегиональных связей. 

Кстати, в этом плане не всегда бесследно для нас проходит крымское лето. Так, не плохие взаимоотношения у нас сложились с Беларусью, ее премьер отдыхал у нас, мы с ним познакомились, немало времени провели вместе. А понадобился при пуске трубопровода нашего газового месторождения в Штормовом изоляционный материал, который есть только в Беларуси и который мы не смогли получить традиционным путем, — мой звонок В. Кебичу — и вопрос был решен. 

Мы налаживаем такие личностные взаимоотношения с руководителями государств, нормальные отношения у нас и с В. Черномырдиным они нам помогают в решении многих вопросов. 

— У нас есть письмо читателя, который называет личное знакомство с руководителями государств старинным словом «блат»… 

— Ну это совсем не то. Если дела будут идти. Весь мир живет по этому принципу ты знаешь, чего ждать от человека. Читателю можете ответить, что добрые личные взаимоотношения — это лишь знак того, что мы друг другу доверяем. А доверие, кстати, возникает далеко не к каждому, с кем мы встречаемся. 

— А почему так тяжело идет «открытие» экономики? 

— До сих пор, увы, нагнетается мнение, будто Крым собирается куда-то отсоединяться. Это муссируется в среде не высшего, а среднего уровня руководителей центральных органов Украины. В середине декабря мы с Николаем Васильевичем снова встречались с  Президентом  Украины, Председателем ВС, от которых вновь было получено подтверждение доверия к нам, нашему курсу Багров правильно говорит, что если Президент Крыма будет настроен либо пророссийски, либо проукраински, Крым потеряет очень много. На встрече мы подтвердили нашу позицию, что Крым должен быть связующим звеном между Россией и Украиной. 

— И любая попытка изменить запись в Конституции... 

— …тут же встретит сопротивление с другой стороны. А нам, если брать по большому счету, нужна лишь возможность самостоятельно решать частные вопросы, например, те же энергетические, с Россией, Туркменистаном и т.д. 

Далее. В рамках «открытой» экономики у нас уже есть проект договора (его уже подписал и.о. премьер-министра Е. Звягильский, а я подпишу, когда мы его окончательно обсчитаем) о формировании самостоятельного бюджета Крыма. Таким образом, мы сами сможем решать, правда, в рамках единой налоговой политики, кому какие льготы предоставлять, а кому — нет. 

Есть общегосударственные налоги, например, чернобыльский налог, пенсионный и т.д. — тут мы сделать ничего не можем. Но вот, например, потребовалось сегодня освободить Феодосийскую табачную фабрику от НДС с тем, чтобы она на эти средства, закупив необходимое сырье, уже в начале года смогла дать прибыль (а следовательно и налоги) значительно большую — и мы это сделали, хоть это и противоречит законам Украины. 

Я полагаю, что наш бюджет вполне может быть самостоятельным. 

Но нам надо очень внимательно разобраться с собственностью Мы здесь сталкиваемся с желанием некоторых все без разбора оставить себе. А зачем? Когда мы подсчитали, то увидели, что у нас дефицит бюджета в 4,5 триллиона карбованцев. Но, скажите, зачем нам в собственности Крыма иметь университет или мединститут, которые готовят кадры для всей Украины — разве разумно их держать на плечах крымского налогоплательщика?

Если освободиться от лишней собственности, субвенция нужна всего в 1,3 триллиона. 

— Получается, что вы выбиваете почву из-под ног тех, кто все время подсчитывает, кто кого «кормит»: Крым Украину или наоборот. 

— Я бы не сказал, что такие разговоры   плодотворны. Раньше Крым, как и другие регионы, развивался независимо от своего желания и потребностей. Где-то «сажали» налогоемкие промышленные предприятия, а где то целые регионы в бюджет отчисляли чисто символические средства. Но это не говорит о том, что они менее важны Крым не так сильно нагружен мощными предприятиями, как Днепропетровск, например. У нас только 30 процентов здравниц платят налоги, а многие вообще освобождены от них, поэтому мы и говорим, что нам нужна субвенция. 

Хотя мы скоро подойдем к тому, что каждый регион сам будет формировать свой бюджет. 

— А насколько возможно сегодня отдельному региону развиваться самостоятельно? 

— Если под регионом понимать Республику Крым, то она вполне способна и даже должна идти именно по пути максимальной самостоятельности, что не относится к районам и городам. 

Если говорить о размещении производительных сил, мы должны, конечно, советоваться с регионами, прислушиваться к их суждениям. Они могут на пример, предложить нам свои мероприятия по развитию какого то направления. Но разве мы можем, к примеру, закрыть  Красноперекопский промузел — дескать, он наносит экологический вред. Закрыть-то легко, а как быть с тысячами людей? Хватит с нас одной АЭС — до сих пор люди без работы. 

Да, нам надо вести структурную перестройку экономики Крыма, но не настолько резко, чтобы ставить на колени десятки тысяч крымчан. Политики могут фантазировать, а правительство на это права не имеет. 

— Итак, мы получили некоторые элементы экономической самостоятельности, теперь нам надо думать, как ее расширить. В чем здесь может помочь институт президентства? 

— Знаете, к идее открытой экономики мы подошли, если можно так сказать, интуитивно. Но в мире уже есть опыт многих государств, сумевших в короткий срок преодолеть экономический кризис и обеспечить своим гражданам достойную жизнь. Не проще ли воспользоваться чужим опытом, чужими ошибками, а не совершать свои? 

Мы уже начали вести переговоры с иностранными компаниями, например, наладили отношения с киприотами. Они приступили к подготовке интересующего нас проекта, но, чтобы его получить, нужны средства, и немалые Их пока нет, но надо помнить народную мудрость: скупой платит дважды. Да, у нас есть собственный интеллектуальный потенциал, но нет нужного опыта. Солидная же иностранная компания не просто проработает наши документы, она создаст для нас определенный имидж за рубежом, откроет нам туда дверь. Поверьте, нас там не ждут, туда надо пробиваться — а для этого лучше иметь серьезную поддержку. 

Я это понял, так как мне приходится часто встречаться с иностранцами. Мы хорошо друг друга понимаем, мило разговариваем, но они все время задают вопрос: а сколько времени лично ты будешь работать, как защищено от встрясок твое правительство? Где гарантии нашим инвестициям? Они могут сегодня вкладывать деньги только «под личность». В этой ситуации избрание президента просто необходимо. Инвесторы будут твердо знать, что этот человек будет работать четыре года. А не так, как сейчас: соберутся депутаты, 92 из них нажмут кнопочки, Самсонова убрали — и все его договоренности лопнули. Институт президентства должен защитить государственность Крыма, он станет гарантом его дальнейшего экономического развития. 

Для Крыма сейчас в экономическом плане появилась неплохая перспектива. Если два года назад царил политический хаос, то сегодня установлен статус-кво, получено доверие со стороны украинских властей, налажены контакты со многими регионами стран СНГ, есть стратегический план развития экономики Крыма. Теперь нам надо его реализовать. 

В ближайшее время нам необходимо провести структурную перестройку нашего хозяйства. Прежде всего, курорты из нашей головной боли должны стать нашей главной валютой Вести эту работу нам никто не мешает. 

Кстати, никто из нас из Крыма уезжать не собирается, мы не стремимся к должностям, которые можно было бы занять в Москве или Киеве, — это я отвечаю на постоянно появляющиеся всякого рода слухи. Каждый делает все, чтобы работать на пользу Крыма, в какой бы должности он ни работал. 

— А почему крымское правительство до сих пор не сформировано? Вас еще упрекают в том, что в новом правительстве Крыма сохранилась вся старая номенклатура... 

— Возьмите любую страну, даже самую развитую, там никогда правительство на сто процентов не обновляется, в США даже есть закон, запрещающий обновлять его более чем на треть. 

— Но по ТВ мы видим иногда кадры, когда все правительство встает и дружно уходит в отставку... 

— А потом опять почти все приходит, меняются лишь некоторые ключевые фигуры. Так же и у нас кто-то ушел, кто-то остался. Но, учитывая, что исполнительную власть в Крыму должен возглавить президент, нет смысла слишком дергать аппарат управления, назначать людей до 16 января. 

Я попытался на некоторые ключевые посты пригласить новых людей, а они честно сказали: мы готовы с тобой работать, но вдруг я не подойду президенту, а свою работу уже потеряю? 

Времени осталось совсем немного, давайте потерпим 

— Что-то не слышно о судьбе проекта реформы исполнительной власти… 

— Я перестал на нем настаивать — это тоже сейчас не имеет смысла, поскольку с приходом президента исполнительная власть все равно будет вертикально увязана. И не надо нам оглядываться на Запад, где структура собственности прямо противоположна нашей. Государственной собственностью должны управлять государственные органы. 

— В своем заявлении по поводу выборов вы призвали проголосовать за Н. Багрова — это ваше личное убеждение или вы это сделали по долгу службы? 

— Я должен подчеркнуть, как гражданин, как избиратель я имею право высказать свое мнение. В своем заявлении я призываю проголосовать за того, кто реально сможет исполнять президентские обязанности. Лично я вижу на этом посту Н. Багрова. 

— Но ведь он, как другие, не обещает ввести рублевую зону и зафиксировать цены на одном уровне — а именно этого жаждет народ? 

— Предупреждаю: это чисто популистские, то есть ничем не подкрепленные лозунги! Оставить цены на одном уровне можно, либо заморозив закупочные цены (а тогда мы окончательно подкосим крестьянство), либо изъяв деньги из бюджета. Никто из них еще даже не знает объемов и возможностей крымского бюджета. 

— А если сократить аппарат! 

— Но весь крымский аппарат берет из бюджета менее двух процентов. Такой дешевый госаппарат слишком дорого нам обходится: наша зарплата не может вырастить настоящую  управленческую элиту. 

Что касается рублевой зоны... Вон Назарбаев не хотел из нее выходить — вытолкнули. Мы мечтаем о рублевой зоне лишь потому, что тяжело идет рублевая проплата — так об этом и надо говорить! Надо просто наладить эту систему. А Крым сам по себе войти туда не может, надо быть реалистами. 

Еще на одну вещь хотел бы обратить внимание: в программах кандидатов есть много обещаний о социальной защите населения. А ведь наше правительство уже давно нарабатывает систему адресных дотаций. В 1993 году мы израсходовали на эти цели 150 миллиардов карбованцев — и на уголь, и на хлеб, и на школьные завтраки, и инвалидам... Это реальная поддержка, ее на себе ощутили сотни тысяч крымчан, просто мы не говорим о ней каждый день и на всех перекрестках. Это нормальная политика нормального государства. 

— А где вы видите лично себя после выборов 16 января? 

— Честно говоря, я еще об этом не думал. Я пришел работать и честно отработаю, что положено. Что будет дальше, посмотрим.

Н. ГАВРИЛЕВА

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla