(Газета «Крымские известия» от 8 июля 1993 года)
Борису Ивановичу Самсонову жизнь предоставила возможность все время идти вверх по служебной лестнице. Работал агрономом, управляющим отделением совхоза и его директором, председателем райисполкома, председателем агропромышленного комитета — заместителем председателя Совета министров, проректором сельхозинститута. А полтора месяца назад Б. И. Самсонов назначен Председателем Совета министров Республики Крым. Знает не понаслышке и о работе депутатов, ибо избирался депутатом разных уровней. Это лишний раз подтверждает, что правительство в Крыму возглавляет человек знающий, с большим опытом производственной и общественной работы. Но главное его качество, и это уже успели отметить многие, Б. И. Самсонов по натуре — человек-реформатор, взваливший на себя груз ответственности в наше труднее время. О реформах наша беседа с Борисом Ивановичем.
— Борис Иванович, узел проблем в Украине затягивается, а вы, несмотря на это, с первых дней пребывания на посту Председателя Совета министров беретесь за реформирование экономики Крыма. Разве сейчас можно рассчитывать на положительный результат?
— Если мы будем идти по старому руслу, которое образовалось, то мы не выйдем из кризисной экономической ситуации. Сейчас нужны меры. чтобы приостановить падение объемов производства, а потом перейти к их наращиванию.
Идею создания режима открытой экономики в Крыму поддержал Президент Украины. По его указу правительство уже подготовило свои документы. Поддержал нас и Председатель Верховного Совета Украины И. С. Плющ.
Почему мы отказались от идеи создания свободной экономической зоны? Вопрос очень важный. Дело в том, что свободные экономические зоны в мировой практике зарегулированы законами. И парламент Украины сразу же зарубил бы наша постановление. Поэтому мы и пошли по пути создания режима открытой экономики, имеющего наработки типа офшорных зон, но не зарегулированного законами. Нам важно на первом этапе открыта дверь и начать в нее проходить. И главное, чтобы нам не мешали работать. Меня возмущают некоторые выступления депутатов, которые вместо внесения конкретных предложений занимаются только критиканством. Хотя я всегда готов увидеть ошибки в документе, исправить их.
— К 13-й сессии Верховного Совета были подготовлены документы по реформированию системы и структуры органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Крым. Что подтолкнуло Совмин к их наработке?
— Еще будучи проректором сельхозинститута, я посылал записку на имя Н. В. Багрова, в которой высказывал свое ведение по системе управления. Поэтому, придя на должность председателя, стал думать, как управлять государственной собственностью. Ведь ее более 90 процентов. И здесь нам незачем ссылаться на зарубежный опыт, где преобладает частная собственность, где отрасли саморегулируются независимо от государственных органов.
Еще в 1987 году, когда появилось постановление о государственных предприятиях, удивлялся, что государство отказывается от своей собственности. К чему это привело, все знают. Вся прибыль, что накапливалась на предприятиях, пошла на социальные нужды коллектива, и в развитие производства практически перестали вкладывать средства. В результате были созданы условия, способствующие развалу государственного сектора. При этом не было наработано механизма передачи собственности в частные руки.
Закон о местных Советах народных депутатов и региональном самоуправлении вообще разломал всю систему управления. Хозяйственные структуры типа министерств были развалены. Советам дали максимальные полномочия. Но связи между Советами совсем не стало. Каждый сельский, районный, городской, областной — сем по себе. Сами по себе работали. Совет министров Крыма, Кабинет министров Украины. Наслоили управленческих структур, но не увязали их друг с другом. И теперь слышим, как районный Совет заявляет, что госзаказ выполнять не будет, то хлеб сдавать не будет — как будто бы он не государственный орган, а региональный и защищает свои интересы. Но если вспомнить историю, то все это мы уже «проходили». Помните, как много наплодилось княжеств, и все их били, и «золотая орда» напала. И только объединившись, удалось сбросить иго.
К тому же исполкомы районных Советов оказались вне закона. Их деятельность не регулируется ни украинскими, ни крымскими законами. Получается, что исполкомы существуют неизвестно почему. И Совет министров никаким образом не может влиять на решение районных Советов и их исполкомов.
Меня упрекают и говорят, что есть Закон Республики Крым «О подотчетности исполнительных комитетов. Советов народных депутатов Республики Крым», где записано, что до принятия Закона о местном самоуправлении — здесь тоже ошибка, при чем здесь самоуправление и органы государственной власти — исполнительные комитеты в своей деятельности подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему органу государственной исполнительной власти, кроме вопросов, входящих в исключительную компетенцию Совета народных депутатов. Последней записью они перечеркнули все, что написано сверху. И таким образом райисполком остался выборным органом районного или городского Совета и, естественно, прежде всего подчиняется тем решениям, которые вынесут депутаты. А коль Советы народных депутатов никакой ответственности ни снизу вверх, ми сверху вниз не несут и меж собой не соединены, то опять все осталось разорванным.
Когда стали все это анализировать, то пришли к выводу, что нельзя объединять структуру государственного управления и структуру местного самоуправления. Это первое, к чему мы пришли.
Второе. Хорошо зная работу депутатов разных уровней, могу сказать, что депутаты сельского, районного и городского Советов большой роли в организации жизни своих территорий не играют. Селу скорее нужен какой-то батько. Да он в принципе есть и сейчас в каждом селе. К нему тянутся селяне со своим горем, своими проблемами.
— Таких людей называют еще неформальными лидерами.
— Так почему бы нам такого лидера не поставить во главе органа самоуправления? Я предлагаю назвать его старостой, но можно назвать и по-другому, Сельский Совет, где сообща решаются какие-то проблемы, должен быть. Но это должен быть совет старост. Если же село большое, то можно в сельский Совет на сходе делегировать еще 5—7 человек. Решение, которое примет сельский Совет, обязательно для всех граждан, проживающих на его территории.
— Какую схему управления районом вы предлагаете?
— Орган самоуправления можно сделать и в районе, назвав его районным Советом, но не народных депутатов, как сейчас. В него нужно собрать всех председателей сельских Советов. Кстати, председателей сельсоветов можно избрать всем народом. И государство должно финансировать содержание этого общественного формирования. Аналогично формируется и городской Совет Можно предоставить ему возможность принимать какие-то региональные нормотворческие документы. Например, введение каких-то налогов.
Единственным законодательным органом на территории Крыма должен быть Верховный Совет.
— Кто же в соответствии с вашей концепцией должен реализовывать законы? Ведь у органов самоуправления другие функции.
— Они будут работать по закону о местном самоуправлении. Нам не нужны органы государственного управления. Верховный Совет образует Совет министров в лице председателя, заместителей и республиканских органов управления, которые должны называться министерствами.
Внутренне сопротивляясь этому названию, я все же вношу его, потому что око очень распространено в международной практике. Рассчитываю на поддержку и в переименовании Совета министров в правительство. Кстати, так это звучит и в Конституции.
Мы вносим предложение, чтобы в районах и городах создать исполкомы Совета министров. Новое это или не новое? Не новое. Оно действует в Украине, в России, когда Президент своего представителя направляет в область, Он является там руководителем административной власти. Он — единоначальник. Мы же пытаемся создать более мягкий орган и называем его исполнительным комитетом. Это не просто представитель Совета министров на местах, мы пытаемся создать коллегиальный орган — в составе председателя, его заместителей, начальников отделов и управлений, функции которых можно будет отработать.
В городе должна быть такая же система. Исполком мы бы назвали городской думой.
— Звучит: член городской думы. Но это старое название.
— Не все старое плохое. Если бы мы создали такую структуру исполнительной государственной власти, то наделили бы ее еще большими функциями в управлении собственностью.
— Сейчас говорят, что нужна сильная парламентская власть и сильная исполнительная власть.
— К сожалению, я как руководитель исполнительной власти ничем не защищен. В любой момент Верховный Совет может отказаться от моих услуг. Я этого не боюсь, но если исходить из логики вещей, в таких условиях исполнительная власть сильной никогда не будет. Поэтому я поддерживаю президентскую власть (я бы назвал президента просто «председатель»), чтобы исполнительная власть могла работать и не оглядываться назад, принимать решения, а не лавировать.
— Кого вы уже познакомили с новой концепцией реформирования? Каково отношение к ней?
— Времени для разработки концепции было очень мало. А если учесть, что сейчас пора уборки, нет горючего, то мы не успели подготовить ее для восприятия другими. Хотя, конечно, оговаривали концепцию с рядом руководителей, депутатов разных уровней, председателями исполкомов. Некоторые соглашаются, другие говорят, что это бесперспективно. Совет министров поддержал концепцию. Но когда собрали и поговорили с председателями исполкомов, то появилась неуверенность: полном поддержки в Верховном Совете не будет. Поэтому я на сессии взял тайм-аут, чтобы поработать с депутатами. Обещали поддерживать меня председатели райсоветов Л. В. Казак (Симферопольский), А. В Соловьевский (Джанкойский), А. В. Алексеев (Советский), В. В. Матвеев (Сакский), Л. Г. Рябика (Раздольненский), С. Н. Маркович (Белогорский), заместитель председателя Симферопольского горисполкома В. Ф. Ермак. Они почувствовали, что в лице Совета министров получат большую свободу действий, поддержку.
— Борис Иванович, а какова будет структура органов государственной власти? В кулуарах сессии особенно оживленно шло обсуждение числа министерств и государственных комитетов. А транспортники вообще не могут найти своей вышестоящей структуры.
— Мы попытались сформировать несколько блоков. В первый блок, который будет вести экономическую политику, включены министерства экономики, строительства, труда и социальных вопросов, материальных ресурсов.
Второй блок — рекреационно-туристический. Туризм должен стать доходной отраслью. Сюда, мы считаем, нужно отнести министерства курортов и туризма, культуры, коммуникаций и информатики. Вот здесь транспортники и «сидят». Курортную отрасль рассматривать без увязки с транспортной системой нельзя. В этот блок включены комитеты по охране памятников, по охране окружающей среды. Это тоже необычно. Ни промышленники, ни аграрники не могут так активно защищать экологию, гак курортники. Здесь же — комитет по делам молодежи, физкультуре и спорту.
Еще один блок — по управлению социальной сферой.
Шестой блок — тот, который прежде не существовал вообще. Он будет включать министерство энергетики и промышленности, комитет по внешнеэкономическим связям, группу советников по режиму открытой экономики, причем от этих высокооплачиваемых специалистов ожидается большая отдача.
Выделен блок национальных отношений. Государственный комитет по делам национальностей и миграции должен будет решать не только национальные и политические вопросы, но и заниматься вопросами Миграции.
В блоке председателя — управления внутренних дел, финансов, юстиции, банков, то есть такие, которые играют ведущую роль в жизни и экономике нашей республики.
Сейчас в Совете министров 40 различных структур управления. А предполагается их уменьшить до 29.
— Борис Иванович, хватает ли вам в сутках 24 часа?
— На работу прихожу в полседьмого, а ухожу — около девяти вечера. На обед уходит 10—15 минут. Обедаю в столовой Совета министров или Верховного Совета, И в субботу, и в воскресенье — на работе.
— Читаете ли вы что-нибудь из литературы художественной, исторической?
— Сейчас не успеваю. Только газеты просматриваю каждое утро. А последнюю книгу прочитал — «Кремлевские жены».
— Как и прежде, самое пристальное внимание уделяете колхозам, совхозам?
— Всегда подходил к сельскому хозяйству с точки зрения, что оно обеспечивает жизнь. Считаю, что человека перво-наперво следует накормить, второе — вылечить или сделать профилактику, чтобы не заболел. На каких бы постах не работал, о медицине тоже не забывал. Недавно выяснилось, что для лечения детей, заболевших лейкозом крови, нужно 100 тысяч долларов. Вынес вопрос на Совет министров и подписал решение. Я не пожалел этих денег. А компьютеры... подождут. Деньги передали в больницу. Обязательно потребую отчета, куда их потратили.
— Некоторые политики предрекают, что экономика России, а значит и Украины начнет выздоравливать лет через пятнадцать. И у Крыма такая перспектива?
— В маленьком регионе реализовать идею можно намного быстрее, тем более что у нас практически замкнутый цикл по обеспечению жизнедеятельности нашего региона Мы должны взять больше полномочий на себя и создать хорошую структуру управления. Тогда реализация хороших идей пойдет намного быстрее, чем в крупных регионах, да и еще зацентрализованных. Это позволит намного сократить время по выходу из экономического кризиса.
— Желаю вам успехов в многотрудной деятельности.
В. САВЧЕНКО