(Газета "Крымские известия" от 24 апреля 2004 года)
Недавно в автономии создано новое Министерство потребительского рынка и внешней торговли. Возглавил его Евгений Гукштейн, депутат Верховной Рады АРК. Как и положено, кандидатура его согласовывалась с членами Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству. Скорее, это была формальность, потому что его знают здесь хорошо. Прежде он возглавлял республиканский комитет в этой отрасли. Но факт создания нового министерства стал поводом для особого разговора депутатов — о стратегии отрасли.
Разговор непростой, и, похоже, он продолжился на следующем заседании комиссии, когда обсуждался ход выполнения Региональной программы развития малого предпринимательства, принятой Верховной Радой АРК в феврале 2003 года. Было видно, что участники обсуждения вопроса чем-то весьма озабочены. Но чем? Ведь итоги работы в сфере торговли неплохие. О них сообщила заместитель министра экономики Галина Веклич. Отрасль развивается стабильно. За последние пять лет среднегодовой темп прироста числа малых предприятий составил 15,9 процента. Сейчас в автономии функционируют 13 тысяч малых предприятий, в которых трудится 84 тысячи предпринимателей. Причем количество малых предприятий в расчете на 10 тысяч человек населения у нас выше среднего показателя по Украине. В бюджеты всех уровней от них поступило в прошлом году 283,5 миллиона гривен. Впору победный рапорт писать. Почему же так* остро проходило обсуждение хода выполнения программы на заседании комиссии? С таким вопросом мы обратились к председателю Постоянной комиссии Верховной Рады АРК по внешнеэкономическим связям, торговле и предпринимательству Владимиру РЯБОШАПКО.
— Торговля, как известно, у нас принадлежит сейчас в основном частному бизнесу, прежней госторговли нет. Зачем же тогда в этой сфере понадобилось министерство? Да потому, что частная — не значит стихийная. Нельзя допустить, чтобы это была игра без правил. Иначе недалеко и до беспредела. У участников рынка, будь то товарный или иной, должны быть равные условия работы. Кто их обеспечит? Только государство. Точнее — государственное регулирование. В данном случае в лице министерства.
— Что вы имеете в виду, говоря об «игре без правил»?
— Ну, например, торговля показывает сегодня убыток. Кто в это поверит? Просто кто-то предпочитает, как говорят, работать «в тени». В то же время кто-то работает и честно платит налоги, ведь они же поступают в бюджет. Но тот, кто не платит налоги, то есть работает «в тени», имеет больше прибыли. Разве это честная конкуренция? Тем более что действуют в этой «тени» чаще всего приезжие, да еще в летний сезон, отнимая таким образом прибыль у крымских предпринимателей, которые всегда на виду и больше всего подвергаются всяким проверкам. Кстати, и проверяющие, несмотря на их многочисленность, нередко оказываются слишком либеральными, что в отдельных случаях дает основания говорить о коррумпированности. Не должны такие мероприятия носить только карательные функции. Проверяют лишь соответствие различных документов. А когда, например, речь идет о качестве продукции, то здесь контроль часто бывает недостаточным. На рынки и в магазины поступает продукция низкого качества, изготовленная полуподпольно, без соблюдения необходимой технологии. Нельзя дать гарантию даже на импортную продукцию разрекламированных фирм. Часто бывает, что она поступает к нам не из страны, где производится, а через ряд посредников, которые неизвестно как ее хранили и где приобрели. Государство должно отслеживать всю цепочку поступающих товаров и при необходимости перекрывать ее, а не делать крайней розничную торговлю.
— Какие меры по выполнению программы развития малого предпринимательства вы считаете сейчас первоочередными?
— Нам нужно привести в порядок объекты торговли и бытового обслуживания. Многие из них находятся в затрапезном состоянии. Следовало бы провести их инвентаризацию и передать тем, кто в состоянии вести дело как следует. Конечно, учитывая при этом интересы людей. Некоторые органы местной власти делают ошибку, когда, довольствуясь сиюминутной выгодой, не думают о будущем мелких предпринимателей. От них поступает немало жалоб в связи с поспешным перепрофилированием ряда рынков в торговые комплексы. Вот здесь и нужна подсказка министерства.
— Подсказка? И такое направление работы будет характерно для министерства? Прежде предпочитали командовать...
— Может, такой стиль станет даже самым главным. Сейчас предприниматели нередко действуют «методом тыка». Потому что не представляют перспективу, не имеют возможности оценить обстановку. У нас есть регионы, где нет ни одного предприятия в сфере услуг. Есть торговые предприятия, которые ничего не делают, ограничиваясь лишь прибылью от сдачи помещений в аренду. Таким паразитированием они лишь наносят ущерб тем, кто хотел бы продать свой товар. Так вот, министерство могло бы изучать конъюнктуру рынка, заносить необходимые данные в компьютерную базу и подсказывать направления развития. Крым — регион курортный, но разве инфраструктура торговли и обслуживания соответствует спросу отдыхающих? На пляже одну пахлаву носят. Можно же помочь мелким предпринимателям освоить какой-то ассортимент продаваемой продукции, обеспечить условия ее хранения, сделать для них хотя бы приличные лотки. Нужно найти хозяйственные структуры, которые захотели бы заняться решением проблемы. Это будет помощь прежде всего местному населению, увеличится количество рабочих мест. Это будет помощь и местному бюджету. Что нам оставляют заезжие торговцы? Горы мусора. А прибыль стараются всеми способами увезти с собой. Одни делают это, уходя «в тень», другие регистрируются в другом регионе и там платят налоги. Поэтому нам нужно поддержать своего предпринимателя. Но он тоже не всегда проявляет инициативу. Где, например, сувениры, пользующиеся спросом? Бывает, нет финансовой возможности открыть соответствующее производство. И здесь государство может помочь. Формально давно уже существует у нас Фонд поддержки предпринимательства АРК. Но, к сожалению, долгое время он бездействует.
Давно пора запретить торговлю вином, ликеро-водочными изделиями в неустановленных местах. Рассчитать, сколько магазинов по их продаже нам нужно, и выставить их на аукцион. Это будут магазины наших предпринимателей, отчисляющих .налоги в наш бюджет.
— Меры хорошие. Но не будут ли они поняты как директивное руководство прежних министерств? Все-таки частная собственность.
— Во всех странах существует., законодательство, обеспечивающее равные условия конкуренции. И если такая законодательная база у нас пока недостаточная, то нужно придерживаться хоть каких-то правил. У нас, например, чуть ни на каждом километре можно встретить мастерские, оказывающие автоуслуги. Но большинство из них работает без соответствующего разрешения казалось бы, пойди и получи. Не спешат. Потому что тогда нужно зарегистрироваться и платить положенные налоги. Какая же это конкуренция? Следует вмешаться в ситуацию, хотя бы министерству.
Бывает и иная ситуация. Частные пансионаты, говорят, отвлекают курортников от санаториев. С одной стороны, это понятно: в частных мини-пансионатах и гостиницах лучше условия и ниже цена. Значит, кто-то должен помочь санаторию разобраться сего затратами. Спросить хотя бы, почему половина стоимости путевки составляет плата за лечение, которого по сути и нет? Люди едут к нам не для того, чтобы принимать таблетки. В заморских, например турецких, домах отдыха такой сервис не практикуется. Зато там торгуют крепкими напитками, что нашим санаториям запрещено. Подобные вопросы на уровне санатория не решить, А посмотрите, откуда возят санатории и дома отдыха продукты питания! Крымских производителей в их поставщиках почто нет. Потому что недостаточно местных посреднических структур, которые могли бы предложить более выгодные условия. И более качественную продукцию. Чем крымские яблоки хуже завозимых из Молдавии, Польши, Турции? Это экономические предложения, они не могут быть вмешательством в дела частного бизнеса.
— Судя по всему, вы считаете, что наше малое предпринимательство еще не проявляет необходимой деловой активности?
— Нет, конечно. Сказывается здесь и недостаточная законодательная база. Но в не меньшей степени ощущается и отсутствие организационной помощи со стороны государственных структур Никто не запрещал нам устанавливать на рынке правила справедливой конкуренции. Существующая стихия — мы это видим — несет предпринимателям только убытки. Мне кажется, что регулирующая роль министерства в контакте с нашей и другими постоянными комиссиями Верховной Рады автономии поможет восполнить пробелы в существующей законодательной базе и будет способствовать развитию! цивилизованных рыночных отношений. Это стратегическое направление нашей работы.
Беседу вел И. МОЛОШНИКОВ