Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla
П

БЮДЖЕТ ПОД КОНТРОЛЕМ

В Крыму разобрались со счетными палатами

(Газета «Крымские известия» от 9 ноября 2006 года)

Деньги любят счет. Бюджетные — не исключение. В начале ноября в Севастополе официально открыли Территориальное управление Счетной палаты Украины по Автономной Республике Крым и г. Севастополю.

Тут же взялись политизировать ситуацию некоторые неугомонные политики: мол, теперь пора закрывать Счетную палату Верховной Рады АРК. Говорят они так, будто не знают, что функции у существующей и вновь открывшейся структур различны и никакого соперничества между ними нет и быть не может. 

Кстати, и сам глава Счетной палаты Украины Валентин Симоненко, специально прибывший по этому случаю на Крымский полуостров, перерезая ленточку на торжественном открытии нового офиса в Севастополе, подчеркнул, что структура должна работать политически неангажированно, независимо и прозрачно. Ведь Счетная палата Украины — это независимый высший финансовый контрольный орган, который функционирует на основании Конституции Украины. Территориальное управление Счетной палаты Украины по АРК и г. Севастополю осуществляет контроль за использованием средств госбюджета и госсобственностью. За Счетной палатой Верховной Рады АРК, как и прежде, останется контроль за использованием средств бюджета автономии органами исполнительной власти. 

Председатель Счетной палаты ВР АРК Владимир Полищук, в частности, отметил, что порядок взаимодействия между ведомствами Украины и Крыма установлен еще в 2003 году: «У нас как такового антагонизма «кто главнее» по отношению к Счетной палате Украины нет. В нашей работе мы полноценные партнеры». По словам В. Полищука, во всем, что касается крымского бюджета (сумма которого практически два с половиной миллиарда), Совет министров подотчетен Верховной Раде Крыма, соответственно, эти цифры будут контролироваться Счетной палатой автономии. Более того, у вновь открытого подразделения нет права юридического лица, поэтому оно сможет работать лишь по линии полномочий и по планам, утвержденным Счетной палатой Украины. 

В. Симоненко сообщил, что новому органу по бюджету 2007 года в Крыму необходимо контролировать эффективность использования порядка 1 млрд 380 млн грн, и не столько с точки зрения их «дежурного распределения», сколько с точки зрения финансового анализа и понятия того, правильно ли распределены финансовые потоки. Также В. Симоненко подчеркнул, что важно на государственном уровне пересмотреть систему межбюджетных отношений между государством и регионами. Не спускать «сверху» дотации с субвенциями, а давать возможность зарабатывать на местах: «Чтобы закрепленные источники финансирования были у них (регионов. — Авт.) в руках, наше предложение — отдать не сумеречно-призрачную, а львиную долю налога на прибыль, что позволит повысить заинтересованность местных бюджетов».

Возглавил Территориальное управление Счетной палаты Украины по АРК и г. Севастополю Валентин Михайлович Борисов — государственный служащий 1-го ранга, с апреля 2002-го по июнь 2006 г. занимавший должность председателя Севастопольского городского совета. В штате новообразования работает всего 10 человек. По словам В. Полищука, в других регионах сотрудников территориальных отделений в полтора-два раза больше, посему можно предположить, что было учтено наличие контрольного органа парламента автономии.

В ходе рабочей встречи Председателя Верховной Рады АРК Анатолия Гриценко с председателем Счетной палаты Украины Валентином Симоненко последний подчеркнул, что он высоко оценивает результаты взаимного сотрудничества двух контрольных органов и уровень подготовки специалистов Счетной палаты ВР Крыма, а также то, что договор о взаимодействии между счетными палатами страны и республики работает эффективно. В. Симоненко отметил, что открытие подразделения — это логическое завершение выполнения постановления украинского парламента по созданию территориальных управлений Счетной палаты Украины, которые в настоящее время уже созданы во всех регионах страны. 

Таким образом, можно смело говорить о том, что шумели политические оппоненты крымской власти зазря. Территориальное управление Счетной палаты Украины не может и не будет выступать противовесом для Счетной палаты Верховной Рады АРК. Они только дополняют друг друга.

Владимир Полищук: «не бить по хвостам, а работать на упреждение» Территориальные подразделения Счетной палаты Украины, основываясь на постановлении Верховной Рады от 2004 года, действуют практически во всех регионах страны. 

Учитывая то, что Крым по своему статусу является территориальной автономией, Конституцией АРК было предусмотрено право крымского парламента образовывать собственную Счетную палату для осуществления контроля за использованием средств бюджета автономии органами исполнительной власти. Счетная палата Верховной Рады АРК была создана в марте 1999 года. 

Результаты проведенных проверок и рекомендации Счетной палаты о возмещении в бюджет автономии средств, использованных незаконно, неэффективно и не по целевому назначению, вызывали в большинстве случаев отрицательную реакцию со стороны органов исполнительной власти автономии. За короткий период существования Счетной палаты ей пришлось пройти путь противостояния и непонимания, проверку на прочность в Конституционном суде Украины.

В июле 2000 года Указом Президента Украины деятельность Счетной палаты Верховной Рады АРК была приостановлена. Как отмечалось в конституционном представлении, основанием для приостановления явилось то, что Положением о Счетной палате Верховной Рады АРК указанному органу предоставлены полномочия, выходящие за пределы, определенные Конституцией автономии. 27 февраля 2001 года Конституционный суд Украины вынес свое решение, которым подтвердил легитимность, правовой статус и основные контрольные полномочия Счетной палаты ВР АРК.

В Счетной палате сложилась единая система контроля бюджета Крыма, основанная на единых международных стандартах, закрепленных Лимской декларацией руководящих принципов внешнего финансового контроля. Она включает в себя непрерывный трехлетний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий: предварительного контроля проекта бюджета будущего года, оперативного контроля в ходе исполнения бюджета текущего года, комплексной документальной ревизии уже исполненного бюджета. Таким образом, в течение каждого календарного года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет. План работы Счетной палаты формируется с учетом предложений Председателя Верховной Рады АРК, членов Президиума, депутатов, главы Совета министров.

Для того чтобы выводы и рекомендации специалистов Счетной палаты, полученные по результатам контрольной и аналитической деятельности, были максимально полно реализованы, в состав коллегии входят председатель Постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике, министр финансов автономии, начальник Контрольно-ревизионного управления в АРК. Такой расширенный состав коллегии позволяет дать всестороннюю оценку фактам неэффективного использования средств бюджета и совместно выработать взвешенное решение по обсуждаемым вопросам. На заседания коллегии приглашаются члены Президиума ВР АРК, представители прокуратуры, руководители республиканских министерств и комитетов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Только за 10 месяцев 2006 года было выявлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 130,5 млн грн.

Результаты рассмотрения на коллегии, материалы контрольных мероприятий направляются для информации Президиуму Верховной Рады АРК, а также для реагирования в Совет министров АРК, правоохранительные органы, руководителям республиканских министерств и комитетов, органов местного самоуправления.

С целью повышения эффективности контроля и аудита финансово-хозяйственной деятельности в январе 2003 года был принят Порядок взаимодействия Счетной палаты Украины и Счетной палаты Верховной Рады АРК по вопросам организации и осуществления контроля за использованием бюджетных средств. В рамках этого документа на протяжении трех лет на высоком профессиональном уровне проводятся совместные контрольные и экспертные мероприятия, результаты которых способствовали повышению эффективности использования бюджетных средств всех уровней.

Счетная палата Верховной Рады АРК, следуя евроинтеграционному курсу Украины, развивает международные связи с региональными контрольно-счетными органами европейских стран. В 2003 году Счетная палата официально принята в состав Европейской организации региональных контрольно-счетных органов. В рамках развития межрегиональных связей в мае 2007 года планируется проведение на территории автономии конференции с участием более 20 стран Европы и представителей Европейского суда аудиторов. 

Счетная палата Верховной Рады АРК пережила непростой период своей деятельности и уже внесла определенную лепту в обеспечение прозрачности бюджетного процесса в Крыму. Как оказалось, финансовый контроль — очень острое оружие, а его применение требует профессиональной взвешенности и политического хладнокровия.

Ежедневная практическая работа Счетной палаты как республиканского органа финансового контроля направлена на законное, целевое и эффективное использование бюджетных средств, соблюдение бюджетного законодательства и предотвращение злоупотребления в бюджетной сфере, а также Счетная палата участвует в разработке механизмов усовершенствования бюджетного процесса в автономии. 

По словам В. Полищука, роль Счетной палаты — не бить по хвостам, а работать на упреждение.

Подготовила Елена ГУСАКОВА

при содействии специалистов Счетной палаты ВР АРК

Epson WP-4535DWF


готовый интернет-магазин на joomla